АЛТЫНОРДА
Обзор казахской прессы

ТУРКЕСТАН № 37. КАЗАХСКАЯ НАУКА. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ НЕ ДОЛЖЕН БРАТЬ ВЗЯТКИ

казаСегодня созданы все условия для повышения квалификации казахских ученых. Они обучаются за рубежом. Для них построены добротные здания. Государство оказывает им мощную поддержку. Однако возможности науки ограничены, она, словно, птица с поврежденными крыльями.

Поэтому сегодня для толчка в развитии науки ученому необходимо такие категории, как «свобода», «доверие», «условия».

Для свободы ученых независимого и демократичного Казахстана необходимо освободить их от бумаготворчества, сформировавшегося в учреждениях науки еще с советских времен. Ученые заняты заполнением никому не нужных отчетов и справок, а еще они должны знать, сколько сотрудников сидят в ректоратах, отслеживать их опоздания, проверять правильность заполнения многих, никому не нужных документов. В Европе такого вообще нет. Это один из методов тотального контроля за умонастроениями ученых эпохи совка.

И магистрантам и докторантам мешает вся эта бумажная бюрократия. Сегодня анекдотичным стало то, что объем документов, собираемых при защите степени докторантов, превышает количество страниц научной работы. Такого бумаготворчества нет ни в одной развитой стране мира. Мы перешли  в систему Ph D развитых стран, а приняли ли мы полностью содержание этой системы? Нужно обратить внимание на этот вопрос.

В системе Ph D одна из самых больших проблем, которая вяжет по рукам и ногам докторантов и магистрантов, условие “импакт фактора”. Безусловно, если в солидных академических журналах будут публиковаться научные статьи наших ученых, особенно, молодых, это было бы большим достижением для науки нашей страны. Однако количество таких журналов в каждой стране чрезвычайно мало, особенно в сфере социальных наук. Например, в самой Турции таких журналов всего три. А в Казахстане нет ни одного такого журнала. Каждый ученый хочет публиковаться в таких малочисленных ценных журналах. Как публиковаться в таких зарубежных журналах молодым ученым Казахстана, если в очереди на публикацию стоят известные ученые из своих стран. Поэтому необходимо пересмотреть это условие в сторону его смягчения. Например, в Турции эта проблема решена следующим образом. Стоимость статей, опубликованных в журнале «импакт фактор», в три раза дороже статей, опубликованных в национальном журнале. То есть, ваша статья, опубликованная в «импакт факторе», равнозначна трем статьям, опубликованным в национальных журналах. А также статья, опубликованная не в «импакт факторе», а в международном журнале, стоит двух статей в национальном журнале.

Для свободы необходимо сократить годовую нагрузку ученых. У ученых, загруженных преподавательской деятельностью, не хватает времени на системную научно-исследовательскую работу.

Для повышения доверия к ученому, надо отменить все нелепые проверки прихода ученых на работу. Заглядывание какого-либо сотрудника в аудиторию, где ученый проводит лекции, вызывает большое недоверие и неуважение к ученому. За рубежом без необходимости не разрешается заглядывать в аудитории, где проходит лекции ученых.

Ученых проверяют и испытывают сами студенты. Если студенты пожалуются заведующему кафедрой, что ученый не качественно проводит лекции, опаздывает на занятия, то немедленно начинается проверка.

Ученому для доверия необходимо, чтобы он не принимал экзамены, не ставил оценки, и не принимал участие в оценке знаний студентов. Если ученый ставит несправедливую оценку, студент сам оспорит его. Тогда все начнут обсуждать, как препадаватель принимал экзамен у студентов.

Пользуясь случаем, хочу рассказать, о системе высшего образования Турции, которая десять лет назад приняла европейскую шкалу оценки знаний студентов. Согласно этой системе, ученый сам решает, как оценивать знания студентов – принимать экзамены или ограничиться проверкой домашних заданий. Однако он должен конкретно объяснить свои требования студентам на первых занятиях в начале четверти.

Нужно прекратить назначать ученым недостаточную зарплату.

К сожалению, среди преподавателей, получающих мизерную зарплату, есть и такие, которые живут за счет средств студентов. Такие ученые не способны воспитать порядочных граждан страны. Это представляет большую опасность для будущего страны. Преподаватели — взяточники не способны привить студентам такие качества, как справедливость, любовь к родине, уважение к старшим.

Поэтому преподаватели должны получать достойную зарплату.

Сегодня ученые, получающие мизерную зарплату, не пользуются уважением студентов. Поэтому студенты — отличники не изъявляют особого желания стать учеными. А как может развиваться наука в стране, в которой студенты — отличники не желают заниматься наукой?

В ВУЗах ученым необходимо выделить отдельные кабинеты. В университетах Турции ученым предоставлены кабинеты, где они могут готовиться к лекциям, отдохнуть после их проведения. Однако в Казахстане я не встречал случая, чтобы у ученых, кроме заведующих кафедр, были отдельные кабинеты.

Подводя итоги, необходимо сказать, что Казахстан и казахская наука на стадии развития. Однако нельзя упускать из виду, что уровень развития казахской науки не соответствует уровню его экономики и международного авторитета.  Правительство Казахстана прилагает все усилия для развития и повышения авторитета казахской наки. Однако, в этой связи, кажется, упускаем из виду, что наука может сама себя финансировать. Если этого не сделано, то все реформы останутся безрезультатными.

Абдуакап Кара, 

Доктор исторических наук.                                                                                                                                        Перевод Кайрата Матрекова