08 ноября, 2013 Комментарии к записи МВД презентовало депутатам проект Уголовно-исполнительного кодекса отключены

МВД презентовало депутатам проект Уголовно-исполнительного кодекса

040713399Глава государства поставил задачу модернизировать систему уголовного судопроизводства - заявил сегодня в Парламенте председатель Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Рахмет Мукашев, передает пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК.Парламентарий сказал об этом на презентации новой редакции Уголовно-исполнительного кодекса. Его разработка основана на современных закономерностях общественного развития, международном опыте, гуманизации порядка и условий отбывания наказания, применения альтернатив лишению свободы, дальнейшем развитии механизмов общественного контроля, правовом регулировании пробационного надзора и контроля.Новый документ парламентариям представил и ответил на их вопросы вице-министр внутренних дел Амантай Куренбеков.Проект Кодекса состоит из 6 разделов, 22 Глав и 177 статей (действующий Уголовно-исполнительный кодекс - 8 Разделов, 25 Глав и 195 статей).Проектом Кодекса, прежде всего, совершенствуется механизм исполнения наказания в виде лишения свободы.Определяются основные средства исправления осужденных, такие как установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим отбывания наказания), воспитательная работа, поддержание социальных и родственных связей, общественно-полезный труд, получение начального, основного среднего, общего среднего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.Ранее введенная в исправительных учреждениях (общего, строгого и особого режимов) прогрессивная система исполнения наказания в виде лишения свободы распространяется теперь и в колониях-поселениях и тюрьме, тем самым правовое положение осужденного меняется в зависимости от его поведения либо в сторону расширения, либо в сторону ограничения объема его прав.Эта система предусматривает поэтапное изменение условий содержания осужденных и стимулирует их правопослушное поведение. Осужденный к лишению свободы начинает отбывать наказание в обычных условиях. А в дальнейшем, в зависимости от его поведения он может быть переведен на строгие, либо облегченные условия.В этой связи, проектом Кодекса вводится соответствующая классификация поведения осужденных (оценка поведения осужденного за период отбывания наказания).Так, положительно характеризующиеся осужденные разделяются на следующие 3 группы:осужденные, достигшие первой степени поведения;(при отсутствии взысканий, наличии одного или нескольких поощрений, не являющегося членом самодеятельной организации осужденных, не допускающего совершения нарушений в течение трех месяцев и более).осужденные, достигшие второй степени поведения;(при отсутствии взысканий, наличии одного или нескольких поощрений, являющегося членом самодеятельной организации осужденных, не допускающего совершения нарушений в течение шести месяцев и более).осужденные, достигшие третьей степени поведения.(при отсутствии взысканий, наличии одного или нескольких поощрений, являющегося членом самодеятельной организации осужденных, не допускающего совершения нарушений в течение одного года и более).Так, отрицательно характеризующиеся осужденные разделяются на три группы:- лица, допустившие единичные нарушения порядка отбывания наказания (т.е. просто нарушители);- лица, систематически нарушающие порядок;- и злостные нарушители.Это позволит более дифференцированно подойти к воспитательному процессу. В конечном счете, осужденный будет знать, что свою судьбу он решает сам.В связи с вводимыми в Уголовном кодексе наказаний за уголовные проступки, проектом Уголовно-исполнительного кодекса регламентируется порядок их исполнения, таких, как:- арест;- выдворение за пределы страны иностранцев и лиц без гражданства.Для исполнения наказания в виде ареста, в рамках проекта Уголовного кодекса, заявлены бюджетные средства в сумме 65 млрд. 580 млн. 617 тыс. тенге на строительство 52 арестных домов в период с 2015 до 2021 года.В соответствии с Концепцией правовой политики до 2020 года, утвержденной Указом Главы государства (24 августа 2009 года) предусматривается поэтапный переход от отрядно-барачного содержания осужденных к камерному.В этой связи, отдельной Главой проекта Кодекса определяется порядок отбывания наказания в виде лишения свободы с камерным условием содержания.В 76 исправительных учреждениях содержится 42 900 осужденных, из них 4 310 в 7-ми учреждениях с покамерным размещением осужденных.В этом году планируется завершить реконструкцию 2-х учреждений в городах Уральск и Кызылорда с покамерным содержанием осужденных на 1 800 мест.Финансирование осуществляется в пределах средств, предусмотренных Республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.Кроме того, в 18-ти следственных изоляторах содержатся 6 983 следственно-арестованных, в 6-ти созданы специальные локальные участки на 146 мест для содержания особо опасных преступников.Также Комитетом по делам строительства Министерства регионального развития разработан типовой проект «Исправительное учреждение на 1500 мест» по 5 климатическим зонам. Стоимость строительства одного исправительного учреждения в пределах периметра безопасности (режимная зона), без учета промышленной зоны и объектов социального значения (жилье сотрудников, общежитие для льготного содержания осужденных, детский сад, хозяйственный двор и т.д.) составляет 9 млрд. тенге в ценах 2013 года.В настоящее время в рамках Государственно-частного партнерства планируется строительство типового исправительного учреждения, в связи с чем, акиматом Карагандинской области выделен земельный участок общей площадью 37 га, а Республиканской бюджетной комиссией поддержаны финансовые расходы в сумме 77 млн. тенге на разработку технико-экономического обоснования. В 2014 году будут заявлены финансовые средства на привязку типового учреждения к выделенному земельному участку в г. Караганде и в дальнейшем на возведение объекта.Проектом Уголовного кодекса расширяется перечень лиц, в отношении которых будет устанавливаться пробационный контроль. Помимо осужденных условно он будет устанавливаться за осужденными к ограничению свободы и условно-досрочно освобожденными лицами.Также проектом Кодекса совершенствуется порядок организации и форм пробационного контроля (взаимодействие с местными исполнительными органами, а также с организациями, оказывающими социально-правовую помощь).Проектом Кодекса предусматривается оказание содействия в получении социально-правовой помощи лицам, в отношении которых судом установлен административный надзор полицией по материалам администрации учреждения УИС. Это позволит способствовать более быстрой адаптации к жизни на свободе лиц, освобождающихся из мест лишения свободы и недопущения ими новых преступлений.В соответствии с международной практикой в проекте Кодекса прописаны обязанности осужденных (права осужденных определены в действующей редакции УИК и в проекте Кодекса), которые ранее определялись ведомственным нормативным актом в виде Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений.Новым в проекте Кодекса является то, что заметно усиливается роль общественности, как в воспитательном процессе с осужденными, так и в обеспечении защиты их прав.Предусматривается создание Попечительских советов при воспитательных колониях, а также консультативно-совещательных органов при местных исполнительных органах по месту дислокации учреждений с участием в этой работе помимо представителей неправительственных организаций и других общественных объединений.Особый акцент сделан на профилактику пыток осужденных, что является актуальным в контексте ратифицированного Казахстаном Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток. Отдельной главой предусмотрены положения о Национальном превентивном механизме.Справка: Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания национального превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» принят 2 июля 2013 года № 111-V.Законом впервые вводится национальный механизм предупреждения пыток в лице Уполномоченного по правам человека и неправительственных организаций.Также расширяются возможности участия в общественном контроле мест содержания не только в лице общественных наблюдательных комиссий, но и других общественных организаций, не входящих в состав таких комиссий. Если сегодня такие места содержания могут посещать только представители общественных наблюдательных комиссий (ОНК), то законом расширяется перечень таких субъектов, членами НПО не входящими в состав общественных наблюдательных комиссий.В проекте Кодекса предусмотрен также ряд мер, направленных на предупреждение коррупционных проявлений со стороны администрации колоний. Так:исключена компетенция начальника отряда по наложению взысканий и поощрений на осужденных; конкретизирован перечень лиц, с которыми осужденный вправе получать длительные свидания (в проекте Кодекса исключается понятие «иные лица»); конкретизированы обстоятельства, при которых осужденному предоставляется право на телефонные переговоры (раскрывается понятие «исключительные личные обстоятельства», а также предоставляется право на телефонные переговоры не «до 15 минут», когда присутствует вероятность вмешательства администрации, а 15 минут, когда осужденный сам выбирает продолжительность телефонного разговора);закрепляется право осужденных на непосредственное обращение в суд по вопросу перевода в колонию-поселение.Также, предлагается отменить посылки в адрес осужденных, при этом увеличить размер месячного расчетного показателя для приобретения ими продуктов первой необходимости в магазинах учреждений УИС.Предусматривается ряд норм, направленных на профилактику и предотвращение правонарушений со стороны осужденных. Так:- устанавливается запрет на строительство в пределах территорий учреждений УИС культовых сооружений;- возможность введения в учреждениях УИС 2-х уровневого режима особых условий (областной, республиканской - при ухудшении оперативно-режимной обстановки, чрезвычайных происшествиях).Одной из новаций проекта УИК является введение классификации исправительных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в зависимости от степени безопасности и содержания осужденных:минимальной безопасности - колонии-поселения;средней безопасности - исправительные колонии общего режима;средней безопасности для содержания несовершеннолетних - воспитательные колонии;полной безопасности - исправительные колонии строгого режима;максимальной безопасности - исправительные колонии особого режима;чрезвычайной безопасности - тюрьмы;смешанной безопасности - следственные изоляторы, а также учреждения с изолированными участками различных видов режима исправительных колонии, в которых осужденные проживают в камерах.В целом, принятие проекта Кодекса создаст условия для более широкого применения наказаний, не связанных с лишением свободы, снижения уровня пенитенциарного и постпенитенциарного рецидива, социальной адаптации осужденных, а также сформирует механизм участия общественности в воспитательном процессе, проводимого с осужденными.Источник: ИА ZAKON.KZ
Загрузка...

Комментирование закрыто.