Туркестан №5. После обретения Казахстаном независимости проблема выборности акимов  обсуждалась не раз, но так и не нашла окончательного решения.
Двенадцать лет назад мы заявили о выборах акимов. Восемь лет назад мы спешно провели эксперимент, избрав акимов четырех районов. Однако и сегодня достаточно тех, кто до хрипоты утверждают, что «народ еще не готов избирать акимов!». Анализируя все это со стороны, замечаешь, что в Казахстане до сих пор с выборностью власти туго. Мы все чего-то опасаемся.

В действительности, в такой огромной стране, с такой большой территорией, как Казахстан, назначение руководителей местных исполнительных органов – ключ к стабильности в регионах. Интересны в этой связи эксперименты наших соседей, россиян. Так, если Путин отменил выборы губернаторов, и усилил централизацию власти, то Медведев, напротив, попытался провести либерилизацию этой сферы. Свой отказ от выборов губернаторов Кремль мотивировал тем, что в результате выборов на должности стали приходить случайные люди, не способные руководить регионами. И вот последняя новость из России – местным субъектам дано право самим определять  механизма выборности губернаторов – прямым голосованием избирателей или через избрание депутатами регионального Парламента. Таким образом, Кремль вынужден вновь пойти на децентрализацию власти. Тут уже не скажешь, что своя рука — владыка…

 Если говорить о выборности  акимов в нашей стране, то выборы акимов областей в Казахстане не выносились на повестку дня. Это тоже нужно учитывать. Должность руководителя области относится к категории политической службы. Это означает, что руководители регионов по определению авторитетные люди, отвечающие за социально-экономическое развитие, политическую стабильность, уровень развития региона, спокойствие населения. Ведь не зря на селекторных совещаниях Правительства Президент предъявляет акимам областей серъезные претензии.

 В этом году мы будем выбирать 2533 акима. Все они руководители сельских округов, поселков и городов районного значения. Со статистической точки зрения, это 91,7 процентов от общего числа акимов. Хотя они и составляют численное большинство, известно, ни один из них не сопоставим по весу с первым руководителем области.

 Аким области подчиняется напрямую президенту. И ни для кого не секрет, что любой аким района, города, поселка, сельского округа, стоит по струнке перед областным начальством. За всю историю независимости мы не слышали и не видели случая, когда нижестоящие акимы,  защищая интересы народа, выступали против акимов, стоящих выше рангом. В этой политической структуре строго соблюдается должностная иерархия. Слово акима области – закон. Поэтому и нередки случаи, когда районное начальство, желая выслужиться перед старшим товарищем, готовит знатное угощение из мяса молодого барашка в ожидании бастыков из области. Отсюда и главный принцип служебного продвижения — из районных руководителей сохраняют свою должность исключительно те, кто умеют найти общий язык с главой региона. Примерам нет числа. Значит, не стоит радоваться тому, что подавляющее большинство акимов, около 92 процентов, будут избираться народом. Потому, что в данном случае решающую роль играет не численное, а качественное превосходство.

 Без практики избирания акимов областей, говорить, что с назначением местных чиновников реализована народная демократия, преждевременно. Вот в чем вопрос…

 Тогда, в чем же главная фишка в теме с избранием акимов? А главное тут в том, что необходимо населению прививать культуру избирания акимов. Надо донести до населения главную мысль — акимы такие же люди, как все, выходцы из народа, служащие ему. Возможно, научившись правильно выбирать акимов нижнего эшелона, делая ставку на профессиональную и деловую хватку кандидатов, а не на иные их качества, со временем мы научимся выбирать и акимов областей. А иначе получается, что сегодня чиновники, начиная от руководителей областей и заканчивая акимами районов, городов и сельских округов, не чувствуют никакой ответственности перед народом.

                                                     На все 100%

 И все – таки, как там с выборностью. Если заглянуть в историю выборов акимов, то в 2001 году избрано было 28 акимов сельских округов. В 2005 году – 4 районных акима, в 2006 году – 49 акимов районов и 10 городских акимов. 12 августа 2005 года, в результате голосования, избраны акимы Жангалинского района Западноказахстанской области, Кокпектинского района Восточноказахстанской области, Тимирязевского района Североказахстанской области, Ескельдинского района Алматинской области.
Выборы, прошедшие в виде эксперимента, осуществлялась голосованием депутатов маслихата. Чтобы выборы были признаны легетимными, в голосовании должны были принять участие не менее двух третей депутатов. Согласно протоколам районных избирательных комиссий, на этих выборах активность избирателей была 100 процентной.
Всего было зарегистрировано 10 кандидатов, девять из которых непосредственно участвовали в голосовании. В четырех районах было зарегистрировано 9 кандидатов, то есть, за каждое место боролись по два человека. В результате выборов в Жангалинском районе Западноказахстанской области был избран Мергалиев Толеген (100 процентами голосов), в Кокпектинском районе Восточноказахстанской области — Кужамбетов Баянды (100 процентов), в Тимирязевском районе Североказахстанской области — Закарьянов Толеген (83,3 процента), в Ескельдинском районе Алматинской области — Дуйсембинов Султан (84,6 процентов).

 По итогам выборов, проведенных в виде эксперимента, победу одержали кандидаты, набравшие от 83 до 100 процента голосов. Что означает, помимо всего прочего, что никакой честной борьбы не было! Складывается впечатление, что депутаты заранее договорились за кого отдать им голоса. Необходимо также обратить внимание, Закарьянов Толеген, Баянды Кужамбетов, Мергалиев Толеген – и до выборов возглавляли эти районы…

Кстати, мы проследили за дальнейшей судьбой избранных акимов. Султан Дуйсембинов сегодня аким Каратальского района Алматинской области, Толеген Мергалиев – председатель профсоюзных организаций Западноказахстанской области, Баянды Кужамбетов – заместитель председателя регионального филиала НДП «Нур Отан». А Закарьянов Толеген перешел на службу в министерство экономики и бюджетного планирования…

4 июня 2007 года  Елбасы своим Указом разрешил всем избранным акимам оставаться и впредь на должности. Таким образом, практика выборности  акимов была временно прекращена…. Чтобы через шесть лет вновь возродиться, но уже на массовой основе.

Работа акимов будет оцениваться по итогам каждого квартала

В последние два года Администрация Президента проводит рейтинги рейтинга социально-экономического развития областей, городов и районов. Рейтинги определяются по сорока пяти показателям и составляются ежеквартально. По итогам рейтинга последнего квартала впереди идут  города Астана и Алматы, Павлодарская область. В тоже время аким  Североказахстанской области отметился самым низким рейтингом, за что и получил замечание от президента. В этой области только в декабре от занимаемых должностей освобождены 4 акима района. Вообще, по республике за низкие рейтинги своих должностей лишились 12 акимов.

 Другой вопрос — если сегодня составить рейтинги доверия акимам среди населения, то, как тогда распределится места акимов областей? Кроме того, теперь согласно Закону «О Государственной службе» аким района имеет право освобождать от занимаемой должности акима сельского округа. Одновременно с этим вырастут в разы средства, направляемые в регионы. Существуют около пятнадцати программ, финасируемых из государственного бюджета. Местные акимы будут нести персональную ответственность за освоение средств, выделяемых в рамках этих программ, за реализацию новых проектов. А ответственность за честное исполнение акимами своих обязанностей ложится на плечи депутатов маслихатов. Если учесть, что депутатов избирают жители региона, то вся ответственность, хоть и косвенно, в конце концов, ложится на самих жителей. Сумеет ли народ понять эту косвенную ответственность? Или сельские жители, привыкшие жить по правилу «каждый живет, как может», вновь останутся в стороне от выборов акимов?

 У нас уже есть практика выборов президента. Есть опыт избирания депутатов по одномандатным округам, по спискам политических партий. Значит, нам не стоит бояться выборов руководителей местных органов. Как бы ни говорили, самая большая новость нынешнего года – выборы местных акимов летом нынешнего года. Избрать две с половины тысячи акимов дело не простое. Нужно выбрать  квалифицированных, грамотных людей, умеющих руководить регионами, готовых работать во благо своих соотечественников, а главное порядочных граждан. Как гласит народная мудрость, «глаза боятся, а руки делают».

Гульбигаш Омар,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Перевод Кайрата Матрекова

Рубрика: