Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

6fd80e187be591f5df47bcc3d8910850-smallВ Астане в рамках обсуждения инициативы экономического пояса Шелкового пути проходит встреча экспертов из Казахстана, России, Китая, Франции, Турции и Ирана, сообщает пресс-служба Фонда Первого Президента РК.

Международная конференция «Создание Евразии: экономический пояс Шелкового пути» проходит при поддержке Фонда Первого Президента РК – Лидера Нации, а также международного дискуссионного клуба «Валдай».

Сагындык Нураханов, исполнительный директор Фонда Первого Президента РК – Лидера Нации, отметил:

«Не случайно сегодня здесь, на конференции в Фонде Первого Президента, собралось столько серьезных и влиятельных экспертов из разных стран. Потому что Казахстан является центральным звеном при реализации проекта Экономического пояса Шелкового пути».

Цель встречи – сформировать общую позицию экспертов из государств-участниц проекта относительно потенциала создания сильной Центральной Евразии и сформировать ряд конкретных рекомендаций по его реализации.

Напомним, эта инициатива была озвучена председателем КНР Си Цзиньпином в Назарбаев Университете во время официального визита в Казахстан в 2013. В ноябре 2014 Китай создал инвестиционный фонд в размере $40 млрд, средства которого будут инвестированы в проекты развития наземного и морского «шелковых путей».

Как считают эксперты, экономический пояс Шелкового пути – это не просто транзитно-транспортный проект, это комплексный план экономического развития целого ряда государств, включающий в себя многочисленные проекты в области инфраструктуры, промышленности, торговли и сферы услуг, который позволит обеспечить стабильную и безопасную среду для развития не только западных районов Китая, но и всего центра Евразии.

Эксперты согласились в том, что концепция Шелкового пути удобна для Центральной Азии, особенно если реализовать ее через конкретные инфраструктурные проекты. «Экономический пояс» формируется не с нуля, а полностью полагается на существующие двусторонние и многосторонние механизмы и региональные площадки сотрудничества, созданные с участием Китая и других государств, прежде всего – соседних стран.

«Предлагаемый Китаем проект создания экономического пояса Шелкового пути хорошо вписывается в программы развития Казахстана. В Казахстане уже довольно давно активно инвестируют в проекты развития транспортной инфраструктуры. Здесь можно вспомнить завершающееся строительство автомагистрали «Западная Европа – Западный Китай», а также новую концепцию экономической политики «Нурлы жол». Все эти проекты направлены на развитие условий для транспортной доступности движения товаров, как для Казахстана, так и для задач обеспечения международного транзита», – считает Султан Акимбеков, директор Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК – Лидера Нации.

В аналитическом докладе «К великому океану – 3» Международного дискуссионного клуба «Валдай» отмечено: «В начале 2015 можно говорить о возникновении «момента Центральной Евразии» – уникального стечения международных политических и экономических обстоятельств, позволяющего реализовать потенциал сотрудничества и совместного развития государств этого региона».

По мнению участников конференции, можно выделить пять основных целей Китая как инициатора проекта «Экономический пояс Шелкового пути»:

• Укрепление политических контактов, поскольку они на данный момент относительно слабо развиты по сравнению с уровнем развития экономических контактов со странами региона.

• Укрепление транспортной связанности и создание транспортной сети «от Тихого океана до Балтийского моря», которая должна связать Южную, Восточную и Западную Азию.

• Укрепление торговых связей и сокращение барьеров для торговли и инвестиций, учитывая при этом национальные интересы участников.

• Укрепление системы расчетов в национальных валютах, где у стран региона уже есть успешный опыт сотрудничества, которое в будущем позволит снизить издержки и повысить конкурентоспособность региона.

• Укрепление дружественных контактов и укрепление взаимопонимания.

Анализ проекта показывает, что существует как минимум три вектора его реализации: экономический, геополитический и вектор безопасности.

С точки зрения экономики, структурная составляющая экономического пояса Шелкового пути представлена несколькими маршрутами из западных районов КНР в направлении ключевых центров экономической активности в Европе и Южной Азии протяжённостью от 8,5 тыс. до 11 тыс. км. Предполагается, что северный маршрут пройдёт через территорию Казахстана и Транссибирскую магистраль.

Морские маршруты задействуют казахстанский порт Актау, а также порты Каспийского моря (Махачкала, Баку), обеспечивающие доступ в Кавказский регион, Турцию и Черноморский бассейн. Южные маршруты проходят через территорию Киргизии, Узбекистана, Туркменистана и Ирана, обеспечивая выход к Индийскому океану в районе Персидского залива.

Экономический пояс Шелкового пути
закладывает фундамент для обеспечения ускоренного развития западных районов Китая путем переноса туда производств из прибрежных регионов, а также развития сопутствующих производств и сферы услуг (логистические центры, терминалы) как в КНР, так и в государствах Центральной Азии.

Геополитический вектор возвращает Китаю статус «срединного государства», связанного с остальным миром не только океанскими, но и сухопутными маршрутами вокруг которых формируется общее культурное пространство соразвития.

Наконец, с точки зрения безопасности экономический пояс Шелкового пути может стать наиболее эффективным ответом на современные угрозы в виде экстремизма, терроризма и религиозного фундаментализма, подрывая их социальную базу и развивая соответствующую инфраструктуру безопасности.
Forbes.kz

Рубрика: