24 сентября, 2013 Комментарии к записи Мухтар Шаханов высказался о проблемах казахского народа отключены

Мухтар Шаханов высказался о проблемах казахского народа

Значок видеоО “национал-патриотах” – Я не знаю, как вам объяснить этот феномен, но, например, в России люди, борющиеся за статус русского языка, русских традиций, – в большом почете. Если не знаешь госязыка, ты не можешь устроиться на работу, получить гражданство. Мигрантов обучают русскому языку, чтобы они могли устроиться хотя бы дворниками! У нас же все наоборот. В стране живут представители разных национальностей, но я ни разу не выступал ни против них, ни против их языка. Я даже утверждаю, что мы должны сохранять языки других национальностей. Но от этого не должен страдать казахский язык. Поэтому я выступаю за возвращение ему подлинного статуса государственного языка. Но пренебрежение к нему отчего-то растет, и за то, что мы подняли этот вопрос, нас стали называть “националистами”, “национал-патриотами”. У нас же нация понемногу превращается в космополитическую. Что значит быть космополитом? Многие называют это красивым словом “гражданин мира”. Но на деле это человек, оторванный от корней, от своей родины и языка, не говорящий и не думающий на нем. А где вы видели здоровое дерево без корней? Меня в вопросе сохранения национального языка, как ни странно, очень поддержали русские писатели и поэты – Сергей Михалков и Евгений Евтушенко. Об этом я пишу в книге “Правдоформула и восхождение на Эверест любви”, посвященной моему другу и брату Чингизу Айтматову. А вот соотечественники, в том числе и так называемые шала-казахи, выступают против. Я их понимаю: они считают, если с них будут требовать знания казахского языка, а они не смогут соответствовать требованиям, то останутся без работы и средств к существованию. И так продолжается 20 с лишним лет...О манкуртизме и запретной литературе– “Манкурт”, как известно, – понятие, введенное Чингизом Айтматовым в романе “Буранный полустанок”. Это человек, которого взяли в плен и превратили в бездушного раба, не помнящего ничего из предыдущей жизни. Айтматов рассказывает, как молодого человека – Жоламана, попавшего в плен к жуаньжуанам, сделали манкуртом. Его мать Найман-Ана долго искала сына, а, когда нашла, он ее не узнал. И недолго думая убил ее по приказу своих хозяев. В моем понимании, манкурт – человек, утративший связь с корнями, нравственные ориентиры, язык предков, традиции и обычаи своего народа.О декабрьских событияхСлучилось это в 1989 году. Колбин лично предупреждал меня, чтобы я не выступал по этому вопросу. Мне не давали слова. Я написал заявление Горбачеву с просьбой дать выступить, которое подписали 19 депутатов из Казахстана. Он спросил: “О чем хотите сказать?”. Пришлось пойти на обман: “Михаил Сергеевич, есть ряд мыслей о проблемах Арала, о которых нельзя не сказать”. Генсек дал согласие на три минуты. Но потом меня было не остановить… Ведь шло прямое включение из зала съезда. Известно многое, но не все их понимают. Большинство до сих пор довольствуется штампами советской пропаганды. Один из таких моментов – операция “Метель”, ее совместно разработали МВД и КГБ СССР для подавления народных национальных выступлений. Но вот опробовать было не на ком. В республиках было спокойно. “Метель” лежала без дела. Пока на площадь Брежнева в Алма-Ате не вышли молодые люди 17–20 лет, их возмутил факт назначения руководителем Казахстана человека со стороны. Они не требовали поставить во главе республики казаха, а лишь человека из местных. Горбачев отдал приказ запустить операцию “Метель”, для которой специально подбирались солдаты из числа сирот, выросших без отца и матери. Они с особой жестокостью били молодых девчонок и парней по голове и почкам. Оправданна ли была эта жестокость? Нет! Позже я подавал иск в Конституционный суд на Горбачева. Суда не было. Но свои извинения он все же принес: в 2001 году, когда приезжал в Казахстан.О казахах, узбеках и китайцахКто учится за границей? Дети богатых, зажиточных граждан, которым порой дела нет до судьбы своего народа. Говорят, что до 70 процентов наших студентов потом остаются жить за бугром… Все мои дети и внуки знают родной язык, живут рядом. Одна из моих внучек, Нурмерей, очень хотела учиться в Австралии. Я не разрешил. Но втайне от меня она сдала экзамены и поступила. Но, даже будучи далеко, в Австралии, обучала родному языку наших казахов, читала им мои стихи… – Узбеки говорят: чтобы стать русским, нужно стать казахом. Потому что казахи быстро впитывают чужой язык, живут с оглядкой на других, в этом и плюс, и большой минус. Если взять узбеков, они даже в чужой стране говорят на своем языке, чтят традиции. Казахи же среди немцев становятся немцами, среди американцев – американцами… Пусть человек будет большим писателем, поэтом, ученым, но если он утерял связь с исконными корнями, не может пустить от них новые корни для нравственного наследия, он для меня НИКТО. Если взять наш Союз писателей, в нем, кажется, 777 членов. Когда мы поднимаем глобальные нравственные проблемы, поддержку оказывают от силы семеро. Остальные 770 “лезут под стол”. И пусть они потом пишут распрекрасные книги о сохранении нации, языка и прочего… они перестают для меня существовать. Источник: http://www.caravan.kz/
Загрузка...

Комментирование закрыто.