саммитНынешний саммит СВМДА был, наверное, самым ожидаемым событием в истории данного политического форума. Во многом благодаря властям Китая, анонсировавших предстоящее событие в Шанхае как поворотную веху в истории самой организации. Вначале представители Поднебесной говорили о новой концепции региональной безопасности. Но позже умерили тон. Как отметил заместитель министра иностранных дел КНР Чэн Гопин перед самой встречей, когда в Шанхай стали пребывать лидеры разных государств: «На саммите мы надеемся предоставить разным странам платформу для обмена мнениями по вопросам безопасности и сотрудничества в Азии».

Интерес к предстоящей встрече подогревало противостояние Запада и России на постсоветском пространстве. Это событие также обещало отразиться на работе СВМДА. Тем не менее, здоровый прагматизм возобладал. Участники встречи не стали вдаваться в текущие дела, а сосредоточили внимание на укреплении мер безопасности и перспективах развития СВМДА. Поэтому самым главным предложением, стала озвученное намерение создать на основе механизма действующую организацию.

– Мы связываем большие надежды с председательством вашей страны (КНР, – ред.) в СВМДА и выражаем уверенность в трансформации Совещания в действенную международную организацию, – отметил казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев во время встречи с председателем КНР Си Цзиньпинем.

Отметим, что в данный момент СВМДА больше напоминает дипломатический форум или площадку, на которой представители азиатских государств обмениваются мнениями. Но при этом беседа за общим столом никого и ни к чему не обязывает. В отличие от данного формата, организация предполагает координацию между государствами, благодаря чему эффективность работы СВМДА должна усилиться.

Стоит отметить, что предложение на базе СВМДА создать организацию озвучили китайские партнеры. Эту позицию, уже в рамках заседания активно поддержал Казахстан. Президент страны даже предложил создать аналог Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Азии и немного под другим названием Организация по безопасности и развитию в Азии (ОБРА).

– Она должна составить здоровую конкуренцию ОБСЕ. Запад в отрыве от Востока без взаимного сотрудничества и взаимопонимания, а также учета восточных традиций и ценностей, не может устойчиво развиваться и претендовать на монополию в поиске истины, – отметил глава нашего государства

По словам президента, этому решению способствует и глобальный кризис, который «нарастает, охватывая одну сферу за другой: финансовую, экономическую, социально-политическую, вплоть до культурно-духовной». В результате чего, современный мир переживает глубокую трансформацию, в том числе и международная безопасность.

– Это кризис всех сторон и устаревшей модели развития мира. Это общецивилизационный кризис, который является системным. Поэтому нам, странам Азии, необходимо самим заняться мирным развитием континента. Важным инструментом в этом процессе может стать ОБРА, – заявил Нурсултан Назарбаев.

Главная проблема ОБСЕ состоит в том, что в постбиполярный период организация использовалась для продвижения интересов стран Европы, при этом реальные проблемы региональной безопасности отошли на второй план. Иными словами, ОБСЕ должна была, по крайней мере, визуально, обеспечить доминирование Запада. Как не трудно догадаться, делалось это за счет утверждения демократических стандартов на пространстве от Ванкувера и до Владивостока. Но проблема в том, что ОБСЕ это прежде всего инструмент обеспечения мира и спокойствия. И с такой задачей организация в последние годы плохо справлялась.

Как показало время, предположение, что демократия сама по себе способна усиливать безопасность и генерировать стабильность, оказалось иллюзорным. Это вовсе не значит, что необходимо выбирать между демократическими ценностями и безопасностью. Это значит, что обозначенные два направления в работе ОБСЕ логично решать отдельно друг от друга. При этом необходимо помнить о том, что без стабильности не может быть устойчивой демократии. Следовательно, приоритеты в работе организации необходимо менять.

Кстати, на эту особенность в ходе заседания СВМДА обратил внимание президент Российской Федерации Владимир Путин.

– Региону требуется архитектура безопасности, которая гарантировала бы равноправный характер взаимодействия, подлинный баланс сил и гармонию интересов. Убеждены, что все это должно основываться на неделимости безопасности. Будущая система подлинной и равной безопасности в Азии должна опираться на баланс механизмов двусторонней и многосторонней дипломатии, исключать любые замкнутые и узкие системы или блоки. Только такой подход позволит нам избежать появления в регионе новых политических и идеологических разломов, – отметил российский лидер.

свмда

Неудивительно, что ОБСЕ не редко напоминает монумент «холодной войны». Хотя организация пользуется авторитетом в окружающем мире, о чем говорит встреча СВМДА, где ссылались на европейский опыт, тем не менее, она в последние годы не справляется с вызовами в сфере региональной безопасности. И об этом говорит не только война между Россией и Грузией в 2008 году, но и нынешний острый политический кризис в Украине.

Кстати, говоря об аналоге ОБСЕ, казахстанский лидер не стал копировать «евро-механизм». В названии вместо «сотрудничества» предложил использовать созидательное слово «развитие». Тем самым задаются приоритеты в работе ОБРА. Она должна не только укреплять доверие между странами, а также способствовать их развитию. Речь идет о взаимопроникновении стран, когда сотрудничество между ними охватывает широкий спектр. Сюда входят как политические консультации, так и экономические связи: обмен инвестициями, реализация совместных проектов и т.д. Не случайно, в Шанхае казахстанский президент Нурсултан Назарбаев вспомнил выступление председателя КНР Си Цзиньпиня, во время его визита в нашу страну.

– В сентябре 2013 года в Астане вы выступили с важной инициативой создания «экономического пояса Шелкового пути». Казахстан готов принять активное участие в рассмотрении путей реализации данного масштабного проекта, который будет охватывать такие сферы, как экономика, торговля, транспорт, инвестиции, финансы и культура. Осуществление этой инициативы сыграет важную роль в развитии всего нашего региона, – отметил казахстанский лидер обращаясь к китайскому лидеру.

Очевидно, что интересы Китая и Казахстана в данном случае пересекаются. Для нас все очень просто, рост экономики, торговли, рост благосостояния населения и снижение уровня бедности будет укреплять стабильность, и снижать риски в сфере региональной безопасности. Тем более что потенциал для этого имеется. Поднебесная является крупной экономикой мира, и она способна конвертировать свой успех в стабильность. Правда Китай, как выяснилось на заседании в Шанхае, на проблему региональной безопасности смотрит несколько шире. Пекин в рамках встречи лидеров стран СВМДА предложил партнерам поддержать концепцию борьбы против «трех зол»: терроризма, экстремизма и сепаратизма.

– Китай вместе с Россией выдвинул инициативу о безопасности и сотрудничестве в Азии, которая должна сыграть важную роль в укреплении мира и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, – отметил председатель КНР.

Правда, не понятно, насколько предложение китайской стороны продуктивно. Дело в том, что концепция борьбы против «трех зол» лежит в основе Шанхайской организации сотрудничества. И получается, что обе структуры друг друга подменяют. Тем более что накануне ШОС и СВМДА подписали меморандум о взаимопонимании. Ясно, что Пекин остро нуждается в поддержке партнеров в борьбе с терроризмом и сепаратизмом. Но проблема в том, что все эти явления в нашем регионе воспринимаются неоднозначно. К примеру, для Ирана ХАМАС и «Хизболла» – это эталон борьбы за права палестинского народа, а для Израиля – террористические структуры. Причем представители двух стран в эти дни находились в Шанхае на заседании СВМДА.

Поэтому куда более важно говорить об уважении к государственному суверенитету и территориальной целостности и мерах по снижению радикализма в политике, что позволит укрепить как меры доверия между странами, так и региональную безопасность в целом. Впрочем, этот пункт нашел отражение в принятой по итогам встречи Шанхайской декларации СВМДА. Как говориться в тексте документа: «Мы подтверждаем, что будем придерживаться таких основополагающих принципов, как уважение суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг друга, урегулирование споров путем мирных переговоров».

Важно отметить, что нынешнее заседание СВМДА стало дебютным для лидера пятого поколения китайских руководителей Си Цзиньпиня, который только в прошлом году занял пост председателя КНР. В этом смысле встреча в Шанхае носила знаковый характер и позволяла говорить о приоритетах китайских властей. Очевидно, что реформы в Китае не прошли даром. И речь идет не только о его укреплении в мировой экономике и политике, но и о мировоззрении страны, которая тоже с годами изменилась. Выступая на заседании СВМДА, Си Цзиньпинь предложил задействовать не только правительственные структуры, но и неправительственные.

– Предлагаем создать сеть обмена на общественной основе путем проведения неправительственного форума СВМДА, чтобы заложить прочную социальную основу для широкого распространения концепции безопасности СВМДА и укрепления его авторитета и влияния, – отметил председатель КНР.

Китайская инициатива усиливает сотрудничество между странами, поскольку она охватывает все этажи современного общества и способствует росту взаимопонимания. С другой стороны, Поднебесная дает понять, что времена, когда вопросы региональной безопасности обсуждались в узком кругу политиков и дипломатов, уходят в прошлое. Кстати об этом более красноречиво говорит опыт работы сайта «WikiLeaks» и ситуация вокруг экс-агента АНБ (США) Эдварда Сноудена. Во-первых, шила в мешке не утаишь. Во-вторых, сегодня показатель эффективности зависит не только от профессионализма госслужащих, но и участия общества. И чем прозрачнее будет деятельность СВМДА, тем продуктивней будет работа. И, в-третьих, укрепление доверия начинается с откровенного разговора.

 

 

Рубрика: