банниковМЫ НЕ СТАЛИ БЫ ПОДНИМАТЬ ЭТУ ИСТОРИЮ БОЛЕЕ ЧЕМ ДЕСЯТИЛЕТНЕЙ ДАВНОСТИ, ЕСЛИ БЫ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ В НЕЙ ЗАМЕШАН, ОСТАВИЛ В ПРОШЛОМ СВОИ МОШЕННИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ПОДСТАВЛЯТЬ, ОЧЕРНЯТЬ, «КИДАТЬ» ОППОНЕНТОВ, «ОТЖИМАТЬ» БИЗНЕС И ИДТИ ПО ГОЛОВАМ КОЛЛЕГ, ИСПОЛЬЗУЯ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО ЧИНОВНИКОВ И ДИПЛОМАТОВ (ЧТО-ЧТО, А ПРОИЗВЕСТИ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ИНТЕЛЛИГЕНТНОГО ЧЕЛОВЕКА НА СИЛЬНЫХ МИРА СЕГО ОН УМЕЕТ, ВПРОЧЕМ, КАК И ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ ОСТАПА БЕНДЕРА). Речь пойдет о главном редакторе российского еженедельника «АиФ Кыргызстан» Александре Банникове (он же генеральный директор пресс-центра «Россия», главред информационного портала «News-Asia» и гендиректор российского информагентства «Новый Регион – 2» в Центральной Азии), когда-то редакторствовавшем и в газете «Московский Комсомолец в Кыргызстане», и в «МК Урал». Как выясняется, и работает-то на территории КР Александр Владимирович незаконно.

Супер-«аргонавт»

В июне далекого 2001 года Ленинский райсуд Бишкека «рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению Банникова Александра Владимировича, 21.07.1964 г.р., уроженца г. Бишкек… работающего редактором газеты «Московский Комсомолец в Кыргызстане», обвиняемого в совершении преступлений предусмотренных ст.ст. 148 («Мошенничество»), 155-3 («Ложная реклама»), 159-2 («Уклонение от налогообложения»),162-2 («Незаконный выпуск ценных бумаг») УК КР… признал Банникова виновным и приговорил к 4,5 годам лишения свободы с конфискацией имущества, с отбыванием наказания в колонии-поселении…».

Чего только нет в материалах банниковского уголовного дела: многочисленные махинации, вклады, привлеченные под совершенно фантастические, немыслимые проценты и их присваивание в ущерб обманутым вкладчикам… В деле фигурируют 1218 потерпевших, которым нанесен ущерб в сумме 3,5 млн сомов, почти 100 млн рублей и более 200 тысяч долларов. Вернуть вкладчикам из этих сумм удалось крохи — 59 тыс. сомов и 65 тыс. рублей.

В начале 90-х Александр Банников организовал ассоциацию малых предприятий (АМП) «Арго». Через СМИ «аргонавт» давал объявления о приеме денежных средств от населения, обещая выплату бешеных дивидендов — 360% годовых! При этом была распространена заведомо ложная информация об обеспечении вкладов. Первое время дивиденды действительно выплачивались. Довольные вкладчики «рекрутировали» новых клиентов. Вскоре выплаты, естественно, прекратились, что немудрено: по такой схеме работают все финансовые пирамиды. Обогатиться успевает сам основатель пирамиды и близкие к верхушке участники, а все остальные неизбежно теряют вложенные средства.

В результате ложной рекламы в кассу банниковского «Арго» поступили 5,3 млн сомов, 350 тыс. долларов и 150 млн. рублей — это были как деньги вкладчиков, так и суммы за реализованные акции, необеспеченные, кстати, никаким имуществом. Большая часть этих денег не была оприходована, не сдавалась в банк, тем самым сумма налогов, неуплаченных в бюджет, составила 1,1 млн сомов.

Следствие инкриминировало Банникову и другие преступления. Находясь в Москве, наш «аргонавт» заявился на презентацию французской фирмы Malibu Village и заключил контракт на свое имя на ежегодный недельный отдых на курортах Малибу в составе шести человек, заплатив за это 19425 долларов, то есть рассчитался деньгами вкладчиков и акционеров.

Такую же финансовую пирамиду Банников планировал открыть в Москве, для чего открыл АОЗТ «Русь», учредителями которого являлись он сам и АМП «Арго». При этом 50% уставного фонда «Руси» в сумме 2,5 млн рублей были взяты опять же из кассы «Арго». Все эти действия были квалифицированы как мошенничество.

В ходе судебных заседаний потерпевшие вкладчики рассказали, что их подкупало в Банникове: солидность фирмы, которая выражалась в расположении офиса в непосредственной близости от мэрии, организация системы охраны, уверенность в том, что деятельность «Арго» разрешена государством, которое должно нести за нее ответственность. Заметим, что Александр Владимирович всегда придавал и придает большое значение внешнему лоску, эдакому налету солидности и богемности, за которыми прячется обычный аферист. Но недалекие чиновники покупаются на этот налет по счету раз.


Сплошное «недоразумение»

Серьезно пострадала от действий афериста и наша коллега из газеты «Слово Кыргызстана» Ирина Степкичева, дело которой так же рассматривалось в суде. В сентябре 1996 года Банников «заведомо зная, что не в состоянии возвратить деньги, войдя в доверие к Степкичевой И.А., занял у нее 4500 долларов сроком на два месяца под 0,3% в день». Согласно материалам уголовного дела, деньги Банников вовремя не отдал, а потом и вовсе стал избегать женщины. Поэтому в 1999 году она обратилась в правоохранительные органы. Впоследствии, чтобы рассчитаться с кредиторами, Степкичевой пришлось продать свою квартиру.

— Банников оказался очень бессовестным человеком, — заявила Ирина Александровна в телефонном разговоре с «МК». — Он как-то пришел ко мне со своей женой Наташей, они умоляли дать им денег, чтобы его не осудили: видимо, надо было откупиться. У меня нужной суммы не было, но я пошла им навстречу, сама заняла деньги под проценты и отдала Банниковым.

— В 2001 году суд обязал Банникова возместить вам ущерб. Он сделал это? 

— С помощью судебных исполнителей мне удалось получить 700 долларов. А остальное… В офисе Банникова приставы описали какое-то имущество — всякую ерунду: канцтовары, скрепки, файлы, бумаги, папки, которые мне предложили взять в счет оставшегося долга. Я сказала: оставьте себе, вам нужнее.

— В течение 13 лет, прошедших со времени вынесения, приговора Банников пытался с вами рассчитаться?

— Нет.

Сам Александр Владимирович свою вину на суде не отрицал. Но ситуацию, из-за которой женщина, воспитывавшая двоих детей, лишилась крыши над головой, назвал деликатно — «недоразумение»: мол, «умысла обмануть потерпевшую у него никогда не было, он не отказывается от возврата долга, но в связи с трудным материальным положением сейчас этого сделать не может».

Может быть, Александр Владимирович, ныне мнящий себя медиа-магнатом, рассчитается с обманутой коллегой спустя 13 лет? Хотя бы по курсу 2001 года? Ведь сегодня он располагает «современным международным мультимедийным пресс-центром, на площадке которого проходят пресс-мероприятия с участием высокопоставленных представителей государственного аппарата, частного бизнеса и общественно-политических объединений Кыргызстана и России, а также зарубежных гостей», снимает двухэтажный особняк и содержит штат из 25 человек. Или все вышеперечисленное тоже всего лишь внешний лоск, налет солидности, за которыми ничего нет?

Из-под крыла бандита — под крыло президента

Пока тянулась вся эта катавасия, Банников успел дважды отсидеть в столичном СИЗО–1: первый раз с августа 1994 года по декабрь 1995 года, второй — с апреля по июнь 1999 года. В перерывах между отсидками он и обманул Степкичеву.

Понятно, что нары следственного изолятора это не гамаки пляжей Малибу: обитатели СИЗО быстро смекнули, что нового сидельца можно хорошо «подоить». «Обезжириванием» Банникова занималась и милиция. Во время первой отсидки Александра Владимировича под свое крыло взял блатной авторитет Виталий Никифоров по прозвищу Рыжий. За свою «неприкосновенность» Банникову приходилось расплачиваться с Рыжим опять же деньгами вкладчиков.

После второй отсидки, как мы предполагаем, «финансовый гений» и решил проявить свои таланты на медиа-рынке с тем, чтобы заручиться поддержкой местных чиновников в качестве представителя солидного российского издания в КР. В 2000 году Банников открыл в республике представительство «МК» и на суде 2001 года предстал уже как редактор российского еженедельника.

Приговор Ленинского райсуда по делу Банникова был не первым. Бишкекский городской суд выносил решения дважды — вначале «аргонавта» приговорили к семи, а потом к девяти годам лишения свободы. Верховный суд отменил первый приговор как слишком мягкий, а позже отменил и второй. Дело отправили на доследование, чтобы разобраться, откуда Банников черпал средства для выплаты дивидендов первым вкладчикам. Возникает резонный вопрос: почему «итоговый» приговор Ленинского райсуда оказался мягче всех предыдущих, если они отменялись как слишком мягкие? Ларчик открывался просто: под свою защиту Банникова взял тогдашний руководитель акаевской администрации Мисир Аширкулов. В качестве оплаты за услугу Аскар Акаев получил «карманное» российское издание, бесплатно «пиарившее» его семейство. В газете постоянно публиковались интервью с Мисиром Аширкуловым, подробно освещались все мероприятия с участием Аскара Акаевича и расписывались достоинства детского реабилитационного комплекса «Алтын балалык», который «патронировала» Майрам Акаева.

Добавим, что вину свою по обвинениям, связанным с «Арго», Банников не признал, тем не менее подавать апелляционную жалобу в вышестоящую инстанцию, по понятным причинам, не стал.

Истории «успеха»

После «революции» 2005 года, когда банниковская газета лишилась акаевского покровительства, дела издания пошли плохо, и это притом, что кыргызстанский «МК» был единственным дотационным из всех «комсомольских» проектов. Москва ежемесячно высылала на содержание «МК Кыргызстан» 3,5 тыс. долларов. Кстати, эту «дотационность» Банников всегда ставил себе в заслугу: ему одному, дескать, из всех региональных редакторов удалось уговорить владельца ИД «МК» Павла Гусева финансировать издание, в то время как другие регионалки платили и платят франшизу Москве. Это еще один показатель потрясающих способностей Банникова втираться в доверие. Московское финансирование никак не отражалось на финансовом благополучии газеты: сотрудники редакции получали зарплату частями и с большими задержками. Обычным явлением была неуплата налогов в Соцфонд и другие финансовые нарушения, из-за чего у редакции всегда образовывались огромные долги (при этом в «головной» офис отправлялись отчеты в стиле «все хорошо, прекрасная маркиза»).

Здесь необходимо сделать небольшое «лирическое» отступление. Прежние банниковские «грешки» дали о себе знать спустя много лет: одна из бессменных сотрудниц редакции, которая начинала работать в газете при Банникове и работает в ней сейчас, не так давно оформляя пособие по инвалидности, нежданно-негаданно для себя выяснила, что целый год стажа (с 2000-го по 2001-й) Соцфонд не засчитал по простой причине — работодатель не делал никаких налоговых отчислений за указанный период. При этом он умудрялся ежемесячно снимать с крохотной зарплаты подоходный и другие виды налогов (на что имеются соответствующие документы). Куда ушли эти деньги, так и осталось тайной за семью печатями. Когда журналистка представила документы для оформления пособия, госслужащие приняли ее за аферистку, «рисующую» себе дополнительный стаж. Таким образом эта некрасивая история всплыла спустя почти 13 лет.

Теперь вернемся к нашим баранам. Поняв, что выжать из издания уже ничего не получится, Банников решил попытать счастья в Екатеринбурге. По словам наших российских коллег, в 2007 году издатель газеты «МК–Урал» Раиса Иваницкая была вынуждена отказаться от выпуска еженедельника, поскольку параллельно издавала журнал «Эксперт–Урал». Тираж газеты на тот момент составлял около 30 тыс. экземпляров, из которых 20 тысяч распространялось в Свердловской области и 10 тысяч — в Курганской.

Приехавший в это время из Кыргызстана Александр Банников предложил московской редакции свои услуги. По словам Иваницкой, завязывая новые знакомства с местными начальниками, Банников представлялся им пресс-секретарем Аскара Акаева. В Москве его знали, поэтому с ним был заключен договор. Банников сразу же заявил коллективу, что не будет заниматься работой по Курганской области и прекратил распространение газеты на этой территории. Тираж снизился на 10 тыс. экземпляров. Следующий шаг Банникова — отказ от отгрузок газеты в супермаркеты Екатеринбурга и области. Поскольку отгрузки контролировала на тот момент крупнейшая киосковая сеть «СИТИ-пресс», ухудшились отношения и с нею: сетевики отказались брать «МК–Урал» в распространение и в киоски. В результате тираж снизился еще примерно на 13 тыс. экземпляров.

Через два месяца работы Банникова тираж газеты составил 7 тыс. экземпляров вместо 30 тысяч, которые он получил на старте. Издание покупали мелкие оптовики из области и мелкие распространители из Екатеринбурга. Помимо проблем в отношениях с сетями, контент «МК–Урал» в тот период удивлял читателей обилием новостей и текстов, связанных с кыргызстанской тематикой. Это тоже негативно сказалось на тираже, и в конце концов московская редакция отказалась от сотрудничества с Александром Владимировичем.

Вернувшись в Кыргызстан, Банников представил свою версию ситуации: дескать, москвичи за его спиной вероломно перезаключили договор, отдав издание более выгодному, на их взгляд, партнеру.

Таблеток бы вам от жадности…

Духом Александр Владимирович не упал: он арендовал офис в центре Бишкека, открыл пресс-центр «Россия», а так же создал интернет-портал «Ньюс-Азия», редактором коего назначил своего сына, который когда-то был неважнецким фотографом в «МК Кыргызстан» и вообще звезд с неба не хватал. Но аппетит, как говорится, приходит во время еды: Банников решил сосредоточить все российские издания, выходящие в КР, под крышей своего пресс-центра. С этой целью он принялся «окучивать» как дипломатов российского посольства, так и местных чиновников.

Первым блюдом в меню Банникова стали «Аргументы и факты». Прежний издатель «АиФ» в КР Юрий Александров сказал «МК», что, по его сведениям, заполучить издание Банникову помогли сотрудники российского посольства. За разъяснениями мы обратились к Виктору Харченко, который в период смены издателя «АиФ–Кыргызстан» занимал должность пресс-секретаря Посольства РФ.

— По «АиФ» я действительно помог ему письмом, но он сам узнал о тендере и сам подал заявку, — пояснил Виктор Алексеевич.

— Обращался ли он к вам с просьбой помочь таким же образом и с «Московским Комсомольцем»? 

— Да, по поводу «МК» разговор был, но эту тему я откровенно не поддерживаю. Я считаю, что нынешний формат — имею в виду команду и содержание газеты — оптимален.

— Банников и по поводу «Комсомольской правды» с вами говорил?

— Да, но я эту идею тоже не поддержал. Не хочу комментировать чьи-то аппетиты. Я считаю, что у кого-то и так достаточно информационных ресурсов. Делаю акцент на слове «достаточно».

В начале февраля в Бишкеке состоялась встреча первого заместителя генерального директора ИД «Комсомольская правда» Павла Бурова и гендиректора МЦ «Россия» Банникова с министром культуры КР Султаном Раевым. В журналистской среде поползли слухи о том, что Банников собирается прибрать к рукам и «КП».


Как ни странно, информационному агентству «24.kg», журналистка которого обратилась к Банникову с вопросом, не намеревается ли он купить «КП», он ответил, что слухи эти беспочвенны. «Если у нас в гостях был первый замгендиректора московского издания, это не дает повода заявлять, что мы ведем какую-то закулисную борьбу и желаем купить газету», — сказал Александр Владимирович. Страшно представить, что же тогда считается у Банникова закулисной борьбой, если не подобные его «телодвижения».

Поняв, что в случае с «МК» посольство ему не поможет, он решил действовать через чиновников Минкульта, с которыми, по всей видимости, завел самые теплые отношения. В Москву Павлу Гусеву полетело письмо за подписью статс-секретаря ведомства Акимбека Текешова, которому, видимо, дал команду сам Раев: мол, газета «МК Азия» нарушает закон о СМИ, указывая неточные выходные данные. Заметим, что свои претензии Минкульт должен был предъявить бишкекской редакции газеты, которая работает с ИД «МК» по договору франшизы. Но «МК Азия» такого письма не получала, из чего можно сделать вывод, что действовал Раев по науськиванию Банникова.

Раеву, кстати, не привыкать связываться с сомнительными личностями. Достаточно вспомнить, из-за чего он, будучи министром культуры в бакиевский период, лишился своего поста: Султан Акимович «спелся» с известным аферистом международного масштаба, гражданином США по фамилии Мельникофф, выделив этому авантюристу баснословную сумму на создание фотоальбома о Кыргызстане. Позже выяснилось, что продукт не стоит затраченных денег, а его качество оставляет желать лучшего. Нынче Раев занимает тот же министерский пост: в стране, как известно, жуткий кадровый голод.

Смотритесь чаще в зеркало

Известно, что до открытия «Московского Комсомольца в Кыргызстане» Банников возглавлял глянцевый рекламно-информационный журнал «Меридиан», выходящий небольшим тиражом. Основным рекламодателем новоиспеченного издания был печально известный Данияр Усенов (рыбак рыбака видит издалека) со своей сетью первых супермаркетов «Эридан».

В 2000 году Банников стал гендиректором кыргызстанского «МК». Правда, газета неоднократно закрывалась из-за перманентно возникающих проблем с финансированием из Москвы. Во время очередной такой затянувшейся «паузы» неугомонный Александр Владимирович нашел новых спонсоров для выпуска очередного «детища» под названием «Фемида» (аналог газет «Приговор» и «Преступление и наказание»). Проект оказался мертворожденным — газета просуществовала чуть больше месяца.

Сегодня оба Банниковых поражают журналистскую братию своей работоспособностью. В выходных данных газеты «Аргументы и факты – Кыргызстан» Вова Банников указан как заместитель папы и ответственный секретарь. В российском информагентстве «Новый регион – 2» гендиректором является Александр Банников, главным редактором — Вова. Главным редактором центральноазиатского информационного портала «News-Asia» является Александр Владимирович, а редактором все тот же Вова. Учитесь, завистники и сплетники! Парню неполных 26 лет, а таких высот достиг. Казалось бы, куда уж больше. Но папа, как видим, претендует еще на «КП» и «МК». Так и просится на ум популярный рекламный слоган: «Ты же лопнешь, деточка!».

К тому же в кыргызстанском МИД «МК» сообщили, что папа-Банников аккредитован как журналист российского журнала «Регионы России: национальные приоритеты» — следовательно, только на это издание он и должен работать. Вова же вообще никакой аккредитации не получал, а значит, работает в нарушение миграционного законодательства КР.

Дело в том, что гражданство у Банниковых российское, и для работы на территории Кыргызстана им необходимо было получить разрешение в Министерстве труда, миграции и молодежи. Как сообщили «МК» в Минтруда, за разрешением никто из Банниковых не обращался, то есть работают они здесь незаконно.

Положение «О порядке осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории КР» от 8 сентября 2006 года предусматривает, что«на территории КР запрещается юридическим и физическим лицам привлечение и трудоустройство иностранных граждан и лиц без гражданства без разрешения на привлечение иностранной рабочей силы, а иностранным гражданам — заниматься трудовой или индивидуальной предпринимательской деятельностью без разрешения на работу». В пункте 8 говорится: «Работодатели, незаконно привлекающие и использующие иностранную рабочую силу, несут ответственность в соответствии с законодательством КР».

Административный кодекс КР предусматривает ответственность работодателя за нарушение правил привлечения и использования рабочей силы иностранных граждан. Так, на работодателя налагается штраф в размере от 20 до 50 расчетных показателей, на юридическое лицо — от 200 до 300 расчетных показателей. «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил привлечения и использования в КР иностранной рабочей силы, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 20 расчетных показателей с выдворением за пределы КР или без такового», — указано в кодексе.

Полагаем, что вышеперечисленных фактов достаточно (хотя в запасе у нас имеются и другие). Пока же просто обращаем внимание соответствующих органов республики на деятельность издателя «АиФ Кыргызстан». А Банниковым хочется сказать: прежде чем обвинять коллег в «злостных нарушениях законодательства», подчистите свои «хвосты».

Коллектив газеты «МК Азия».

Рубрика: