Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

ПеНынешний учебный год принесет немало новинок. Страна принимает меры для поднятия престижа профессии учителя. Заслуженную оценку получает труд педагогов, которые обучают и воспитывают будущее страны – подрастающее поколение. Одни получают надбавку к зарплате за квалификацию, другие становятся обладателями собственного жилья.

Еще одна позитивная новость – учащиеся 9, 10, 11 классов Астаны с нового учебного года начнут изучать еще один обязательный предмет – «Абаеведение». Достойное новшество! Произведения великого поэта, призывающие к знаниям, науке, труду и человечности – сами по себе большой жизненный урок. А его «Слова назидания», полные философского смысла, основа предмета. Любое произведение великого мыслителя заставляет читателя думать. И ведь что показательно, важность проблем, затрагиваемых поэтом, с течением времени только актуализируется, приобретая характер мировых цивилизационных вызовов.  Абай становиться актуальным  в той же России. С течением времени растет важность проблем, затрагиваемых поэтом, повышается интерес к его творчеству. Может быть, поэтому мы и говорим: «Казах, не читавший Абая, не казах».

Пед

По словам директора научно-познавательного центра «Абаеведение» Алмахан Мұхаметқали – кызы, через изучение предмета будет пропагандироваться и песенное наследие поэта. «Песни Абая сегодня исполняются редко. Общественность не знает, что Абай автор 27 песен и двух кюев», – говорит она.

Однако, в связи с этим, возникает еще один вопрос. Почему право на изучение предмета «Абаеведение» получили только школы северной столицы? Что мешает учащимся других регионов страны изучать наследие великого мыслителя и поэта? В действительности, почему нельзя организовать во всех школах страны изучение предметов «Абаеведение» и «Алашеведение»? Почему Министерство образования и науки так ограничила сферу изучения этих предметов?

Сегодня немало ученых, которые исследовали наследие Абая. У нас достаточно литературы о творчестве великого поэта и мыслителя. А безотлагательное введение предмета «Алашеведения»  актуально сверх всякой меры. Оно не терпит промедления. Мы должны воспитывать поколения свободных людей свободной страны. Юные граждане Қазақ Елі должны в полной мере знать имена и пройденный жизненный путь личностей, политических деятелей начала ХХ века, отдавших свои жизни в неравной борьбе с кровавой и беспощадной тиранией большевиков.

Известный ученый абаевед, профессор Серик Негимов в одном из своих выступлений сказал: Нет никаких преград для введения предмета «Абаеведение» в школьную программу. Вся проблема в желании. Учитель обязан знать творчество Абая. Чтобы привлекать учащихся к изучению творческого наследия поэта. И такие специалисты у нас есть. Только учителя, любящие Абая, считающие его гордостью казахов, национальной личностью, понимающие, что «Наследие Абая – зеркало нынешней жизни» способны открыть учащимся мир величайшей личности. Сегодня мировое сообщество и общественность страны проявляют большой интерес к творчеству Абая. Он – личность, впитавшая в себя дух великих мыслителей человечества – Аристотеля, Сок­рата, Пла­тон­а, благодаря ему Пушкин, Лермонтов и Гете заговорили на казахском языке.

Гульмира Сатембаева, жительница Мамырсуского района Восточно-Казахстанской области, родительница:

– Я хочу, чтобы мой ребенок изучал «Абаеведение». Когда мы учились в школе, не в  достаточной степени изучали творчество великого поэта и мыслителя. Сегодня, слава богу, после обретения независимости, мы получили возможность открыто изучать творческое наследие наших поэтов и писателей. Изучение творческого наследия Абая, имя которого живет в сердце каждого казаха, благое дело. Это, безусловно, поможет расширению мышления учащихся, повышению их человечных качеств. К сожалению, предмет «Абаеведение» с этого года изучают только в школах столицы. Слышали, что в планах внедрение предмета во всех школах страны. Хотелось бы, чтобы наши дети не оставались в стороне от этого мероприятия. Поскольку в стране все школы государственные, и программа обучения в них должна быть идентичной. Дети в регионах и без того обделены хорошими учителями и современными классами.

Педа

Аскар Наймантаев, актер:

– В академии искусств, в работе со студентами для постановки голоса, дикции, чистоты речи, после чтения пословиц, поговорок и скороговорок, мы переходим к стихам Абая. Профессор Дарига Туранкулова, пока студенты не ознакомятся в полной мере с творчеством поэта, не переходят к другим темам. Студент, работавший в течение семестра со стихами Абая, в корне меняет свое мировоззрение. Внедрение предмета «Абаеведение» дело, конечно, правильное, но какой будет форма ее реализации? Главное, чтобы не посадили детей, и не сказали «учите!». В моей школе есть ученики, которые с гордостью говорят: «Я знаю десять, двадцать стихов Абая наизусть!». Я рад, что они учат. Однако они знают только наизусть. Сегодня Абай нужен не только детям, сегодня он нужен и учителям. Он нужен казахам!

Айгуль Болатханкызы, журналист:

– В последние годы часто слышим, что в школьную программу вводят новые предметы. Скажем, валеология, религиоведение. Вот, с нового учебного года вводят «Абаеведение». Иногда меня посещает мысль, «Не принимаем ли мы поспешные решения?». Кто знает, может это и правильно. Однако улучшит ли качество знаний увеличение количества предметов? Каково качество учебников? Поскольку это дополнительные предметы, будут ли ученики уделять им должное внимание? И еще, хотелось бы, чтобы в начальной школе дети получали знания только на родном языке (без иностранного языка и дополнительных предметов), также считаем необходимым уделять больше внимания национальному воспитанию. Особое внимание нужно обратить народной педагогике. «Абаеведение» должны изучать не только школьники Астаны, а всей страны.

Шолпан Тореханова, учитель казахской  средней школы №148 Шиелийского района Кызылординской области: 

– В действительности, в наших школах нет конкретной программы по изучению творчества Абая. Несмотря на это предмет ввели в программу столичных школ.

Однако на сегодня есть уже заявленными отдельными педагогами методики по изучению нового предмета. В этом направлении бояться нечего. Трудов написанных о  великом мыслителе немало. Пока предмет изучают только учащиеся старших классов. Пока нет единой разработанной программы изучения «Абаеведения» с 1 по 11 класс. Считаю, что Министерство должно уделить большое внимание этой проблеме, и разработать специальную программу уроков «Абаеведения».

Главное, считаю, что этот предмет должен стать обязательным не только для школ столицы, но и для всей страны.

 

Динара Мынжасаркызы,                                                                                                     перевод Кайрата Матрекова

 

 

 

Рубрика: