АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]О статье М. Ералыулы на казахском языке под названием «Қ. Көшербаев Сталинді неге жақтап отыр? Алапат аштықты геноцид емес дегені қалай?» В переводе на русский – «Почему К. Кушербаев поддерживает Сталина? Что значит, что катастрофический голод — это не геноцид?»[:]

[:ru]

На сайте «KZNEWS. KZ» вышла статья М. Ералыулы на казахском языке под названием «Қ. Көшербаев Сталинді неге жақтап отыр? Алапат аштықты геноцид емес дегені қалай?» или в переводе на русский – «Почему К. Кушербаев поддерживает Сталина? Что значит, что катастрофический голод — это не геноцид?» Мною (К. Жубаткановым) был сделан перевод на русский язык.

О новом подходе к жертвам голода глава государства Касым-Жомарт Токаев написал в статье «Независимость — самое дорогое». В связи с этим по всей стране проводились исследования, и казалось, что наметился ажиотаж. Но власти вроде бы хотят положить конец вопросу о голоде.

Государственный секретарь РК, председатель Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий К. Кушербаев направил Президенту К-Ж. Токаеву информационное сообщение.

По мнению Крымбека Елеуовича, голод 1931-1933 годов нельзя считать геноцидом. «Однако наши читатели, особенно журналисты и писатели, формирующие общественное мнение о голоде, часто неверно истолковывают эту трагедию и вводят общественность в заблуждение, полагая, что главной целью Сталина было истребление казахского народа и организация голода», — укоренилось в общественном сознании народа.

К сожалению, столь грубое мнение, что «власти хотели уничтожить казахов раз и навсегда», является безответственным в СМИ. Не следует упускать из виду, что такой подход имеет последствия для сегодняшнего дня и соответствующим образом влияет на скептицизм не только сталинского тоталитарного режима прошлого, но и нынешнего независимого Казахстана. Поэтому было бы уместно, чтобы Государственная комиссия, занимающаяся полным оправданием жертв политических репрессий, вынесла заключение, опровергающее такие взгляды, искажающие истинные причины голода», — сказал госсекретарь РК.

С Крымбеком Кушербаевым не согласен историк, член Государственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий Талас Омарбеков. Однако он предупредил, что должны быть конкретные документы, чтобы признать катастрофический голод прошлого века геноцидом.

В целом «геноцид» означает преднамеренное массовое истребление всего населения. Есть даже международный закон ООН о геноциде, принятый в 1948 году. Например, немцы, которые когда-то совершили «геноцид» против евреев, по-прежнему платят финансовую цену за человеческие жизни – жертв этого геноцида в соответствии с этим законом. Конечно, нельзя исключать геноцид, совершенный бывшими советскими властями против Украины и казахского народа. Однако требуется официальный документ, такой как приказ или указ, изданный одной страной, чтобы сознательно проводить политику геноцида против другой. «Без этого мы не можем открыто сказать, что бывшие советские власти совершили геноцид против казахов», — сказал Кушербаев.

— Украина открыто заявила, что голод прошлого века был геноцидом советских властей?

— Да, Украина была оседлым народом, занималась не животноводством, а сельским хозяйством. В советское время во время сталинской коллективизации украинский народ был окружен вооруженными силами, у него конфисковали продукты питания и убивали. Советская власть совершила настоящий геноцид украинцев.

И только вчера украинцы объявили этот исторический период геноцидом и подали в суд на Россию в соответствии с международным правом ООН. Другими словами, она обвиняет СССР и современную Россию и требовует компенсации. Однако Европарламент отклонил геноцид, потому что у него не было документов, подтверждающих, что геноцид был совершен политическими властями умышленно.

— В своем письме Президенту госсекретарь РК сказал, что ни Россия, ни кто-либо еще не имеют отношения к голоду. Кто же виноват в этой трагедии?

— Действительно, никто не отрицает, что период голода в нашей истории был «геноцидом» и что античеловеческая политика Сталина была ужасающей. Но если мы сегодня рассматриваем это историческое событие как «геноцид», то кто-то должен будет за ним встать и отвечать. Он является преемником бывшего советского правительства в сегодняшней России. Тогда России придется заплатить за убытки. А это приводит к сложной политической ситуации. Теперь нам нужно подумать о поддержании баланса между Китаем и Россией и спасении наших жизней. Нам нужно поднять пьедестал нашей страны и встать на ноги.

В свою очередь, я как профессиональный историк хотел бы ознакомить читателей со своей точной зрения.

Одним из сложных периодов и трагических страниц нашей недавней истории являются годы коллективизации тогдашней советской деревни/аула, которая проходила в Казахстане, как в целом по СССР в 1929-1933 гг.

Первые попытки проведения коллективизации были предприняты Советской властью сразу после революции. Однако в тот период существовало немало более серьезных проблем. Решение о проведении коллективизации в СССР принято на 15-м съезде партии в 1927 г. Причинами коллективизации стали, прежде всего: 1. — необходимость крупных капиталовложений в промышленность для проведения индустриализации страны; 2. — и «кризис хлебозаготовок», с которым столкнулись власти в конце 20-х годов. 

Социально-экономическая и политическая обстановка к началу 1928 г. серьезно осложнилась и требовала к себе взвешенного подхода к решению назревших проблем, но сталинская группа, которая только что добилась большинства в политическом руководстве, не проявила государственной мудрости в решении социальных вопросов и особенно к крестьянству. 

На места последовали подписанные И. В. Сталиным директивы с угрозами, в первую очередь по адресу партийных руководителей с требованием «поднять на ноги партийные организации…», «усилить борьбу с кулацкой опасностью». Таким языком с партийными работниками и организациями ЦК не вел разговор со времен гражданской войны. 

Сильнейший удар по казахскому хозяйству нанесла политика насильственного перевода скотоводов-кочевников и полукочевников на оседлость, хотя кочевое хозяйство еще не исчерпало свой экономический потенциал и оставалось во многом целесообразной системой в условиях Казахстана. 

Тем не менее, силовая политика по оседанию, а вслед за оседанием — по вовлечению их в колхозы была проведена в кратчайшие сроки. К февралю 1932 г. в Казахстане 87% хозяйств колхозников и 51,8% единоличников полностью лишились своего скота. На 1 января 1933 г. край, считавшийся крупной базой животноводства на востоке страны, насчитывал всего 4,5 млн. голов скота против 40,5 млн. голов накануне коллективизации.

Через архивные данные я раскрыл всю жестокость и бесчеловечность сталинской политики, когда рушились многовековые национальные устои, менталитет казахского и других народов бывшего СССР и формировался так называемый гомо советикус или совок. Он был просто винтиком, рабом всей советской государственно-экономической системы, который не имел никаких стимулов в своей работе, что и привело к кризису всей советской системы в середине 80-х годов 20 века и его сельского хозяйства, да и всей экономики в целом.

На примере статьи «Некоторые моменты коллективизации в Актюбинской области» наглядно видна вся преступная сущность сталинского режима и его политики во всех областях человеческого общества в СССР, Казахстане и Актюбинской области в конце 20 – начале 30 гг. 20 века. 

В мировой науке этим вопросом так или иначе занимались видные американские ученые-историки и советологи как Роберт Конквест, Марта Олкот и др. В Казахстане об этом впервые заявили такие известные ученые — историки Казахстана как Манаш Козыбаев, Жулдызбек Абылхожин, МакашТатимов, которые в 1989 году опубликовали в главном историческом журнале СССР – «Вопросы истории» статью под названием «Казахстанская трагедия». 

Я на основе архивных данных по Актюбинской области попытался путем анализа, систематизации и в хронологически-историческом порядке показать всю суть сталинской чудовищной и античеловеческой политики коллективизации и уничтожения такого слоя людей, которые являлись прежде всего генофондом любой нации СССР, Казахстана и Актюбинской области, трудовой, морально-нравственной и просто человеческой основой.

Комиссия, созданная в 1992 г. при Президиуме Верховного Совета Республики Казахстан, провела большую работу исследованию обстоятельств и причин голода. Опубликованы многочисленные исследования на русском и казахском языках. В столице Казахстана Астане в июне 2012 г. открыт памятник жертвам массового голода в связи с 80-летием трагедии. Как указывают представители власти, вследствие голода, а также от различных заразных заболеваний в 1930-е гг. погибло 2580000 казахов, 800 тысяч эмигрировали в другие страны. Из проживавших в республике представителей других народов от голода умерли 11% украинцев, 6% русских, 8% узбеков, 13% уйгуров, 10% татар, 11% немцев. 

Между тем, не менее трагичным был голод начала 1920-х гг., когда, по данным известного казахстанского демографа А.Н. Алексеенко, потери казахского населения составили 414 тыс. чел. (18,5% титульного этноса), а поголовья скота – на 46,5%. А.Мамырханова указывает, что всего в 1921-1922 гг. население республики сократилось на 876201 чел. Демограф М.Б. Татимов подсчитал, что со времени восстания 1916 г. вплоть до окончания массового голода в 1922 г. погибло 850 тыс. казахов и 200 тыс. бежало за пределы родины. Основными причинами этого голода в 5 губерниях республики, охватившего более 2,3 млн. чел., называются экономические, природно-климатические и политические. 

Алексеенко на основе собственных достаточно убедительных исследований доказывает: с учетом всех возможных поправок потери казахского населения составили 1840 тыс. человек или 47,3% от численности этноса в 1930 г. Американский специалист по Казахстану М.Б. Олкотт, считающая, что голод унес от трети до половины казахов: «Бремя ответственности за реализацию политики коллективизации и последующий голод должно быть распределено среди многих из тех, кто служил большевистской партии, с самого высокого уровня до самого низкого. Все они в той или иной степени продолжали проводить политику, которая, как им было известно, приводила к значительным человеческим потерям от голода».

На Международной научной конференции «Голод в Казахстане: трагедия народа и уроки истории», прошедшей в Астане 31 мая и 1 июня 2012 г., директор Института истории государства Комитета науки МОН РК Б. Аяган отметил, что численность казахов в республике в 1926 г. составляла 3 628 000 чел. Следующая перепись 1939 года показала, что народ потерял 1 300 000 чел., т.е. около 36% всей численности. 

По подсчетам ученых, с 1929 по 1931 гг. в Казахстане произошли 372 восстания, в которых участвовали более 80 тыс.чел. Голод продолжался примерно до 1938-1939 гг. — получения нового урожая и установления спокойствия в степи. Часть казахов, перекочевавших в Россию, тогда вернулись на родину.

Б.Аяган заявил: «Масштабы трагедии были столь чудовищны, что мы с полной моральной ответственностью можем обозначить ее как проявление политики геноцида. Такая констатация вытекает из строгих норм международного права, зафиксированных в Международной конвенции “О предупреждении преступления геноцида и наказаний за него». 

В коллективной монографии «Правда о голоде 1932-1933 годов» подчеркивается, что «Великий голод 30-х гг. в Казахстане действительно предстает как величайшая народная трагедия и национальная катастрофа, невиданная прежде в истории казахского народа и других народов Казахстана», когда с 1926 по 1939 гг. численность казахов уменьшилась на 36% (1300 тыс. чел.), что явилось «результатом политики, привнесенной извне». В заключении отмечено также, что, как и голод на Украине, Великий Голод в Казахстана признан геноцидом многими странами официально, включая США, Канаду, Австралию, большинство стран Латинской Америки и Восточной Европы. 

 

Керимсал Жубатканов

 

[:]