Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Распространение по всему миру COVID-19 и связанных с ним процессов, в очередной раз показало необходимость создания системы оповещения, обмена информацией между странами. Не остался в стороне  и Центрально-азиатский регион. При этом создаваемая система быстрого оповещения для Центральной Азии (Rapid Alert System Central Asia – RASCA) не только должна информировать страны о возникающих очередных штампах ковида, но и предоставлять более объективную информацию, чем та, которая распространяется в виртуальном пространстве любым желающим, имеющим доступ к интернету.

К слову, пандемия 2019-2020 гг. породила новую форму распространения информации – инфодемию. Так, согласно определению ВОЗ, инфодемия представляет собой переизбыток как онлайновой, так и офлайновой информации. Она включает в себя намеренные попытки распространения ложных сведений в целях срыва ответных мер общественного здравоохранения и продвижения альтернативных групповых или индивидуальных целей. При этом недостоверная и заведомо ложная информация может наносить вред физическому и психическому здоровью людей, ставить под угрозу важнейшие завоевания здравоохранения и порождать пренебрежительное отношение к мерам по защите здоровья населения, тем самым снижая их эффективность и ограничивая способность стран положить конец пандемии.

 

Как много систем, хороших и разных

Уже сегодня в ЕС действуют несколько региональных систем оперативного оповещения между странами (RAS), способных в короткие сроки реагировать при обнаружении рисков для общественного здравоохранения. Вот несколько из них.

EWRS – система раннего предупреждения и реагирования ЕС, созданная для противодействия угрозам, связанным с инфекционными заболеваниями.

RAS BICHAT – система оперативного оповещения ЕС, используемая для обмена информацией об угрозах для здоровья, вызванных преднамеренным выбросом химических, биологических и радиологических-ядерных веществ/агентов/.

RAS CHEM – система быстрого оповещения, связывающая различные токсикологические центры стран ЕС для обмена информацией об инцидентах, в том числе о химических веществах, имеющих отношение к терроризму и других событиях, приводящих к выбросу химических веществ

RASFF – система быстрого реагирования при обнаружении рисков для общественного здоровья в продуктах, кормах, пищевой цепи.

Если рассматривать более глобальный масштаб, то в мире действуют такие межгосударственные механизмы мониторинга и быстрого реагирования, как Глобальная система раннего оповещения (GLEWS) в рамках организаций ФАО-МЭБ-ВОЗ, Международная сеть органов по безопасности пищевых продуктов (INFOSAN), Всемирная информационная система по здоровью животных (WAHIS) и другие.

Спрашивается – зачем на фоне многочисленных систем создавать очередной проект, фактически идентичный действующим? Но на этот вопрос пока не найдено ответа.

 

А может, «систематизировать» Азию?

Как оказалось, европейским странам стало недостаточно пользоваться уже существующими механизмами. И сейчас речь идет о создании системы быстрого оповещения для Центральной Азии – RASCA. Ожидается, что участвовать в этом проекте будут Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Узбекистан. Ключевым звеном создаваемой системы будет Генеральный директорат по международному сотрудничеству и развитию Европейской Комиссии (DEVCO).

И, вроде общая цель нового проекта святая – повысить безопасность здоровья населения стран Центральной Азии.

И задачи вполне понятные – система быстрого реагирования позволит остановить распространение патогенных микроорганизмов, так как страны смогут выявлять их на ранних этапах и быстро внедрять меры контроля.

И финансирование идет за счет европейских партнеров. Но создается впечатление о некоей недосказанности. Может быть инициаторы проекта «не успели» указать, что основная причина запуска сети RASCA кроется в довольно динамичном развитии транспортного коридора «Западная Европа-Западный Китай», проекта «Один Пояс – Один Путь» и происходящих вокруг торговых маршрутов процессов.

В Брюсселе считают, что возросший объем перевозимых грузов, пассажиров и в перспективе – туристов, в значительной степени увеличит риск ввоза и распространения инфекционных заболеваний в Центральной Азии. А значит, транзит грузо- и пассажироперевозок необходимо взять под контроль, с целью организации эпидемиологического надзора и оперативного оповещения о возникающих угрозах.

При этом Система быстрого оповещения RASCA призвана в формате 24/7 обмениваться информацией между странами-партнерами о движении грузов и потенциальных угроз, исходящих от транзита.

 

Вопросы без ответов

Вроде как понятно, что ЕС заинтересован в своей безопасности и готов платить за предупреждение рисков, исходящих из Азии. Но возникает вопрос: почему в проекте по созданию сети RASCA не участвует Китай, который является начальной точкой в транспортном коридоре, грузы которого как раз и направляются в ЕС?

Возросший интерес Европы к Центральной Азии порождает и другой вопрос: зачем ЕС нужна оперативная информация о событиях в регионе? Ведь, создаваемый механизм мониторинга позволит Брюсселю, что называется, из первых рук получать информацию о ситуации во всех сферах жизнедеятельности стран Центральной Азии. Конечно, можно вспомнить о происходящих событиях в Афганистане, но тогда зачем создание системы связывать с задачей о реагировании на новые вызовы в условиях пандемии?

Есть и другой вопрос: почему бы данную систему RASCA не предложить в рамках ШОС? Тем более, что главными задачами Шанхайской организации сотрудничества указано в том числе укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников.

Тогда, реально, страны-члены проекта, делясь друг с другом информацией, могли бы оперативно предпринимать меры по нейтрализации угроз, сохраняя тем самым здоровье своих граждан. Кроме этого повысился бы уровень эпидемиологического надзора и оповещения об рисках как для стран региона, так и для стран ЕС.

Однако, инициатива исходит из Брюсселя. Поэтому встает другой вопрос: может для Европы национальные интересы более актуальны, чем забота о здоровье населения Центральной Азии?

Андрей Королев

Altyn-Orda.kz

Рубрика: ,