АЛТЫНОРДА
Новости Алматы

О будущем Алматы

М.М. Казанцев в статье «Как спасти Алматы от разрушительного землетрясения» (Мегаполис. № 11 от 4 апреля 2011 г.) весьма своевременно поднимает беспокоящую жителей города проблему.Будучи участниками взрыва в урочище Медео, мы еще в 1963 г. обсуждали проблему устранения сильного землетрясения путем проведения серий мелких взрывов. Тогда вопрос стоял о длительности такой защиты. Прошло уже около 50 лет, и можно вполне достоверно утверждать об эффективности этого метода, аналогичного упреждающему спуску снежных лавин и селей.

Для обеспечения гарантированной эффективности этого метода защиты следует проводить регулярные подземные взрывы вблизи зон максимальной подземной напряженности, которая сегодня уже прогнозируется приборами.

В зонах защиты города заряды скважин должны автоматически взрываться от давления фронта мощной сейсмоволны и иметь воздушные промежутки, что позволит снизить максимальную магнитуду, растянув ее во времени. Выбор месторасположения, интервала скважин и нахождение очага мощного землетрясения по силам Институту сейсмологии, Центру взрывных работ и МЧС РК.

Причем основные работы нужно выполнить до 2013– 2015 гг., когда ожидается реальная угроза разрушительного землетрясения.

Однако Алматы угрожает не только разрушительное землетрясение, но и мощные сели, связанные с глобальным потеплением и бурным таянием горных ледников, дефицит питьевой воды, электроэнергии, газоснабжения и главное – недопустимое загрязнение застойной атмосферы города.

По решению последней проблемы уже разработано 3 проекта:

– с использованием энергии горных рек и горнодолинной циркуляции воздуха;

– альтернативный проект с расширением города в северном направлении с созданием купольных районов;

– проект солнечной энергостанции САКЭС по Проходному ущелью.

Все они позволят снизить загрязнение атмосферы города до допустимого уровня, а последний – решить проблемы дефицита электро- и теплоснабжения города и области.

Решению проблемы загрязнения атмосферы города может способствовать и переход автотранспорта на использование рекомбинированного углеводородного и газового топлива, который обещает снижение вредных выбросов сгорания на 85–90% и расхода топлива на 30–50%.

Следовательно, будущее г. Алматы не столь мрачно, как видят его многие. Но для этого необходимо сегодня выполнить большой объем упреждающих работ, а не готовить место для захоронения 300 тыс. человек при ЧП.

Низовкин Валентин Михайлович,

канд. техн. наук, генеральный конструктор

ТСКБ альтернативной энергетики и транспорта,

академический советник НИА РК,

автор 200 публикаций, 150 изобретений и открытий