АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

[:ru]Мы не можем судить людей за их религиозные чувства. Перевод с казахского Алтын орды. [:]

[:ru]

Насколько эффективно идет борьба с деструктивными религиозными течениями?  Опасно ли, что во власти находятся люди с салафитскими и ваххабитскими взглядами? Нужен ли Закон, который официально запретит Салафизм на территории Казахстана?

Об этом мы поговорили с религиоведом Муханом Исаханом:

-Мы ошибаемся, когда говорим, что государство не противодействует салафизму. Борьба с салафизмом идет на всех уровнях. Это нужно признавать.

 

Но, сам салафизм имеет несколько разветвлений. Это сурури, мадхали, хаддафи, аль-хиджра. Самый опасным течением является –такфир аль-хиджра. Их деятельность была запрещена в 2014 году районным судом Сары арки. Кроме того, на территории Казахстана под запретом такие движения как ДАИШ и ан-Нурса.

Салафизм берет свое начало из идеологии Мухаммеда Абдула Уахаба.  Именно этот идеолог заложил начало новому трактату в своей книге «Три основы». В свое время районный суд Сары Арки признал книгу экстремистской и запретил ее распространение на территории страны.

В том же Узбекистане тоже нет официального закона против Салафизма. Такого закона, в целом, нет ни в одной стране мира.  Однако, это не значит, что мир поддерживает салафизм. Мир борется с ним на всех уровнях.  Множество государств  открыто выступают против салафизма. В Узбекистане идет мощное противодействие данному течению.  И борьба дает положительные результаты. Заводятся уголовные и административные дела.  Если человек пропагандирует салафитские взгляды, его можно привлечь к уголовной ответственности.

 

К примеру, у нас  есть 256 часть Уголовного Кодекса. Она называется « О пропаганде терроризма и террористических актов».  Многие салафиты сидят именно по этой статье. И не только салафиты среди заключенных. Есть представители и других сект. Поэтому, борьба идет с дектруктивом, в целом. Не только с салафитами.

Стоит отметить, что только Дагестан запретил салафизм на государственном уровне.  В Дагестане ваххабизм строго под запретом с 1998 года. Однако, закон потерял свою силу в 2003 году.

К примеру, у салафизма есть такое разветвление как мадхали. Оно у нас не под запретом. Это официальная религия Саудовской Аравии. Несмотря на это, Саудовская Аравия помогла Казахстану поймать Дильмурата Махамадова, который был мадхалитом. Он в Казахстане разжигал межрелигиозную рознь. Ему дали 8 лет тюрьмы.

Мы не можем судить за религиозные чувства. Только за нарушение закона.

И, да, так получается, что некоторые салафиты действительно занимают высокую должность в Казахстане. И это не секрет! Но, мы не можем их судить за чувства и взгляды. У нас в стране свобода вероисповедания. Однако, если салафиты занимаются межрелигиозной рознью, то на них можно подать в суд. Например, если они называют кого-то кяфирами.

 

Abai.kz

 

 

[:]