АЛТЫНОРДА
Обзор казахской прессы

ТУРКЕСТАН № 19. НОСТАЛЬГИЯ ПО СССР, ИЛИ ЖЕЛАНИЕ ВОЗРОДИТЬ КРАСНУЮ ИМПЕРИЮ?

славаПоследние события, происходящие на Украине, кажется, пробудили имперские амбиции у русских, проживающих после распада СССР вне России, в других государствах. Такие события имели место и в регионах Казахстана, где проживает многочисленная русская диаспора.

К примеру, некоторое время назад группа пенсионеров Караганды выступила с инициативой о проведении референдума по присоединению Казахстана  к России, правопреемнице канувшего в Лету Советского Союза,  и в связи с этим организовала мирное шествие. А проведение «автошествия» в дни 69-й годовщины Победы в ВОВ в центре городов Петропавловск и Уральск оставило впечатление, будто на территорию нашего независимой республики приехали граждане другого государства, которые действовали под флагом сепаратизма.

Никто не знает, кто организовал шествие, кто разрешил его проведение, однако их намерения очевидны.

Заявление одного из русских парней «Мы за Россию, мы за Сталина» в интервью службе новостей «31-канала» «Информбюро» говорит о многом. Участники автопробега на своих автомашинах установили флаги канувшего в лету СССР и Российской Федерации. Но разве не является проявлением  сепаратизма то, что какие-то люди разъезжают в центре казахстанских городов под флагом другого государства, и заявляют: «За Россию, за Сталина жизнь отдадим!»?

Известно, что только недавно в Казахстане было ужесточено наказание за разжигание сепаратизма. В Законе сказано, что отныне, если лица, поставив под сомнение независимость Казахстана, предпримут действия по его раздроблению, то они понесут ответственность перед судом. Однако, похоже, что те, кто участвовал в недавнем сомнительном автопробеге, имеют далеко идущие цели и намеренно не обращают никакого внимания на требования закона. Они так поступают, потому что, видимо, считают, что у них есть некие могущественные покровители. Если у них нет незаконных намерений, то почему они разъезжали под флагами государств, одного из которых не стало 24 года назад, а другое сегодня имеет статус нашей бывшей метрополии?

Значит, за годы Независимости мы так и не сумели объединить весь казахстанский народ под одним флагом,  гимном и государственным языком. Причем, не учитывая, что Казахстан – унитарное государство, на весь мир заявляем, что в нашей стране народ представляет собой более 130 национальностей. Вместо того, чтобы сплачивать все диаспоры вокруг коренного, государствообразующего казахского народа, неустанно пропагандируем полиэтничность и мультикультурализм.

На сайте www.inosmi.kz была опубликована статья Кайрата КАЗАХБАЕВА «Почему никто из тех, кто находится у власти, не отдал своего ребенка в казахскую школу»?!». Автор статьи, анализируя языковую политику в стране, ищет ответ на вопрос, почему за эти 24 года казахский язык, несмотря на государственный статус, так и не сумел стать консолидирующей силой общества. В результате приходит к заключению, что неуважительное отношение правящей элиты страны к государственному языку привело его к такому состоянию. За эти годы большинство чиновников, находящихся у власти, не отдали своих детей в школы с казахским языком обучения.

«С одной стороны, действительно, у казахских национальных движений нет своих организационных структур и ярко выраженных лидеров. Однако, в нынешнем суверенном Казахстане значительная часть состоятельных и влиятельных казахов не хотят признавать национальную политику в рамках соблюдения казахских интересов, не заинтересованы в ней. Это, конечно, интересный случай. Ведь казахи составляют две трети населения страны. Значит, они достигли уровня, когда согласно правилам игры могут влиять на принятие политических решений. Однако, в действительности, и политики, и государственные деятели не предпринимают никаких действий для поддержки государственного языка, роста национального самосознания  казахского народа. Это и привело к  появлению  идеи об искусственной «казахстанской нации», – говорится в статье.

Невольно соглашаешься с автором статьи. Нужно признать, попытки подменить национальную политику голыми лозунгами типа «многонациональный, полиэтничный Казахстан», «межнациональное согласие» привели к тому,  что интересы коренного казахского народа остаются за рамками этой политики. Вообще, кажется, что во власти никто не желает замечать острые углы во внутренней политике. А последние события с велопробегом под чуждыми флагами оставляют впечатление, что они были организованы специально, чтобы спровоцировать недовольство и возмущение казахского населения, дестабилизировать внутриполитическую ситуацию.

Есенгуль КАПКЫЗЫ

Перевод Кайрата МАТРЕКОВА