АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

Наше призвание – служение нации

О том, как повлияют на систему государственной службы рассматриваемые сегодня в Парламенте поправки в соответствующее законодательство, мы попросили рассказать депутата Мажилиса Парламента РК Анатолия ПЕПЕНИНА.

– Анатолий Сергеевич, Мажилис в первом чтении одобрил предлагаемые поправки. У вас большой опыт работы в сфере государственной, в частности, кадровой службы. Как бы вы прокомментировали данные законодательные новации?

Закон «О государственной службе», принятый в 1999 году, позволил установить отвечающий актуальным потребностям подход к формированию эффективной системы госслужбы и единой кадровой политики, ориентации государственных служащих на служение обществу.

В результате проведенных за годы независимости системных реформ в Казахстане сформирована модель государственной службы, признанная международными экспертами. Стратегические установки Главы государства по вхождению республики в число наиболее конкурентоспособных государств определили необходимость проведения дальнейших реформ. Направления совершенствования законодательства базируются на положениях Концепции новой модели государственной службы, утвержденной Указом Президента в июле прошлого года, и его конкретных поручениях.

Главные задачи закона – совершенствование профессиональной государственной службы, повышение ее привлекательности на основе введения новой системы должностей государственных служащих, внедрения более эффективных процедур отбора на госслужбу, профессионального и карьерного продвижения за счет личных заслуг, совершенствования управления человеческими ресурсами.

Таким образом, законопроект направлен на реализацию принципа Стратегии «Казахстан-2030», согласно которому государственная служба должна стать синонимом понятия «служение нации».

– Какие принципиальные изменения вносятся в систему государственной службы?

– Во-первых, это направление, связанное с повышением эффективности и прозрачности механизмов отбора и продвижения кадров. Планируется одновременно и повышение ответственности должностных лиц за незаконные кадровые решения.

Второе направление – совершенствование методов оценки труда госслужащих, которая увязывается с системой аттестации.

Третье направление обеспечивает реализацию поручения Президента РК о создании управленческой элиты – корпуса высших административных государственных служащих, так называемого, корпуса «А».

Следующее важное направление, на мой взгляд, – повышение роли кадровых служб, которые должны наконец стать службами управления персоналом. Будет принято типовое положение об этих службах, четко очерчен круг их ответственности и полномочий для усиления роли в оценке и продвижении кадров внутри госоргана.

Предусматриваются меры по повышению эффективности кадровой работы и на региональном уровне. В законопроекте отдельный раздел посвящен этике государственных служащих, усиливаются меры, направленные на разрешение конфликтов интересов, предупреждение антикоррупционного поведения госслужащих.

– Расскажите о специфике разделения государственных служащих на политических и административных, а также о механизмах меритократии.

– Кроме существующих ныне политических и административных государственных служащих, как я уже сказал выше, в соответствии с поручением Главы государства в структуре административных государственных должностей будет создан управленческий корпус «А».

Что понимается под ним? Это – административные государственные должности управленческого уровня, для которых предусмотрен особый порядок отбора. На этих руководящих должностях необходимы навыки стратегического планирования и умение принимать управленческие решения. Подобные должности существуют в разных странах мира.

Что касается принципа меритократии, то он должен лечь в основу при принятии решений по отбору и карьерному продвижению кадров на государственной службе.

В основе эффективной реализации поставленных задач лежит человеческий капитал, профессиональная компетенция государственного аппарата. Инструментом реализации потенциала людей и является меритократия.

Меритократию мы рассматриваем как признание заслуг, когда труд человека, государственного служащего будет оцениваться по достоинству и открывать для него возможности профессионального, карьерного и социального роста, когда на государственную службу придут наиболее достойные, нравственные, компетентные, талантливые и трудолюбивые люди.

Меритократия в перспективе должна стать нормой корпоративной культуры и организационной составляющей эффективной деятельности государственного аппарата.

Таким образом, законопроект направлен на повышение уровня доверия населения к системе отбора кадров, к соблюдению принципов меритократии и как результат – к росту профессионализма государственных служащих.

– Один из актуальных вопросов, обсуждаемых сегодня в обществе, – «кочевка» команды того или иного руководителя при его назначении на новое место работы. Какие механизмы предусмотрены в документе, для того чтобы сломать порочную практику?

– Законодательством «О государственной службе» обеспечивается защита прав административных государственных служащих. Закреплена норма о том, что смена политических госслужащих не может служить основанием для прекращения службы административными служащими.

Принятая в 1999 году редакция Закона предусматривала занятие вакантных должностей только на конкурсной основе, однако поправками 2003 года внедрен институт назначений в порядке перевода, который в настоящее время дает возможность для смены кадров в случае смены первого руководителя, особенно в регионах.

Главой государства даны поручения о прекращении так называемой практики «командных перемещений». В связи с этим законопроектом предусматривается сокращение возможностей для внеконкурсных назначений.

Назначения в порядке перевода будут осуществляться только внутри государственных органов, а перевод в другие государственные органы – допускаться только в случаях, определяемых Главой государства.

Учитывая, что перед «командным перемещением» идет так называемая «расчистка мест», законопроектом выделяется такой состав дисциплинарных правонарушений, как «неправомерное назначение лиц на должности и/или их освобождение», «неправомерное наложение дисциплинарных взысканий на административных госслужащих».

Соответственно, предусматривается ответственность должностных лиц за незаконные кадровые решения.

– Расскажите подробно о механизмах отбора госслужащих в кадровый резерв. Насколько они станут прозрачными и в то же время более жесткими? Известно, что одним из условий становится психометрическое тестирование кандидатов…

– Прежде всего, планируется совершенствовать процедуры отбора и повысить роль кадрового резерва, который будет формироваться из числа участников конкурса именно данного государственного органа. Теперь госорган сможет назначить только того резервиста, которого сам ранее рекомендовал для зачисления в резерв.

Резервисты, рекомендованные другими государственными органами, уже им не смогут быть назначены. Это позволит исключить ситуацию, при которой в резерв рекомендуют «по звонку», то есть, когда государственные органы договариваются между собой о зачислении в резерв, чтобы потом обойти конкурс.

Соответствующий анализ, проведенный в прошлом году, выявил тенденцию, при которой государственные органы очень часто брали на работу резервистов, которых не они рекомендовали, причем в течение короткого времени после зачисления в резерв.

Для государственных органов появится возможность реальной работы с резервистами – они смогут их приглашать для прохождения стажировки, ознакомления с аппаратной работой.

Что касается психометрических тестов, то их, на мой взгляд, можно применять для отбора в кадровый резерв корпуса «А», но они станут лишь одним из этапов тестирования, в которое обязательно должна входить проверка на знание законодательства.

К примеру, для ответственных секретарей тестовые задания будут составляться из 10 нормативных правовых актов (Конституция, Бюджетный кодекс, Гражданский кодекс, законы о госслужбе, о борьбе с коррупцией, об административных процедурах, о нормативных правовых актах, о Президенте, о государственных символах и по кодексу чести госслужащих). Кроме того, предусмотрены тесты для определения уровня управленческих компетенций, логического мышления.

По первому виду тестирования устанавливается пороговый уровень. Результаты остальных будут носить рекомендательный характер. Психометрическое тестирование или тестирование по компетенциям успешно применяется в ряде стран. Оно позволяет составить портрет будущего управленца и определить, насколько он готов занимать высокий пост, управлять людьми, принимать важные решения.

– Будет ли Агентство по госслужбе рассматривать в необходимых случаях вопросы привлечения к дисциплинарной ответственности госслужащих, отнесенных к корпусу «А»?

– В соответствии с Правилами наложения дисциплинарных взысканий на административных госслужащих в Агентстве создана и действует Дисциплинарная комиссия уполномоченного органа по делам государственной службы, в полномочия которой входит рассмотрение дисциплинарных дел служащих категорий С-1, С-2, С-3, С-4, совершивших коррупционные правонарушения, влекущие дисциплинарную ответственность, а также допустивших нарушения Кодекса чести.

Соответственно, дисциплинарные дела в отношении служащих категории В-1 рассматриваются Комиссией при Президенте РК по вопросам борьбы с коррупцией.

Думается, что ответственность госслужащих корпуса «А» будет рассматриваться Комиссией при Президенте РК по вопросам борьбы с коррупцией и Дисциплинарной комиссией уполномоченного органа по делам государственной службы, в зависимости от категории. Но данный порядок уже будет определен в актах Главы государства, принятых в целях реализации рассматриваемого нами законопроекта.

Лаура ТУСУПБЕКОВА

Источник: Сайт газеты «Казахстанская правда»