Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

или  откуда пошла недооценка мусульманского фактора в истории Золотой Орды

«Золотая Орда как империя представляла собой  динамичную систему цивилизаций, в которой на центральное место  выдвигалась исламская цивилизация в ее тюркском и ханафитском варианте» (Кобищанов Ю.М. Империя Джучидов // Очерки истории распространения исламской цивилизации. Т.2. Москва, 2002.

 

«Хан Узбек был мусульманином и весь свой народ обратил в мусульманскую веру. С той поры народ наш веру не менял» (из «Родословной» Шакарима Кудайберды)

 

В российской историографии Золотой Орды всегда бросается в глаза  разница между досоветской и советской традициями в оценке религиозного фактора в истории Улуса Джучи. Так, классики русской историографии и ориенталистики Н. Карамзин, В. Бартольд, Н. Веселовский всегда подчеркивали значимость исламизации Золотой Орды, начиная с середины XIII –XIV вв., притом никогда не скрывалось, что ислам был одним из важных слагаемых успеха, интеграции и могущества этой империи. 

Если Джучи и особенно Бату просто симпатизировали исламу, то ханы Берке и Узбек, так сказать,  довели дело до логического конца и вошли в историю как ханы-исламизаторы. В трудах русских классиков царской эпохи, а также многих западно-европейских востоковедов было определено, что исламизацией были охвачены не столько города и оседлые области (они не нуждались в ней, т.к. тюрки-булгары приняли ислам еще в X в.), а сколько степи Дешт-и Кыпчака, и прежде всего монголы как политическая верхушка государства. Об этом свидетельствуют и сами тюркские (казахские, башкирские) генеалогии-шежіре.

Однако в советский период вследствие антирелигиозной тенденции во всех трудах по истории Золотой Орды, начиная с фундаментального труда «Золотая орда и ее падение» Б. Грекова и А.Якубовского стала замалчиваться и принижаться роль ислама, а Узбек хан стал своего рода изгоем для советской исторической науки (во многом по инерции данный взгляд  сохраняется и в постсоветском мышлении). Обычно если имя хана  упоминалось, то не иначе как со словом «насаждение ислама в Степи», и всячески преувеличивались силовые методы обращения кочевников в новую религию.

Между тем, как раз в среде свободолюбивых номадов невозможно насильно навязывать религию, т.к. они могут и откочевать, и поднять восстания. На самом деле исламизация была подготовлена суфийскими подвижниками из братства Ясавийа. Со стороны ханской власти были  лишь единичные акции подавления сопротивления монголов (не кыпчаков!) во главе с буддийскими ламами. Исторические источники свидетельствуют о том, что это было сделано после неудавшейся попытки убийства Узбек-хана партией  уйгура-буддиста Баджира Ток Буги. Хан спасся чудом, именно в ответ на это покушение как истинный чингизид Узбек хан единожды жестоко подавил антимусульманскую группировку.  В целом же, эта была благородная и гуманная личность. И как замечает Р. Груссе, «магометанские устремления Узбека не помешали ему проявить себя весьма либеральным по отношению к христианству». Папа Иоанн XXII выражал в своем послании Узбеку 13 июля 1338 г. благодарность ему за толерантное отношение к католическим миссиям.

Итак, для советских историков или писателей, пишущих на тему Золотой Орды, стало нормой обходить тему мусульманства, вскоре это стало восприниматься как нечто само собой разумеющееся и правдивое. Разумеется, не мог даже заикаться о мусульманстве в Степи казахский советский писатель Ильяс Есенберлин, который в своих романах лепил искусственный образ  безрелигиозного казахского номадизма. Л.Н. Гумилев, чье имя и труды весьма популярны в Казахстане, вообще не любил ислам, а также евреев. Поэтому понятно, что воспитанные на его книгах люди также создают в своем воображении доисламский образ Золотой Орды.

Но с тех пор прошло уже много лет, и казалось бы, переизданы ценные источники (как знаменитый «Сборник материалов по истории Золотой Орды» и др.), стали доступны некоторые труды западных авторов (например, книга американского ученого Д. Девиза «Исламизация Золотой Орды»); произведения казахского фольклора и устной истории кочевников,  свидетельствующие о симпатии самих казахов к исламу и личности Узбек-хана, тем не менее в Казахстане абсолютное большинство людей и даже специалистов-историков продолжают по инерции воспроизводить и восхвалять усеченный или искаженный образ Золотой Орды – без Ислама.

Думается, исправление этой ошибки, идущей от советской идеологии – это просто вопрос времени. Рано или поздно правда восторжествует, и будет реконструирован полноценный образ великой тюрко-мусульманской империи Золотая Орда. Мы не противопоставляем монгольский языческий и тюрко-мусульманский компоненты, но если видеть историю этой империи в динамике, то нетрудно понять то, что возникнув как монгольское, это государство в ходе эволюции превратилось в тюрко-кыпчакское (самоназвание империи было  Кыпчак, позже «Улус Узбека»). Монголы были ассимилированы и кыпчакизированы, одновременно в плане духовно-цивилизационном произошла их полная интеграция в ислам ханафитского толка, с большим влиянием суфизма (учение Ясави). Конечно, реликты язычества, самобытность в культуре, местные языки сохранялись. Но ислам стал духовной доминантой и официальной религией государства. Вместе с тем, политика Узбек хана, который стал зваться Султан Мухаммед-Узбек ханом, была в целом толерантной, особенно к православным подданным.

У нас в Казахстане не то что исламизацию, но даже тюркизацию (кыпчакизацию) пришлых монголов не хотят и не могут принять в свое сознание,  заладили: монголы, монголы, Чингис хан, Джучи, Бату. Но это все относится к началу XIII века! А в пик могущества, когда это была полноценная цивилизация, т.е. к середине XIV в., Золотая Орда была уже отюреченной и мусульманской, и монгольского в ней почти ничего не осталось. В трудах современных ученых Татарстана представляется именно такая, корректная трактовка Золотой Орды. 

Необходимо признать тот факт, что расцвет империи, международное признание, «золотой век» приходится именно на 30-летнее правление Султан Мухаммед-Узбек-хана (1312-1342). Пожалуйста, дадим слово русскому классику, востоковеду Н. Веселовскому, который написал про Султан Мухаммед Узбек хана: «Это был хан замечательный, он ввел порядок в орду … В его царствование Золотая Орда достигла высшей степени своего блеска и могущества». Поэтому исторически некорректно, а с точки зрения этики еще и несправедливо возвеличивать только основателей Улуг Улуса  – Джучи и Бату, а  имя того, кому империя обязана своим подлинным могуществом, и кто создал прообраз позднесредневековой тюркской и казахской государственности,  продолжать трусливо замалчивать и принижать из-за пресловутой исламофобии и совкового мышления.

Сама Россия давно «реабилитировала» и канонизировала как святого Великого киевского князя Владимира, который «огнем и мечом» крестил Русь (и правильно. В иных случаях гораздо важнее отдаленные исторические последствия масштабных исторических событий). Слава Богу, сейчас о мусульманстве в империи Джучидов пишут многие известные ученые,  особенно татарские историки, башкирские авторы, ученые из Санкт-Петербурга и Москвы, из США. И лишь казахи вечно плетутся в хвосте событий, с «поздним зажиганием»….

Современных казахов, страдающих вульгарным этноцентризмом,  возможно, еще смущает имя «Узбек». На самом деле хана, а вернее императора Золотой Орды можно и нужно  называть и писать «Султан Мухаммед-Узбек хан». В нашей истории был хан Урус (букв. «русский», так могли  назвать светловолосых детей), полное имя которого тоже было Урус-Мухаммед. До сих пор встречаются у нас  фамилии и имена «Кыргызбай», «Узбекали» и пр.  А что плохого вообще в имени Узбек? Ведь не Узбек происходит от нынешних узбеков а, наоборот, нынешние узбеки – это слабое эхо великого древнего Узбек-хана. Между прочим то, что именем хана вскоре стали называть весь бывший улус Джучи (Улус Узбека, позже «Государство кочевых узбеков» и т.д.), и имя этой великой личности оказалось в конце концов увековечено (через откочевавших в Среднюю Азию узбеков Мухаммада Шайбани) в имени целого этноса и страны (Узбекистан) – это уже говорит о том, что речь идет о действительно выдающейся личности тюркской и евразийской истории. Не каждому дано так невольно увековечиться и остаться в имени целой страны. Это знак свыше.

В сущности, если следовать нашим «шежіре» и понимать суть нашей истории, то все мы, условно говоря, узбеки, дети Узбека, т.е. все тюркские народы Евразии.  К примеру, мы же не стесняемся имени «Тюрк», говорим, что мы – «түрк баласы» и пр. Да, в древности все были тюрки, потом большая часть кочевников Великой Степи стала «кыпчаками», потом звались «узбеками», от «кочевых узбеков» откололись «казахи» и т.д. Итак, главное – не слова и имена, а суть дела и истории. Пришло время объективно оценить роль тюрко-ханафитской мусульманской традиции и суфийского учения Ясави в славной истории Золотой Орды. Казахи нынче хотят приобщиться к «золоту» Улуса Джучи, даже открыли Институт Улуса Джучи и т.д. Но знайте, мои дорогие: не получится стать «золотым» без Ислама и без Султан Мухаммед-Узбек хана. Из песни слова не выкинешь…

 

Назира Нуртазина,

доктор исторических наук

Altyn-Orda.kz

Рубрика: ,