Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

ЛоготиЧасть вторая. Об отношении национальности и философского национализма к государству.

   Будучи первым и последним прибежищем, убежищем нации, государство выступает воплощением ее духа. Обнаружение и раскрытие государством феноменологии национального духа как раз и составляет существо той исконной идеологии, которая отличает ее от идеологии как «тени» философии, распространенной у «мертвых» народов и обществ, живущих не «в своей сказке», не «в своем мифе», не своей жизнью и, следовательно, умирающих не своей смертью. Ясные методологические указания на этот счет в отношении национальности и национализма мы имеем в лекции Ж.Дерриды, прочитанной в МГУ 3 марта 1990 года, и здесь, как говорится, ничего не убавить и не прибавить.

валихан

Сегодня очевидны притязания философии к государству, которое должно обрести причастность к духовным истокам, исконности жизни и творческой свободе. Такая причастность у немцев, как это видно у Фихте, не отождествляется с эмпирической, биологической принадлежностью индивида к фактической немецкой нации и не исключает, следовательно, участия не-немцев в творчестве германизма, которое выступает неким стандартом идеологии немецкого государства. В германизме Фихте видел государство, смотрящееся в «зеркало, в котором нация видит ясность своего понятия». Точно также и казахство, казахскость нашего государства есть достоверное сознание и ясное видение того, что государство должно делать для реализации национального духа.

Государство, особенно на ранних стадиях своего развития обязано в кратчайшие сроки создать условия развертывания национального духа, стремящегося, в свою очередь, «освоить  свое тело» – пространство, научиться управлять им, оживить его, наполнив различными формами творчества, творческой свободы и воли к жизни. Кровеносная система государства – это не банковская система, как многие привыкли думать, а поток неостановимых актов творчества, свободного и, вместе с тем осознанного, культурного национального созидания через институты и инструменты различных частей этого живого и растущего организма. Пронизанное таким творческим потоком созидания, мотивированным национализмом как движением, эманацией национального духа в самые разные сферы, государство становится формой, способом реализации национализма. И чем сильнее национализм, а его сила определяется функциональной мощью духа, его способностью обладать универсальными, абсолютными характеристиками, тем сильнее государство. Каков национализм, такое же и государство.

В структурном отношении, национализм выступает главной несущей конструкцией демократии, поскольку, во-первых, представляет собой движение свободных, следовательно, действительно равноправных, творческих индивидов, созидающих казахскость как феноменологию национального духа. А во-вторых, национализм системно предстает как принцип демократии, в основе которого лежит национальная этическая модель, сложившаяся модель социальной иерархии, основанная на нравственно-психологических особенностях поведения людей в данном обществе. В-третьих, национализм выступает и как цель демократии, поскольку формирует образ универсальности национального бытия, его «золотого века».

В этой связи, власть опять в долгу перед философией, поскольку отношение национализма к государству в Казахстане является внешним, никак не содержательным, а формальным отношением, в котором преобладает пассивное этнократическое начало, с заметным опозданием выстраиваются фундаменты активного гражданского и политического участия, если учесть те трагические события, которые произошли в Жанаозене и других регионах страны.

Современная гармония (или симфония) национального бытия зависит от того, насколько универсально мыслит нация, насколько, как мы говорили выше, это мышление и сознание нации обеспечивается  конкретным (гармоничным) сочетанием интуитивизма и интеллектуализма, традиционализма и инноваций, западного рационализма и восточного универсализма. И если такого гармоничного сочетания не наблюдается, то значит говорить об универсальности современного национального бытия нет смысла. Следовательно, и об универсальном государстве говорить не приходится.

В таких условиях, отсутствие национализма означает отсутствие национального духа, его всеобщего объединительного и творческого свойства, некроз и приближающуюся смерть, дальнейший ментальный распад сообщества, а затем и «тела» государства – национального пространства, неспособность его пространственно-временного функционирования. Такой «мертвый народ» становится в руках чужого национального духа, в руках чужого национализма средством производства, «говорящим орудием труда», которое со временем перепрограммируется на язык чужого национального духа, становясь элементом его инструментальной системы.

 

Окончание следует.

казахи

 [1] Часть первая опубликована на интернет-сайте «altyn-orda.kz», 29 июня 2013 года. https://www.altyn-orda.kz/news/kazaxstanskie-novosti/filosofiya-i-vlast-aktualnye-problemy-vzaimodejstviya-tuleshov-valixan-utebalyuly-kandidat-filosofski/

 

Рубрика: