АЛТЫНОРДА
Блог Серика МалееваНовости Казахстана

[:ru]Серик Малеев. Казахи. Коммунизм. И воровская идея.[:]

[:ru]

Впрочем, легко уживаться с заведомой ложью,

Правда колола глаза — и намаялись с ней.

Бродит теперь, неподкупная, по бездорожью,

Из-за своей наготы избегая людей.

(Владимир Высоцкий).

Эта моя статья – попытка донести до наших граждан свой взгляд о жизни в нашей стране, идущий вразрез, и не совпадающий с представлениями о правде нашего государственного канала «Хабар», и тех же оппозиционных сайтов, вроде «Басе».

Ведь что такое государственная пропаганда? Ее истоки мы отмечаем еще в средневековье, когда ночные стражники патрулировали улицы города со словами: «Спите спокойно, жители славного Багдада. В Багдаде все спокойно».

И ту же задачу сегодня выполняет государственный телеканал «Хабар», выдавая по большей части позитивные новости из жизни нашей страны, и тем самым внося умиротворение и успокоение в души казахстанцев.

Что же касается казахстанской оппозиции, то перед ними стоит совершенно другая задача: а именно, показать, как все в стране нашей плохо. 

И такие оппозиционные публицисты свою работу по очернению власти и государства тоже пытаются выполнить на все сто процентов.

Проблема лишь в том, что между этими двумя крайностями: стремлением подать все новости о стране в белом свете, чем отличается телеканал «Хабар», и намерением вывалить казахскую государственность в грязи, что присуще работе журналистов оппозиционного ютуб – канала «Басе», теряется сама правда.

И здесь я никакой Америки не открываю. Все мы это видим, все отмечаем, все осознаем, что так все на самом деле и обстоит.

Но мы все с этим как-то смирились, все к этому привыкли. Ищем правду между строк. Вроде бы и не комфортно, да что тут поделаешь?

И поневоле возникает ощущение, что в нашей стране журналистам до правды, до истины, до желания разобраться в самой сути вещей, нет никакого дела. А все они движимы лишь политической конъюнктурой.

Развал СССР

А вот сама правда. Чтоб ее понять и принять, я предлагаю вернуться к самому началу. К истокам нашей новейшей истории.

Высокие цены на нефть, брежневская политика разрядки, и нефтепроводы, качающие углеводородное сырье с нефтяных месторождений Уренгоя в Европу, позволили СССР пройти относительно безболезненно штормовые для Запада шестидесятые годы.

Но все изменилось в конце семидесятых, начале восьмидесятых годов. Ввод советских войск в Афганистан, связанные с этим западные санкции, и крушение мировых цен на нефть, выявили всю неэффективность советской экономики эпохи брежневского застоя. Что в конечном итоге, привело к крушению СССР.

И для многих это был шок. В том числе и для большого числа граждан Казахстана. Отсюда обвинения Горбачева, последнего правителя СССР, в предательстве. В государственной измене.

Хотя на самом деле существовал целый ворох объективных причин, по которым развал Советского Союза, с его крайне неэффективной и затратной экономикой, был вполне закономерен. Стоит лишь посмотреть документальную ленту Станислава Говорухина «Так жить нельзя», чтобы осознать всю степень моральной деградации советского человека, доведенного той властью, и бесконечными очередями в магазинах, до самой последней степени человеческого унижения.

И сюда же мы относим преступность, которая в позднем СССР, конца восьмидесятых, начала девяностых годов, просто захлестнула страну.

«Так жить нельзя». Ужасные цифры, приведенные в документальном фильме Станислава Говорухина. 

Тем более, что у нас в республике самих представителей титульной нации на момент обретения независимости, насчитывалось 39%, и большая часть их проживала в селе. Да и опыта построения независимого государства у казахов не было.

Тогда как идейно казахам противостояла весьма многочисленная когорта русскоязычных наших сограждан, абсолютно не веривших, что представителям титульной нации удастся построить свое независимое государство.

Да что там скрывать, даже многие казахи в это не верили, в лучшем случае полагая, что мы построим какое-нибудь «недогосударство».

А критиковать и осуждать, строя из себя умника, как мы знаем, всегда легче, чем что-то пытаться сделать самому.

Помню, как известный казахстанский оппозиционер Петр Своик, в то время, депутат Верховного Совета РК, выступая перед шахтерами Кентау в 1993 году, открыто заявлял, что независимому Казахстану осталось существовать от силы пять лет. А потом, по мысли Своика, мы проедим наследство СССР, и пойдем на паперть, с протянутой рукой. Что означало бы крах молодой казахской государственности.

Да что там Петр Своик. Многие видные западные эксперты полагали, что в самом ближайшем времени Казахстан погрузится в пучину гражданской войны.

И это та самая неудобная правда, о которой нам не расскажут по телеканалу «Хабар».

И здесь же я бы не стал говорить, что либеральные рыночные реформы, проводимые в те годы президентом Назарбаевым были направлены на построение некоего утопичного, справедливого общества далекого будущего. Нет. Поскольку основной их посыл в то время можно было озвучить всего в трех предложениях: — Выживай, как можешь. Выживай сейчас. А там посмотрим.- И ведь выживали.  

Помню, в 1993 году я – молодой журналист, работал пресс-секретарем в Независимых Профсоюзах Казахстана. Работа была связана с постоянными командировками. Актау, Атырау, Кентау, Павлодар, Текели, я практически не вылезал из самолета. И вот в очередной моей командировке в Текели у меня порвался ботинок. Подошва отлетела к чертовой бабушке.

И если Исааку Ньютону упавшее на голову яблоко помогло открыть Закон Всемирного тяготения, то для меня оказалось достаточно порванного ботинка, чтоб осознать простую истину: — Все, профессия меня больше не кормит. Пора искать другое занятие.

Так я ушел в предпринимательство. И тоже выживал. Как и миллионы казахстанцев в нашей стране.

И это было жуткое время. Как вспомнишь, так обязательно вздрогнешь. Ведь что из себя представляло в то время наше молодое казахское государство? Наша страна напоминала собой молодого, да к тому же еще и больного, человека, недавно вышедшего из мест заключения, и оказавшегося на свободе. Без средств к существованию. Без перспектив. Без работы. Человека, оказавшегося на самом дне, которому впору идти бомжевать.

Казахстан, за время своего заключения в советской тюрьме народов, прошел через три формы геноцида, как подсчитали казахстанские ученые. Через этноцид, экоцид, и лингвоцид. Пятьсот тысяч казахстанцев, облученных радиацией и больных онкологией – вот такой была кара, понесенная нашим народом  только от одного Семипалатинского полигона. А еще была трагедия Арала. Был голодомор. Политические репрессии. Залитые ядовитым гептилом земли под Байконуром.

И вот по выходу из этой развалившейся совковой тюрьмы мы оказались свободными, но голодными. И как нам свою свободу конвертировать в валюту – представления у нас не было. Никто нас на работу не брал. И хорошей жизни не предлагал.

А мимо нас проезжали в дорогих лимузинах богатые господа. И всем им было глубоко наплевать на нас. Знакомое ощущение?

Вот такой безработной и больной, вышедшей из лагерного заключения, и была наша страна. Наш, к тому времени, уже независимый Казахстан.

Миграция

Выше я упоминал, что в те годы мне приходилось часто ездить по стране. Текели, Талдыкорган, Капчагай, — многие наши города выглядели в начале и конце девяностых, как после бомбежки. Превращаясь в города – призраки. Массовая безработица, охватившая страну привела к тому, что многие наши сограждане стали искать счастье за рубежом. В той же России.

Из Казахстана потянулась массовая миграция. В районных и областных центрах квартиры никто не покупал, у людей элементарно не было денег, поэтому мигранты вывозили с собой все: мебель, оконные рамы, двери и дверные косяки, батареи отопления, половые доски. Многоквартирные дома просто раскурочивались, напоминая собой во многих случаях порушенные городища после нашествия вандалов.

Особенно досталось в те годы Байконуру, из которого советские офицеры вывозили все, что представляло хоть какую-то ценность. В конечном счете власти была вынуждена запретить со станции Тюратам контейнерные перевозки по железной дороги в сторону России.

И тогда мародеры стали грузить барахлом армейские «Уралы», прорываясь на территорию соседнего Узбекистана, и уже там сбывать все, что удавалось вывезти с Байконура. И это мне рассказывали сами местные жители.

Был даже такой курьезный случай. Президенты двух стран: России и Казахстана, участвовали в запуске ракеты «Союз», а та вдруг не взлетела. Оказывается, мародеры вырубили и стащили силовой кабель, идущий к пусковому устройству, сдав его в пункт приема металлолома. Что называется, сработал человеческий фактор.

В те, девяностые годы, по разным подсчетам, Казахстан покинули порядка

двух с половиной миллионов наших бывших сограждан, искренне полагавших, что казахам на таком зыбком фундаменте не удастся построить свою государственность, и что ситуация в Казахстана будет только с каждым годом усугубляться. Что, собственно, и происходило. Вплоть до 2000 года.

Воровская идея

Как я уже говорил, всего, по данным книги рекордов Гиннеса, в СССР с 1917 по 1959 год было осуждено и отсидело в лагерях шестьдесят шесть миллионов семьсот тысяч человек. И этот рекорд не побит ни одним государством мира. Каждый четвертый советский гражданин, получается, в те годы отсидел в заключении. Это была бесплатная рабсила, задействованная на стройках страны. Но эта же тюремная рабсила, по освобождению, несла свою уголовную идеологию и свои «понятия» в простой народ. Как и свой разговорный язык, явно отличающийся от литературного. Так называемую феню.

Причем, краеугольным камнем такой криминальной «философии», лежащей в основе бандитского мира, являлось утверждение, что человек человеку – волк. И отсюда уже экстраполировались другие понятия. Что воровство – это не преступление. Что работа дураков любит. И что любое государство – это изначальный твой враг. А значит – в отношении такого государства обман не просто допустим, но и не осуждаем.

Окончательно же укрепиться такой «воровской идеологии» в советском обществе помогла бериевская амнистия 1953 года, когда в СССР одновременно вышли на свободу более миллиона вчерашних зэка.

Поэтому говорить о каких-либо твердых морально-нравственных устоях советского общества здесь представляется излишним.

Лишь с обретением Независимости казахи сумели, в силу прирожденной  степной ментальности, в своей основе, предполагающей взаимовыручку, с трудом избавиться от этих «духовных скреп» чуждого нам мира, идущих всегда под руку с воровством, бандитизмом, пьянством и наркоманией.

И отсюда же следует вывод, что современной путинской России, пытающейся любыми способами воскресить СССР -2 просто нечего предложить своим соседям по постсоветскому пространству: ни в плане идеологии, ни в плане духовных скреп, ни в плане высоких технологий.

А рабство и криминальный беспредел на уровне государства и общества, через это казахи уже проходили. И возвращаться к такому «счастью» особого желания не испытывают.

Но одновременно с этим приходит понимание, что чиновники в нашей стране воруют не просто так, а в силу самого искривленного сознания общества, частью которого они являются.

Поэтому, когда некие любители совкового мира пытаются нам обосновать какое богатое духовное, культурное и технологическое наследие они нам оставили, важно всегда помнить, с чего начинался наш путь к независимости. Мы до сих пор расхлебываем кашу, когда-то круто заваренную коммунистами. Не можем привести до сих пор себя и свои мозги в порядок.

Новости Казахстана. Алтын Орда.

 

 

[:]