АЛТЫНОРДА
Новости Казахстана

ВЕКТОРЫ СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСКОЙ ПОЛИТИКИ. Серик МАЛЕЕВ

В мире современной казахской политики существует целый ряд направлений, имеющих как своих сторонников, так и противников. И если религия – это тоже политика, то в первую очередь нужно уделить внимание ваххабитам. Ваххабиты, или как еще их называют – салафиты, представляют в настоящем серьезную угрозу, как для Казахстана, так и для мусульманских республик Российской Федерации.

Насколько мне известно, за эту угрозу серьезно взялись сегодня и у нас, в нашей стране, и у наших соседей. Причем сотрудники казахстанских спецслужб, на мой взгляд, действуют достаточно эффективно. Чего нельзя сказать о работе Агентства по делам религий, возможности которого далеко не использованы. То есть, идеологическая составляющая в данном вопросе у нас явно проваливается. Мы все еще не можем уйти от бессмысленных дискуссий – следует ли детям в школе преподавать основы религиоведения, или не следует? Хотя вопрос тут должен ставиться иначе. Старшеклассникам и студентам высших учебных заведений, я полагаю, следует рассказывать о тех угрозах, что несут за собой последователи радикальных религиозных течений. И это не должны быть уроки религиоведения, (не стоит забывать, что мы светское государство), но это должен быть специальный курс современной истории, рассказывающий молодежи о вызовах, встающих перед молодым государством.

Вот что важно осознать. Салафизм, как религиозное течение, возник на волне борьбы мусульман средневековья с нашими далекими предками – создателями великой империи Шынгысхана. Следовательно, для нас – далеких потомков тех воинов Шынгысхана, салафизм – это все равно, что фашизм для русских. И если какая-та часть русских сегодня поклоняется Адольфу Гитлеру, считавшему славян недочеловеками, то тем самым такие фашиствующие группировки недалекой русской молодежи оскверняют память своих дедов, воевавших против гитлеризма.

Для казахов же салафизм и вовсе неприемлем, поскольку это религиозное верование выступает против всего того, во что верили и что почитали наши предки. Салафиты выступают против всего казахского, против казахских обычаев, традиций, музыки и культуры, против нашей веры, против наших устремлений, против нашего будущего.

И с этой точки зрения, при достаточно эффективной политике власти, я полагаю, у мусульманских космополитов – салафитов шансы на создание в Казахстане своего халифата не столь уж и многочисленны.

РУССКАЯ ТЕМА

Другой вопрос – позиция крайних национал – патриотов, в основе которой, зачастую лежит страх перед всем новым, неизведанным. И это тоже для нас неприемлемо. Казахи, если хотят развиваться, не могут стоять на месте. Поэтому в вопросе иностранных инвестиций и сотрудничества с другими государствами, казахи должны идти на определенные финансовые,  экономические и политические риски, если эти риски не несут угрозу национальным интересам страны.

В данном случае создание единого союза тюркских государств, на мой взгляд, может считаться риском оправданным.  Что же касается путинской России, то вряд ли наша сегодняшняя полувассальная зависимость от Российской Федерации, при которой Астана вынуждена вести дела с Москвой себе в убыток,  может считаться нормальным положением дел. (Как показала ситуация по космодрому Байконур).

И здесь мы переходим к двум основным трендам, имеющим место в современной казахской политике, условно разделяемым мной в этой статье, на течения русофилов и казахофилов. Хотя и определение «казахофил» слегка неверно по определению. Но другого слова в пику русофилам трудно подобрать.

Итак, кто такие русофилы во власти? Как правило, это выпускники российских университетов, ( выросшие на книгах Бердяева, Чаадаева, Герцина, и других российских философов), стоящие по духу ближе к русским, чем к собственным соплеменникам – казахам. Дети бывших партноменклатурных работников, они очень далеки от понимания нужд аульских казахов. Как и вообще, от понимания нужд собственного народа. Для них Россия все еще остается метрополией, если не по факту, то по их духовному восприятию всего русского. И в этом отношении они остаются шалаказахскими осколками того старого русского мира, что существовал на территории Казахстана еще недавно, пытаясь не только сохранить существующий порядок вещей, но и приумножить его, призывая к интеграции с Россией, пусть даже и в ущерб собственно национальным интересам казахов. А  поскольку такой буфер казахов – русофилов в первые годы независимости был очень большим, это помогло стране оформить мирный развод с бывшей метрополией. Без крови и войны. По правде говоря, такого рода казахи – русофилы и до сих пор не осознают и не понимают, чем же был так плох Советский Союз?

Единственное, что подвигает их сегодня на пересмотр своих взглядов – так это позиция самих русских в России, называющих за глаза наших соплеменников не иначе как чурками и чучмеками. Подобные дразнилки наших казахов — русофилов коробят, заставляя, в конечном итоге, более пристально присматриваться к положению дел в современной России, с ее многочисленными шовинистами и фашистами. Словом, сладкий сон наших русофилов в данном случае разрушают сами россияне своими безответственными выходками и словами.

 

 

Другой позиции придерживаются «казахофилы», среди которых также немало образованных людей, получивших образование, как на казахском, так и на русском языке. Казахофилы четко осознают, что с русскими в Казахстане, как с этносоциальной группой: а) Нет особых проблем, если русских Казахстана специально не злить. И б) Что русские Казахстана легко управляемы, и могут пойти за казахами, поскольку здесь в республике не имеют своих ярко выраженных, харизматичных лидеров.

То есть, и в этой общественной казахской группе отношение к русским более, менее приемлемое. Единственное, чего не приемлют казахофилы – это хождения по русскому пути. По пути с Россией. Поскольку Россия за последние свои двести лет так и не нашла дороги, которая бы вписывалась в определение «цивилизованного построения общества».

  А следовательно, казахофилы предлагают более твердо отстаивать позиции Казахстана в переговорах с Россией, и вообще, по возможности, сохранять с с нашим трудно предсказуемым северным соседом известную дистанцию,  искать другой путь, отличный от российского. Хотя бы тот же турецкий, японский или китайский.  Ведь живет же большая часть мира нормально, вдали от бесконечных российских экспериментов власти над народом. А почему бы и нам так не пожить – задаются вопросом казахофилы, искренне полагающие, что именно их тренд в политике станет со временем восходящим в нашей стране.