Данную постановку проблемы уж точно не поймет ни один иностранец и даже, возможно, лицо неказахской национальности внутри страны. Хотя все же… Кажется, русским людям знакома ситуация, когда нищему попрошайке прохожий отказывает в милостыне, исходя из логики «пропьет ведь!»…Конечно, увеличение социальной помощи беднейшей части населения – дело даже богоугодное, не говоря о гуманизме. Вместе с тем новая социальная политика должна, на наш взгляд, дополняться и мерами по оздоровлению народных нравов, «модернизации общественного сознания», его рационализации, если хотите, разумной мусульманизации (ярким лозунгом для простых казахов будет хадис Пророка «Бережливость – половина богатства» и аят Корана о том, что «Расточители (транжиры) – это братья дьяволов»).
Быть может, следует найти какие-то реальные механизмы, формы контроля (общественного или государственного) за тем, чтобы поступающие пособия и выплаты были адресными и правильно расходовались и на микроуровне, т.е. внутри самих этих семей и групп населения – чтобы в итоге от этого реально улучшилось в Казахстане здоровье, настроение маленьких детей, а не … гостей этих казахских семей. Что мы имеем в виду? Дело в том, что многие знают о нелицеприятных чертах коллективной ментальности казахов, в том числе расточительстве и гипертрофированном обычае гостеприимства, страсти к тоям и дорогим похоронам (для чего даже самые бедные семьи влезают в долги, ввязываются в кредитную кабалу и т.д.).
В реальной жизни мы наблюдаем, как люди даже из малообеспеченных семей вместо того, чтобы сосредоточиться на здоровье и воспитании своих детей, тратят большую часть своего заработка на различные торжества, приемы гостей, подарки на юбилеи и дни рождения и т.д., одним словом, как заколдованные не имея возможности вырваться из тяжких цепей неуместного казахского гостеприимства и гиперобщения.
Сам Елбасы (Президент РК) как-то вскользь критиковал привычки простых казахов брать кредит для свадьбы. Стоит заметить, что более шокируют граждан неказахской национальности и иностранцев и давно стали притчей во языцех «традиционные» представления и обряды казахов относительно похорон и поминок – в силу дороговизны и других странных, архаичных, по сути кощунственных черт «праздника» – на фоне лежащих где-то рядом, еще не погребенных трупов близких людей.
И все же в Казахстане пока стыдятся признать вслух и официально, что с национальной психологией и нравами что-то не так. Нет другого выхода, кроме как государству, депутатам и министрам взяться за регулирование и «упорядочение народных традиций, торжеств и обрядов» (как в Таджикистане и Узбекистане). Иначе получается замкнутый круг: официально бороться со знаменитыми казахскими «понтами» мешает тот же казахский гонор, высокомерие «номада Великой Степи» – уже на уровне власти и государства: типа, как это мы ударим лицом в грязь и вслух признаем ментальные болезни нашей прекраснейшей и мудрой нации?!!! Да еще начнем подражать «отсталой» и «недемократичной» Средней Азии… А надо бы вспомнить, что великий Абай учил казахов самокритике, призывая не стесняться учиться у других народов, в частности, иногда брать пример с русских, татар, узбеков (см. Абай. «Гаклийа» / «Размышления» — «45 Слов»).

Новости Казахстана. Алтынорда.

Рубрика: