АЛТЫНОРДА
Культурное наследие

О самом главном….Казахстанский сериал, снятый турецкими режиссерами, бьет все рейтинги популярности…

Казахстанцы помнят, что именно братская Турция первой признала в 1991 году нашу государственность. В памяти кадры документальной хроники, показывающие празднующих казахскую независимость турок на площадях Стамбула и Анкары. 
Турция – это страна, первой оказавшая нам экономическую помощь в тяжелые девяностые. Однако мало кто знает, что в те же девяностые годы тысячи и тысячи турецких юношей и девушек по зову сердца отправились в далекий Казахстан, чтобы помочь молодой республике крепить свою государственность. 
Был среди той волны молодых энтузиастов-романтиков и юноша Озер Орал, всю свою оставшуюся жизнь связавший с новой родиной. Озер женился на казашке, дети его растут в нашей стране, да и сам он себя на семьдесят процентов считает казахом. Деловой и энергичный, он стал подлинным полпредом турецкого народа на казахской земле. А появившийся недавно на наших телеэкранах многосерийный фильм «Аке серты», к которому Озер Орал имеет самое непосредственное отношение, стал знаковым явлением в культурной жизни Казахстана.
ЛИТЕР-Неделя: Озер, сериал «Аке серты» (Отцовский долг) на телеканале «Казахстан» появился совсем недавно. Это правда, что он уже  стал лидером по количеству просмотров на казахстанском телерынке?
О.О.: 
Сериал «Аке серты» занял лидирующее место среди сериалов на всех казахстанских каналах в период с 21 по 27 января 2013 года. И это не просто мои слова. Я мог бы продемонстрировать таблицу рейтингов сериалов, транслировавшихся в то же время на разных казахстанских каналах. Наш сериал занимает лидирующие позиции.
ЛИТЕР-Неделя: Ну да. Процесс пошел. Я знаю, что женщины разных возрастов смотрят его с удовольствием.  Как только начинается «Аке серты», так о футболе можно забыть. Причем, несмотря на то что рассказ идет о казахстанских событиях, играют в фильме казахстанские актеры, сериал называют по привычке – турецким.
О.О.: 
Это неправильное суждение, только творческую и техническую сторону представляют турецкие специалисты, а вся актерская группа, тема, локации, проблематика – казахстанские.  Хотя, с другой стороны, у турок и казахов схожие обычаи, вера, традиции. Если этот сериал показать в Турции, туркам тоже будет интересно.
ЛИТЕР-Неделя: Верно то, что вы были сопродюсером картины?
О.О.:
 Да, проект «Аке серты» был создан в сотрудничестве. Но в дальнейшем я буду работать уже самостоятельно, своей компанией. В новом подготавливаемом мною проекте я буду сценаристом. Потому что я уже двадцать лет живу в Казахстане, знаю прекрасно эту страну. А с другой стороны, меня тянет к творчеству. Я уже подготовил синопсис нового сериала.
ЛИТЕР-Неделя: Вопрос сам собой напрашивающийся. Вы говорите, творческая и техническая сторона были представлены турецкими специалистами. Неужели в Казахстане не нашлось собственных режиссеров и операторов?
О.О.:
  В съемках сериала «Аке серты» участвовало пятнадцать специалистов из Турции. На свой второй проект, который, как я надеюсь, казахстанские зрители увидят в июле, я позвал только одного режиссера из Турции. Третий проект и вовсе будет исключительно казахстанским. Качество съемок от этого не пострадает. Почему? Да потому что в первом проекте рядом с турецкими режиссерами и операторами работали казахстанцы. Сорок человек. Они перенимали турецкий опыт. Не может сразу все получаться гладко, как мы хотим. Поэтому такой опыт был нам необходим.
Есть, правда, и другая причина, почему мы свой выбор остановили на турецких режиссерах. Казахстанцам нравятся турецкие сериалы. В вашей стране они популярны. Это своего рода бренд. Что тоже немаловажно для успешного проката картины.
ЛИТЕР-Неделя: Скажите, а сколько всего будет серий «Аке серты»?
О.О.:
  Шестнадцать. Самое интересное еще впереди. Не буду раскрывать содержание. Хотелось бы, чтобы картина продолжала держать зрителей в напряжении, но, если вы меня спрашиваете как сценариста, отвечу: «Все закончится очень хорошо». Всем будет интересно. Сегодня, как мы знаем, многие обсуждают перипетии сериала. Будь это дома или на работе. Это хорошо. Значит, лента получилась качественной.
ЛИТЕР-Неделя: А можно будет, скажем, «Аке серты» продать в Россию или Узбекистан? Турция же продает свои сериалы?
О.О.: 
 Собственником картины является телеканал «Казахстан». Это уже они будут решать его дальнейшую судьбу. Руководство канала довольно нашей работой. А мы со своей стороны готовы продолжать сотрудничество с ними. Я думаю, в будущем казахстанско-турецкое партнерство на ниве кино- и телеиндустрии будет только расширяться.
ЛИТЕР-Неделя: Вы сказали, что уже готов сценарий второго сериала. А о чем новая картина, если не секрет?
О.О.: 
 Рабочее название картины «Есть только миг», которое в процессе сьемок может и измениться. Это драма, рассказывающая о трех поколениях казахстанцев. Поэтому каждый зритель там увидит самого себя, или своего соседа, или коллег по работе. Основная интрига разворачивается между двумя парнями и одной девушкой. Но у каждого из них есть своя семья, свои соседи, коллеги по работе. Поэтому, я повторяю, каждый зритель в этой картине может отыскать знакомый персонаж.
ЛИТЕР-Неделя: А вообще, вы можете сказать, как турецкая интеллигенция относится к Казахстану? Ведь в прошлом мы были связаны одними узами. У нас схожий язык, общая вера, история.
О.О.: 
 В Турции Казахстан называют «Ата журт» – Земля предков. Поэтому и отношение соответствующее. Как к братьям и сестрам. Я знаю, многие казахстанские артисты и режиссеры снимают клипы и фильмы в Турции. Культурный обмен углубляется с каждым днем. При этом я не могу разделять казахстанское и турецкое кино. Кино – вне наций. Это мировое искусство.  Все зависит от таланта режиссера, от его видения. У Турции  опыта в этом деле больше. В киноиндустрии Турции задействовано более ста тысяч человек. Это целая кинофабрика.
ЛИТЕР-Неделя: А казахстанские режиссеры и сценаристы могут создать такую киноиндустрию у нас в стране? Есть ли соответствующий потенциал у Казахстана?
О.О.: 
 Разумеется. Потенциал есть.  Но все упирается в финансы. Если все отечественные каналы будут заниматься популяризацией казахстанских сериалов – тогда  да. Но нужны заказы.
И здесь же скажу о главном. Этот ваш вопрос на самом деле очень важен. Самая большая моя мечта – чтобы Казахстан не экспортировал фильмы из-за рубежа, а научился производить сериалы для массового зрителя у себя дома. Чтобы в этих кинокартинах присутствовал казахстанский колорит, показывались наши казахстанские города и поселки. Чтобы в них проходила красной нитью тема казахстанского патриотизма, тема казахстанской семьи. Так люди узнают о нашей стране.
Турция сегодня вышла на второе место по экспорту своих телевизионных сериалов. И это тоже бизнес, приносящий хорошие деньги и создающий дополнительные рабочие места. А почему казахи не могут сделать то же самое? Я думаю, что такое время, когда казахстанское кино совершит мощный рывок, не за горами. Я вижу огромный творческий потенциал казахского народа.

Беседовал Серик МАЛЕЕВ, Алматы

сценарий фильма «Есть только миг»

На улице уже светает, то ли это еще поздняя ночь, то ли раннее утро. В маршрутном автобусе,  после долгой рабочей смены, на ходу спит Саят. Через пару часов ему ехать в университет на занятия…
Саят учится на последнем курсе, одновременно подрабатывая в ресторане официантом.
Он вырос в семье, где никогда лишнего не могли себе позволить, и на учебу сейчас он зарабатывает сам. Воспитан он строгим, даже суровым и аскетичным отцом, а мать – научный работник – всю жизнь витает в облаках и думает об абстрактной науке, нежели о собственных детях. Помимо Саята у них есть еще дочь – Гульнар, которая имеет дар предвидения, гадает  на картах и всячески пытается предупредить Саята о предстоящих событиях, но, как и все другие молодые ребята, Саят не верит в эту чушь и слегка подтрунивает над этими увлечениями сестры.
У Саята сильный характер, он целеустремлен, амбициозен, в отличие от своего сокурсника Рината, которому в этой жизни все достается легко, ведь он – представитель золотой молодежи, сын частного предпринимателя-нефтяника, а значит, у него – самые последние марки и машин, и одежды, и аксессуаров. К тому же он романтичен и красноречив, нахватался с детства от частных преподавателей, репетиторов разных цитат, имен, строчек из стихов… Так и  поражает всех девчонок и своим обаянием, и красотой, богатством, завидный, «упакованный» жених, одним словом.
Так попалась в его «сети» и Диана, юная красавица-первокурсница, увидев которую первый раз в университетской столовой, оба приятеля, и Саят, и Ринат, влюбились.
Со временем Диана, которая ценила целеустремленность Саята, предпочитает Рината, так как тоже «любит ушами» и мерит свое будущее размером кошелька его отца. Ведь самой Диане в этой жизни приходится нелегко.  Ей пришлось рано повзрослеть.  Потеряв  маму, умершую от рака, не видя ярких перспектив в своем маленьком провинциальном городке, она приехала в Алматы не только учиться, но и перевезла отца в надежде, что, построив в этом большом городе свою судьбу, сумеет и отцу подарить кусочек радости на старости лет.
Своей женской интуицией она догадывается, что нравится многим парням, но ухаживания принимает только от Рината.
В глубине ее сердца еще не проснувшаяся женщина шептала ей, что именно Саят мог бы разбудить в ней эти чувства, но он был скуп как на романтические эмоции, так и на ухаживания.
Так же как и его отец, Ринат имеет многочисленных подружек, и постоянных, и случайных. Однажды он решает определиться и делает предложение Диане, при этом бросает свою подругу Аделю, которая ждала от него ребенка на тот момент.
В этом любовном треугольнике проигрывает Саят и пускает все свои силы на то, чтобы добиться в жизни того, что считается атрибутами современного успешного человека.
Во вновь образовавшейся молодой семье Рината и Дианы не все складывается гладко. Компания главы семейства – отца, на котором держалось все материальное благополучие семьи, разоряется, и бурная жизнь Рината, его сестренки Альфии, которая вела беспутное обывательское  существование, лопается, как мыльный пузырь.
Вскоре заболевает маленькая дочка Рината и Дианы, на лечение которой требуются деньги. После неудачной дорогостоящей операции в Китае они узнают, что ее спасет только трансплантация органа.  Решение всех этих проблем и забот ложится  на хрупкие плечи Дианы. В отчаянии она просит помощи у старого друга – Саята. Саят помогает ей не только деньгами, но и анонимно через клинику отдает свою почку…
А где-то растет маленький мальчик, еще одна кровинушка рода Сартаевых, о котором случайно узнает мать Рината, милейшая женщина, которая всегда хотела объединить семью. Теперь у этой доброй, но по сути несчастной женщины, просидевшей всю жизнь в золотой клетке, одна цель – воспитать этого внука, мать которого, Аделя, умирает случайной смертью.
Диана, ради спасения жизни своей маленькой дочери готовая идти на все, сквозь призму этой трагедии понимает, что сердце ее принадлежало сильному Саяту…
Но отверженный когда-то Саят  горд, и сейчас, когда любимая женщина падает перед ним на колени, он ее отталкивает, ту, ради которой он построил свою жизнь так, чтобы доказать только ей, чего он достиг.
Униженная Диана уходит от него как побитая собака.  Но через мгновение Саят понимает, что же он натворил, он же так мечтал об этом миге всю свою жизнь… Он выбегает  следом за ней, быстро садится в машину и пытается ее найти.  Но злой рок не дает сбыться его мечтам…
В этой истории развиваются события вокруг трех поколений: пожилых родителей, их детей и их внуков. Каждый из них переживает свою отдельную человеческую историю, преодолевает трудности, короткие радости, разные жизненные обстоятельства. Но всех их объединяют общечеловеческие ценности, простые и понятные всем, те, к чему стремится каждый человек:  любовь, вера, надежда.