ааа.jpgл.jpgдО качестве преподавании казахского языка в школах с казахским языком обучения в городе Алматы.

Изучение государственного языка стало главной целью в общеобразовательных учреждениях, где создаются  все условия для того, чтобы молодое поколение научилось не только говорить, но и думать на казахском языке. Акимат города Алматы целенаправленно разделил казахские  классы на две группы в школах с казахским языком обучения.    Об эффективности казахстанского  образования  рассказала «Алтын Орде»  руководитель отдела по учебной работе Батырбаева Мадина.

На данный момент в  городе Алматы  функционирует 186 общеобразовательных школ. Из них  60 казахских школ, в которых обучаются около 58 тысяч учеников. Примером образцовой школы с казахским языком обучения можно считать недавно открытую 109 школу, которая ранее была русскоязычной.    Если говорить о системе образования казахского языка в казахских школах, главным подходом в нововведении является правильно подобранная методика. Так, деление класса на две группы в школах с казахским языком обучения, при количестве учеников класса двадцати пяти и более- один из эффективных методов. С этой целью из местного бюджета выделяются значительные финансовые средства.

«Такая поддержка со стороны акимата города Алматы оказывает большое влияние на качество обучения государственного языка и способствует развитию мышления учеников»,-делится методист городского управлления Елена Тюкачева .

Стоит отметить, что повышению качества изучения казахского языка и литературы способствуют  факультативные занятия в школах и работа клубов.    Например, в школах №12, 15, 62, 86, 123, 131, 136, 138, 139, 159, 173 действует клуб «Шешендік өнер», где дети могут проявлять свои ораторские способности.   Подобного  рода клубы направлены на формирование и развитие культуры языка.   Ученик казахской гимназии №86 Ниет Кабышев считает, что факультативные занятия  раскрывают талант и способности школьников, а также прививают правильное  воспитание и отношение к  языку.

Для лучшего восприятия казахского языка и литературы  используются различные методики и технологии.  А именно, комплексный разбор языковых материалов, модульное обучение, уровнево-дифференцированное обучение, дистанционное обучение,  где используются информационно-коммуникационные технологии при изучении государственного  языка. Наряду с этим, на курсах  повышения квалификации распространяется опыт творческих  работающих  учителей,  что в будущем помогает им  при написании научных трудов.

Знания школьников, их эрудированность, а главное тягу к изучению языков – все это можно отнести к призванию учителя.

Стоит отметить в этой связи педагогов, которые добиваются высоких результатов в обучении казахского  языка и литературы: Камалиева З.М.(лицей №24), Мунасаева Р.Н., Тогайбаева Н.С.(гимназия №15),  Ибрагимова Ж., Рыскелдиева Г., Демеуова Б., Хамза М. (гимназия №62), Темурбаева С., Мухтаркулова А. (школа-гимназия №140), Мукышева М., Кашкынбаева С. (гимназия №138), Унайбаев К.  (гимназия №175) и многие другие.

Достаточно высокие результаты учащихся казахских школ в ЕНТ. В 2013 году в тестировании приняли участие 2275 выпускников. В сравнении с результатами ЕНТ 2012 года средний балл в школах с казахским языком обучения повысился на шесть баллов. Так,  общеобразовательные учреждения №64, 131, 148, 15, 178 показали самые высокие результаты.

«Качество знаний учеников – результат творческой работы учителей. В 2013 году в республиканской олимпиаде по общеобразоватеьным предметам приняли участие 86 учеников казахских школ, из них 66 заняли призовые места. В том числе, в олимпиаде по казахскому языку и литературе участвовали 4 ученика, все заняли призовые места. Это  ученица 10-класса общеобразовательной школы№43 Муса Назерке 2-место, серебряная медаль; ученица 10-класса лицея№161 Оспанова Мадина 3-место,бронзовая медаль; ученик 11-класса общеобразовательной школы №41 Станколов Саят 3-место, серебряная медаль; ученик 11-класса гимназии №175 Айтбазар Райхан 2-место, серебряная медаль»,- с гордостью отмечает руководитель отдела по учебной работе .

 

Наряду с этим, в этом учебном году в целях развития научно-исследовательской деятельности одаренных детей, проводилось  традиционное состязание по научным проектам. Из города Алматы в республиканских научных состязаниях участвовали 90 учеников казахских школ, из них 72  школьника одержали победу. В том числе, трое  участвовали в секции «Казахская литература». В результате двое  стали победителями: ученица 11-класса гимназии№138 Казбек Ляйла, ученица 11-класса школы-гимназии №162 Айбергенова Айдана заняли 1-место.

Аким города наградил победителей республиканских олимпиад и  конкурса научных проектов  медалью «Уркер».

Ораторство и глубокие познания казахского языка  развивают интеллект у школьников благодаря чтению классиков казахской литературы. Так, ученики школ города участвуют в республиканских чтениях, посвященных творчеству Абая, Шәкәріма, Махамбета, Магжума Жумабаева, посвященных 120-летию поэта. По результатам республиканских чтений, которые прошли в городе Атырау, в номинации «Тартынбай сөйлер асылмын» ученик 11-класса школы-гимназии №147 занял 2 место, в номинации «Ұлы арман» ученик 9 класса гимназии №36 Болат Маргулан занял 3-место, в номинации «Ел құтқарар асыл ер едім…» ученик 11-класса школы-гимназии №86 Олжаев Медет получил сертификат участника.

За последние 5 лет увеличилось количество школ и детских садов с казахским языком обучения, что несомненно радует казахоязычных детей и их родителей.

«На наш взгляд, долг учителей казахского языка – воспитывать уважение к государственному языку у граждан,  и способствовать повышению статуса казахского  языка в нашей стране», — поделилась своими  сокровенными надеждами в конце нашей беседы Мадина Ашхатовна.

 

Рубрика: