kruglyy_stol_tolerantnost_i_veroterpimost (1)C обретением государственной независимости в нашей стране сложилась устойчивая модель межконфессионального согласия, обеспечивающая стабильность и взаимопонимание в поликонфессиональном обществе.

Казахстанский опыт межконфессионального согласия признан во всем мировом сообществе. Об опыте нашей страны много говорят, этот опыт приводят в качестве примера, которому нужно следовать и изучать.

Межконфессиональное согласие является неоспоримым условием стабильности гражданского обществаКазахстана и фактором его единства, особенно в современных довольно сложных условиях глобального финансово-экономического кризиса и нарастающих вызовов глобализации.

Республика Казахстан на своем примере продемонстрировала, что может успешно выстраивать государственно-конфессиональные отношения, поддерживать и развивать межконфессиональное согласие и одновременно решать проблемы государственного строительства, и все это в условиях углубления процессов глоба­лизации и нарастания общей нестабильности в мире, проявления старых и возникновения новых вызовов и угроз.

Безусловно, в мире имеются и другие положительные примеры решения таких вопросов, но, имея в виду поликонфессиональный состав населения Казахстана, евразийское географическое и геополити­ческое положение, состояние, при котором страна испытывает сильнейшее давление несовпадающих и даже противоположных национальных интересов целого ряда мировых и региональных держав, глобальный экономический кризис, потрясший основы мировой финансовой системы, Республика Казахстан проявляет выдержку, силу и мудрость и народа, и руководства.

Можно отметить, что успехи нашей страны в целом связаны с деятельностью Президента Н.А. Назарбаева.

Президент Казахстана Н.А. Назарбаев особое внимание уделяет задачам сохранения внутриполитической стабиль­ности в Республике Казахстан, которую нельзя сохранить без поддержания межконфессионального мира и согласия.

Межконфессиональное согласие в Республике Казахстан обусловлено толерантным пове­дением и сознанием казахского народа, многоэтническим и поликонфессиональнымнародом Казахстана. Вместе с тем, это согласие является результатом каждодневной и кропотливой работы ру­ководства страны и разных сегментов гражданского общества.

В чем же заключается казахстанская модель межконфессионального согласия Республики Казахстан?

Необходимо отметить, что одним из основных элементов национальной политики является целенаправ­ленное развитие казахского культурного ядра при одновремен­ном создании необходимых условий для развития других этносов.

88714b2744cd7789d232497ba496e099_9201 (1)

Наличие самых разных конфессий в рамках одного государства способствует духовному обогаще­нию проживающих в нем народов.

Сегодня внашей стране найдена золотая середина во взаимоотношениях государства и религии, которая позволяет находить об­щий язык и обеспечивает понимание процессов, происходящих в конфессиональной среде страны. Сегодня существуют две об­щие точки сотрудничества государства и религиозных общин.

Это проповедь мира и гражданского согласия, являющиеся высшей ценностью и ставшие фоновой характери­стикой нашей повседневной жизни. Вторая – это развитие и возрождение культуры. Национальную и религиозную культуры нелегко отделить друг от друга. Любому из нас сегодня трудно определить, национальными или религиозными являются праздники Рамазан или Наурыз, Пасха или Рождество, отмечаемые нашими народами.

С другой стороны, мы провозгласили Казахстан светским государством. Поэтому мы выступаем и будем выступать против любых попыток насаждения идеологии религиозной исключительности. Каждый гражданин имеет право свободного выбора рели­гиозной идентификации. Но при этом государство ведет борьбу с любыми формами религиозного экстремизма.

Религия в Казахстане выступает не в качестве конкурирую­щей идентичности, противопоставляющей себя этнической или политической общностям, а как дополняющий элемент духов­ной культуры казахстанцев, придающий обществу неповтори­мое многообразие и, в то же время, уникальную самобытность.

Общее историческое прошлое и этнокультурные традиции народов Казахстана оказывают решающее влияние на харак­тер и особенности религиозных традиций.

Их важнейшей отличительной чертой является взаимное тяготение друг к другу. В нашей стране сложились добрые отноше­ния между исламом и православием, другими религиями.

Традиционная веротерпимость казахстанцев, их доброжелательное отноше­ние к представителям других культур и конфессий позволили создать тот фун­дамент, на котором держится мир в республике.

Приверженность казахстанцев общечеловеческим ценностям межкультурного диалога и этнической консолидации является духовно-нравственной основой проведения взвешенного и реалистичного курса на реформирование экономики, построения гражданского общества и правового государства, создания действенных механизмов социальной защиты, демократического разрешения социальных проблем.

Подводя итоги, следует выделить основные принципы, на которых строятся межконфессиональные отношения в Казахстане.

1. Конституция и законы страны гарантируют защиту свободы совести и вероисповедания.

2. Государство создает равные и благоприятные условия для реализации конфессиями своих функций.

3. Важным направлением политики государства является поддержка межконфессионального диалога. По инициативе Президента Нурсултана Назарбаева создан такой уникальный институт межнационального и межконфессионального диалога, как Ассамблея народа Казахстана.

Следует отметить, чтоопыт Казахстана – неопровержимое свидетельство того, что диалог, партнерство и взаимопонимание могут стать реальной платформой демократического государства, в котором многоконфессиональность воспринимается как национальное богатство.

Мадиева С.Т.

старший эксперт

Отдела аналитической работы

Международного центра культур и религий

Рубрика: