АЛТЫНОРДА
Новости

Серик Малеев. Казак Ель. Мы наш, мы новый мир построим!!!

Долговременная стратегия и секрет экономического успеха нашего молодого государства могут быть обозначены одной фразой: казахские национальные ценности плюс западные технологии. За годы независимости и экономических реформ мы получили пятнадцатикратное увеличение валового внутреннего продукта. Выросли новые промышленные предприятия и заводы. Страна полностью модернизировалась и смотрит с уверенностью в завтрашний день.

Новые стандарты

В эти предновогодние дни пригласили меня, как главного редактора сайта «Алтынорда», в Астану для участия в научно-практической конференции «Новая доктрина партии «Нур-Отан» в президентской стратегии обновления и модернизации страны».

Расскажу о своих впечатлениях. Прежде всего, об организации мероприятия, проведенного на очень высоком уровне.

Организаторы позаботились буквально обо всем, начиная от размещения в гостинице, и заканчивая синхронным переводом выступления докладчиков на разные языки. Что тоже немаловажно. Особенно, если принять во внимание, что на заседании присутствовали гости из многих стран, России, Азербайджана, Армении, Украины, Соединенных Штатов Америки.

И другой момент, на который особо хотелось бы обратить внимание – это помолодевшее лицо партии, представленное в основном молодежью, как они сами себя называют «болашакерами». Вероятно, по аналогии с «хакерами» и «сталкерами» это уже некая устоявшаяся форма словообразования, принятая в молодежной среде.

Вспоминаю, как в первые годы независимости  кое-кто нещадно критиковал президента за то, что он отправлял молодежь обучаться за границей. В то время обучение каждого такого студента обходилось Казахстану в двадцать тысяч долларов, в то время как страна не могла обеспечить своевременную выплату зарплат и пенсий своим бюджетникам и пенсионерам.

А вот теперь те же самые «болашакеры», прежние отличники учебы, закончившие престижные западные университеты, входят в руководство многих национальных компаний, промышленных предприятий, общественных организаций, продвигая экономику Казахстана на новые рубежи. Западные стандарты в принятии стратегических решений и осуществлении тактических задач приходят сегодня на смену прежнему совковому стилю руководства, главными недостатками которого были тотальная без инициативность, и творческие «формализм и мертвечина», губившие на корню любое живое начинание.

Чему нас учит, так сказать, семья и школа?

Что же касается самой партийной доктрины, то как поясняет ответственный секретарь партии «Нур — Отан» Болат Берсебаев, она предполагает и в перспективе преемственность нынешнего курса партии, основой которого служат синтез общечеловеческих и традиционных для нашего народа ценностей. В том числе и укоренившегося в нашем обществе традиционного института семьи.

И притом, что казалось бы, ничего криминального и особо дискуссионного в изложении Болата Берсембаева не прозвучало, с чем можно было бы особо поспорить, но кое-кому из гостей форума, видимо, и эта мягкая формулировка изрезала слух, как острый нож горло.

В спор вступает Виталий Третьяков, главный редактор российской «Независимой газеты». Он задает вопрос: «Здесь я услышал формулировку, что есть традиционная семья в казахском понимании. А вот, например, я, русский человек, не знаю семи колен своих предков. Я стою за классическую семью. Не тогда, когда мужчина с мужчиной, а женщина с табуреткой. А именно, за классическую. Но если я – гражданин Казахстана, то я не совсем понимаю, как я, русский, впишусь в эти казахские традиционные ценности. А что будем со мной, с моей семьей?»

А вопросец – то, как видим, с большим подвохом и гнильцой, в подтексте которого звучит, дескать, казахи, кончайте тут своевольничать, а послушайте что посоветуем вам мы, ваши вчерашние старшие братья. Делайте, как мы вам скажем. Словом, кое — кому опять не терпится въехать в чужой монастырь со своим уставом.

И тут уже я не выдерживаю. Так и тянет мне возразить Третьякову – Вы бы вначале у себя дома порядок навели, присмирили бы своих безбашенных скинхедов, прекратили бы резать и убивать кавказцев с азиатами на каждом шагу, а уж потом к нам со своими советами лезли. Но традиционная казахская толерантность удерживает меня от лишней резкости.

И я вступаю в дискуссию. «Вопрос о традиционной семье», — начинаю я: «Он лишь часть более глубокого вопроса о нациостроительстве. А то, что русским, проживающим в Казахстане, нужно делать в этой связи, да ничего делать не нужно. Живите и радуйтесь жизни. Скажем так, какая – то особая ментальность есть у любого государства. В Россию приезжаешь, там одна ментальность, едешь в Узбекистан – там другая. Можно назвать это аурой или национальным колоритом. Как хотите. Но кто мешает русским жить в Казахстане? Ведь никто у нас никого по национальному признаку не преследует, ни дома, ни на работе. Никто в автобусе вам национальной принадлежностью в глаза не тычет. Никто никого тут не угнетает. Поскольку самое большое и главное достояние Казахстана – мы не задействовали модель межнациональных отношений, по которой одна титульная нация заявляет, дескать, мы тут самые старшие, а вы, вся остальная мелкота, давайте выстраивайтесь по ранжиру и делайте все, что мы вам скажем. По Конституции все граждане Казахстана наделены равными правами, и этот принцип строго у нас соблюдается. Поэтому, еще раз отвечаю на вопрос, что надо делать русским в Казахстане? Да живите и все». – заканчиваю я свою мысль.

Восточные ценности плюс западные технологии…

И здесь же следует отметить, что отнюдь не все российские гости мыслят такими же великодержавными имперскими категориями, как упомянутый мной господин Третьяков.

 

Есть и вполне адекватные политологи. Понравилось, к примеру, выступление генерального директора агентства политических и экономических коммуникаций Российской Федерации Дмитрия Орлова.

 

«Что на мой взгляд», — начал он свое вступление: «можно использовать Казахстану из политического опыта России для реагирования на современные вызовы. Причем, речь не идет о том, как сопрячь фигуру национального лидера с приемником, а о том, как выстроить систему институциональной преемственности, чтобы в любом случае курс на реформы президента Назарбаева продолжался и в будущем. И вот здесь возникает вопрос – каким образом будет выстроена эта институциональная преемственность? Путем обращения к определенным ценностям,  апеллирования к определенным политическим группам. Естественно, перемены неизбежны в самой казахстанской политике. И партия «Нур-Отан» должна стать той самой конструкцией, которая будет противостоять любой нестабильности.  Волатильности этой, изменчивости как раз необходимо противопоставить опору на традиционные электоральные группы и традиционные ценности», — акцентирует внимание Орлов на самой насущной проблеме казахстанской политики.

Словом, если верить политологу Орлову, необходимо партийному кораблю «Нур-Отана» следовать своим четко прочерченным курсом, берущим начало от первых лет нашей независимости. Не отклоняясь на встречные ветры. Дальнейшая деколонизация страны, усиление роли государственного языка, написание подлинной истории нашего народа, включающей и самые трагические ее страницы, взамен исторических фальшивок, вот главные приоритеты нации.

Притом, что курс этот выстраивался не так уж и легко, если кто вспомнит новейшую историю Казахстана. Были у него и ярые противники, и откровенные недоброжелатели. Как, впрочем, есть они и сегодня. Те, кому успехи Казахстана, как кость в горле.

Потому как эти успехи в деле казахского государство строительства высвечивают в полной мере абсолютное банкротство сторонников прежней имперской модели построения государственности на казахской земле.

Рожденные в Советском Союзе современные казахи сегодня безо всякого сожаления расстаются со своим совковым прошлым, о котором у нас остаются отнюдь не самые ностальгические воспоминания.

Алматы – Астана – Алматы….

 

P/S:  Что же касается лично меня, то помимо вопросов большой политики, я хочу пожелать молодым партийным лидерам большей нацеленности на вполне обычные житейские дела. Чтобы партия занималась на местах рассмотрением жалоб простых граждан, находя виновных в головотяпстве и мздоимстве.

Чтобы партия не оставалась в стороне от проблем государственного языка, проводя серьезную разъяснительную работу, обосновывающую всю важность данного вопроса.

Чтобы «Нур-Отан» был в числе застрельщиков борьбы с коррупцией. И чтоб население постоянно извещалось, как это борьба проводиться.

Ведь именно из таких повседневных обычных дел и складывается в народе отношение к партии.

А что же до опоры на традиционные казахские ценности, так я всей душой  за.