ПутинПрезидент России не хочет, чтобы что-то портило Олимпийские игры в Сочи. Но через некоторое время они закончатся, и тогда мы увидим гораздо менее доброго и милого Путина.

Накануне начала Олимпийских игр в Сочи Владимир Путин вел себя образцово. Он даровал свободу заключенным и своим политическим оппонентам, призывал не преувеличивать принятый в России анти-гомосексуальный закон, установил полный запрет на демонстрации в Сочи и выступил радушным хозяином. Олимпиада является витриной для России и для него лично. Поэтому Путин не хочет, чтобы что-либо испортило Игры.

Олимпиада в Сочи начнется и закончится, и тогда вернется гораздо менее добрый и милый Путин. Скорее всего он обратит свое внимание на соседей, которые стали ближе к Европейскому Союзу в прошлом году, попытается их наказать и вернуть обратно в лоно Москвы. Молдова и Грузия будут главными целями, поскольку они парафировали соглашения об ассоциации с ЕС в ноябре. Если нынешний кризис на Украине в конечном итоге приведет ее к подписанию подписанию соглашения об ассоциации с ЕС, эта страна также окажется на прицеле у Путина. В ожидании подобного развития событий Вашингтон и Европейский Союз должны согласовать совместную стратегию действий.

Путин не хочет воссоздавать Советский Союз. Он хочет уважения от соседних государств. Он знает, что соглашения об ассоциации с ЕС будут уводить эти государства из экономической и геополитической орбиты Москвы. Чтобы их удержать требуются рычаги. В последних спорах с соседями Россия использовала цены на природный газ и угрозы отключения его поставок, эмбарго на важнейшие группы экспортируемой в Россию продукции и подогревала межэтническую напряженность, используя ее как средство давления или для простой мести. Каждая из перечисленных стран имеет свои слабые места.

Молдова остается зависимой от России из-за поставок природного газа. Многие молдаване работают в России, отправляя свою зарплату домой. Москва может признать Приднестровье или использовать предстоящие молдавские парламентские выборы, поддерживая кандидатов, отрицательно относящихся к углублению связей с Европой.

Грузия уже смогла почувствовать, что значит нести на себе всю тяжесть российского недовольства, включая торговые эмбарго, разрыв дипломатических отношений и военный конфликт в 2008 году. Москва не только признала отделившиеся от Грузии Абхазию и Южную Осетию, но и построила  пограничные сооружения. Находясь в обоих регионах, российские войска могут провоцировать конфликты на границе, ослабляя таким образом правительство в Тбилиси.

Украина представляет собой особый случай. В конце 2013 года Президент Украины Виктор Янукович отложил свои европейские амбиции в обмен на кредит в размере $15 млрд и существенную скидку в цене на российский природный газ.

Но Путин не дурак. Янукович арендован, а не куплен. Москва будет выдавать кредит скупыми кусками и пересматривать цену на газ на ежеквартальной основе. Путин понимает, что значительные силы на Украине хотят подписания уже парафированного соглашения об ассоциации с ЕС. Если в Киеве начнутся настоящие переговоры, целью которых будет разрешение политического кризиса, их результатом может стать возвращение Украины на путь европейской интеграции.

Если это произойдет, Москва может начать использовать грубые политические методы. Правительство Януковича после нескольких месяцев протеста и отставки премьер-министра 28 января выглядит шатким. В Кремле решили приостановить финансовую помощь, до тех пор, пока не увидят, кто будет входить в новый Кабинет министров. Россияне также могут бойкотировать украинский импорт и отключить подачу газа (это уже было в 2006 и 2009 годах), если Украина снова двинется в сторону подписания соглашение об ассоциации с ЕС. Еще более зловещим может стать то, что Кремль захочет ослабить целостность украинского государства, например, путем усиления напряженности в Крыму, в котором проживает много этнических русских и находится значительная часть российского Черноморского флота.

Многие из этих действий будут нарушать обязательства России как члена Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Всемирной торговой организации (ВТО). Любое из этих действий будет представлять собой вызов внешней политике ЕС и администрации Обамы. И ЕС и США считают, что Молдова, Грузия и Украина являются суверенными государствами и имеют свободу выбирать свой собственный внешнеполитический курс.

Руководство США должно начать координировать свои действия с ЕС в ряде мер по подготовке к тому, что Россия в отношению со своими соседями начнет играть жестко. Вашингтон должен действовать синхронно с Европейским Союзом. Тем более что в некоторых сферах ЕС может иметь больше рычагов влияния на Россию. Например, угрозы заморозить активы или ввести визовые ограничения со стороны Вашингтона вызовет обеспокоенность в Москве, но реальная боль придет, если будет существовать угроза, что к таким мерам прибегнет Европейский Союз.

Авторы материалов, по которым была подготовлена статья в Los Angeles Times: Фиона Хилл, бывший офицер Национального совета по разведке США по России и Евразии, и Стивен Пайфер, бывший посол США на Украине. В настоящее время оба являются старшими сотрудниками Брукингского института в Вашингтоне.

РУСИНФОРМ.NET

Рубрика: