библиотека 13 января, 2012 97 комментариев

Р.Темиргалиев: Джунгары в истории Казахстана. Необъективная история

Загрузка...

(97) Комментарии

  1. Алмас says:

    Очень интересно! Но Радик Темиргалиев кто вы? Историк, востоковед? Почему вы так рассуждаете? У Вас доказательство того что Вы написали? А если нет это просто Ваши домыслы!

  2. жук says:

    Очередная чушь в стиле: никто ничего не знает и только я всё знаю и понимаю.
    А так вск историки приводят факты, что казахов пинали и били все кому не лень. Потому они одновременно принимали подданство и у России и у Китая. То есть ложились под любого кто сильнее. А сейчас конечно, срочно придумывают байки, как сотня кочевых бродяг многотысячное джунгарское войско разбила и Китай покорила.

  3. == says:

    Этот труд надо отправить юмористам типа Задорнова. При прочтении со сцены будет иметь оглушительный успех! Прославим Казахстан!

  4. ?ыпча? says:

    Некоторым отуреченным джунгарам хочется доказать свое тюркское, кыпчакское происхождение и корни. Для этого они избрали путь создания образа врага из джунгаров, принижения джунгаров (своих предков). Не проще ли доказать свое турецкое, кипчакское происхождение возвратом к кыпчакским корням к кипчакскому языку и преданию анефеме джунгаро-казахского языка с его джунгарским джеканием….

  5. Бектас says:

    Чингисхан джунгар?

  6. артур-татарин says:

    Сейчас очень модно перекраивать историю кому как вздумается так можно договорится до того что Бауыржан Момыш-Улы, Алия Молдагулова и другие УВАЖАЕМЫЕ КАЗАХИ воевали на стороне фашисткой Германии. А что поразмышляйте на досуге Радик ТЕМИРГАЛИЕВ но только помните что это Ваша история, история Вашей родины.

  7. анонимВасилий says:

    Историю Казахстана надо написать коллективом грамотных историков, с привлечением всех документов, которые имеются в Казахстане. В России. в Китае и других странах. Тогда поучится грамотная монография, без каких-либо искажений и спекуляций.

  8. Б?л шынды? says:

    “Шежире/Билингво/ДНК-проект”.

    По данным монгольских,ойратских и калмыцких летописей,средневековые ойраты-ТОРГОУТЫ Джунгарии и их потомки калмыки-ТОРГОУТЫ Калмыцкого ханства на Волге ведут своё происхождение от кереитов (керей),а родословные таблицы торгоутских ханов и нойонов восходят к Ван-хану (Тогрул-хан) кереитскому.
    Тогрул-хан (1171 г.),согласно монгольско-калмыцким летописям прямой предок торгоутского тайджи Хо-Урлюка (который привёл торгоутов на Волгу).
    У Чингис-хана в 1203 г. был отборный охранный корпус “turgaut-kesikten”,костяк корпуса составили кереиты,впоследствии “торгоут” стали этнической группой.
    В 1424 г. торгоуты вошли в состав ойратов.

    Евразия/Калмыкия “Улусизм и выбор народа”.
    -Торгоуты также,как и хошоуты,оформились на основе военно-управленческих институтов периода монгольской Империи.
    Родоначальником торгоутов по исторической традиции признаётся Ван-хан,глава кереитов.

    Получается,в составе калмыцкого народа не менее 25 процентов тюрков-кереев.

    А кыпчаки всю историю только получали .издюлей от них.

  9. 555 says:

    статью джунгар написал)))

  10. Али says:

    Статью написал казах (?ыпша?-торай?ыр,Жезказган).

    Забыл добавить,-во время “актабан-шубырынды” и ранее казахи рода абак-керей (орта жуз)в полном составе участвовали в войне на стороне джунгаров. Уйгуры тоже,правда пехотинцами.

  11. Кайрат says:

    Жуку. По существу, все тайпы (племена) Среднего жуза казахов (кереи, найманы, коныраты, кыпчаки и др.), некоторые тайпы Старшего жуза (жалаиры), родственные казахам ногайцы (большая часть из которых выходцы из племени мангыт, пришедшего на Запад Казахстана из Монголии вместе с крупнейшим военачальником Чингисхана и Батыя – Ногаем) составляли основу золотоордынского войска. Золотая Орда – казахское государство, которое 300 лет пинало все русские княжества, которые платили ему дань. Это – факт исторический, которому есть просто несметное число подтверждений в трудах мировых историков. О том, какими казахи, и вообще все тюрки, были воинами написано, в частности, у французского историка Рене Груссе “Империя степей”. Наши предки гунны разбили Восточную римскую империю, тюрки (читай, казахи) государства Чингисхана и Золотой Орды фактически управляли всей Евразией (кроме Западной Европы, которая просто чудом спаслась от нашествия Батыя (казахское имя “Бату” означает “решительный”) в результате смерти Угэдэя (казахское имя “Окитай”). Казах Мухали из племени Жалаир и его потомки пинали Китай в течение 250 лет. Тюрки хромого Тимура из племени Барулас пинали весь Средний Восток, включая афганцев и персов. Тюрок Бабур пинал Индию и все другие оккружающие ее страны. Найманы, кияты, джалаиры, кереи, конырат участвовали как в этногенезе казахов, так и узбеков. У нас с узбеками общие предки, в эпоху Золотой Орды мы – по-сути – были одним народом. Только к моменту распада этого великого тюркского государства часть тайпов ушла с Мухаммедом Шайбани в Узбекистан, а казахи с ханами-чингизадами Жанибеком и Кереем остались в современных казахских степях. Ты на самом деле не жук, а скорее – гнида, вошь, которая – как бы она не пыжилась – ни на что не способна, кроме как сосать чью-то кровь. Но в конце концов любую гниду ждет один конец – ее просто раздавят и не останется от нее даже рожек и ножек!

  12. ?ыпча? says:

    Кайрату

    Наши предки гунны разбили Восточную римскую империю, тюрки (читай, казахи) государства Чингисхана и Золотой Орды фактически управляли всей Евразией
    *****

    Что то язык в Золотой орде был не казахский (отуреченных джунгар), а ?ыпча?ларны?….
    Ишь джунгаришка, хочешь подмазаться к славе кыпчаков….

  13. Не казах!! says:

    Кайрату-)))))тормози в своем кругу бас темит))) Гунны=тюрки=казахи-))))ну ты логик!!!! Железный))))) Бедные другие народы тюрки, им то как, тоже читать что они казахи))))) Ну умелец ты Кайрат, кстати надо было то не “пинать” тех кого ты перечислил, а лучше душить, может тогда бы и спорить не с кем было)))))) пинальщик)))) Китай без пендюлей творил историю в степях, только благодаря дипломатической политике, а ты пинали. И что напинал?

  14. Ха-ха says:

    Ну понесло……. Кайрат-кумысный патриот,неадекват.
    Кыпчак-этот просто дурак,из
    захудалого,малочисленного племени,вся
    слава которого в далёком прошлом.
    Русские коз..ы пытаются вставить свои
    три копейки. Им то чё надо здесь?
    Только я в белом смокинге.

  15. Карйат чемпион says:

    все верно тезка. а не казахам пора закрыть мусороелку

  16. артур-татарин says:

    даже в белом смокинге можно оставаться чмош….ом
    Карйат чемпион:

    вот ты и закрой мусороелку

  17. эхо says:

    комментарий удален

  18. Ха-ха says:

    артур-татарин:
    13.01.12

    “даже в белом смокинге можно оставаться чмош….ом”.

    -ТЕБЕ ВИДНЕЕ.

  19. Ерлан says:

    кому все сейчас это надо надо идти вперед,а не все время заглядовать в назад

  20. ?діл says:

    Суждения автора близко к реальности, статья без догмы и мифологии. Автор дальше развивайте тему.

  21. артур-татарин says:

    Ха-ха:

    -ТЕБЕ ВИДНЕЕ.
    -Конечно, таких как ты видно за километры, у тебе историю Родины переписывают (крадут) а ты русских хаишь по чём зря, ну кто ты после этого?

  22. артур-татарин says:

    ?діл: Вот ты сразу видно начитаный образованный человек, ну скажи тогда как Русские в Казазхстане появились, ведь с Казахами они не воевали?

  23. ?діл says:

    ….как Русские в Казазхстане появились, ведь с Казахами они не воевали?
    ——————————————
    Сырым Датулы, Махамбет Утемисулы, Кенесары Касымулы, Амангельды Иманулы “как”, и течении 20го века мы казахи удивляемся “как”.

  24. ?діл says:

    Сырым Датулы, Махамбет Утемисулы, Кенесары Касымулы, Амангельды Иманулы могли ответить «как»,

  25. арат says:

    Сырым Датулы, Махамбет Утемисулы, Кенесары Касымулы, Амангельды Иманулы
    ======

    они воевали не столько с русскими, сколько за власть в степи…
    у многих из вами перечисленных служило много русских, как беглых солдат, казаков, так и беглых крепостных…
    русским, от всех этих “бунтов” сильно не досталось, потери были мизерными, больше страдали казахские роды не поддержавшие их….

  26. комментатор says:

    Совершенно согласен с Аратом. В интернете полно информации о этих персоналиях. Посмотрим:
    Сырым Датыулы – По некоторым сведениям являлся участником восстания под руководством Емельяна Пугачёва. По крайней мере его имя фигурирует в отчётах.
    Его дальнейшая борьба велась в основном против хана Нуралы и его сторонников и выражалась в нападении на аулы и угон скота. Активных боевых действий с царскими войсками, боёв, осад не было. С какой-то натяжкой можно характеризовать это как протест против тогдашней колониальной политики.
    Вот данная ему характеристика: «Все поступки Сырыма показывают, что он был человек с диким, беспокойным, мстительным, но сильным характером и с редкой предприимчивостью. Прославив себя между наездниками, он не замедлил отличиться и в совете, собранном для всеобщего спокойствия, когда увидел в оном новые и блистательнейшие для себя выгоды. Будучи непримиримым врагом хана не столько по личным с ним ссорам, сколько по зависти к наследственным преимуществам его рождения, Сырым всячески хотел доказать бесполезность ханской власти и заменить недостаток знаменитых предков собственными подвигами».
    В октябре 1897г. Айшуак был избран ханом. Это означало поражение восстания С.Датова, он, преследуемый сыновьями Нуралы, сторонниками Айшуака, откочевал в пределы хивинского ханства и скончался в Хиве в 1803 году. Считают, что был отравлен соплеменниками.
    Махамбет Утемисулы– Около пяти лет он был воспитателем ханского наследника, а потом между Махамбетом и ханом Джангиром возник конфликт.
    В 1836 году в Букеевской орде вспыхнуло восстание, направленное против произвола хана Жангира, который облагал народ все новыми и новыми налогами, поборами, пошлинами. Руководителями восстания стали Исатай Тайманов и Махамбет. 12 июля 1838 года у реки Киыл восставшие приняли бой с превосходящими силами противника. В этом неравном бою был убит Исатай, а руководимые им повстанцы отступили. Махамбету удалось скрыться от преследователей. Поэт бежал в Хиву, а, вернувшись на родину, 17 марта 1841 года был арестован по доносу предателя и отправлен в Оренбург. Военный суд вынес следующее решение: «Подсудимого Утемисова, в уважение хорошего расположения к правительству, оказанного во время бытности в Зауральской орде, освободив от наказания, препроводить за линию, с воспрещением приближаться к оной.
    После смерти хана Джангира султан Баймахмбет пытался приблизить Махамбета, но тот отказался и написал очень злую песню о султане. Разъярённый султан направил своих людей в аул Махамбета, которые его и убили.

  27. комментатор says:

    Продолжение
    Кенесары Касымулы– И у российских и у казахских исследователей неоднозначное мнение о Кенесары и его движении. Одни считают его руководителем национально-освободительного движения, другие считают, что Кенесары преследовал исключительно личные цели, добиваясь восстановления ханской, монархической власти. При этом, практически все исследователи считают, что политика Кенесары в отношении собственного народа была построена на насилии и терроре. Это и обложение народа новыми налогами, податями, жесточайшее подавление любого сопротивления, что и привело к тому, что, не имея поддержки, а очень часто сталкиваясь с вооруженным сопротивлением, например при набеге на аулы рода жаппас в 1844 году, а также при яростной борьбе с ним потомков Аблай-хана султанов Али и Суюка, он был вынужден откочевать на юг и заняться грабежом киргизских аулов
    «Нередко вместо смертной казни касимовцы использовали и другие методы наказания, разрезали пятки, зашивали в них конский волос, после зживления раны, пленника оставляли в степи, передвигаться он не мог, и становился добычей зверей, или через несколько дней умирал от голода и жажды. Кроме того, очевидцы описывали, что в отрядах Кенесары не составляло труда и страха опробовать на ком-либо острие клинка или стрелы перед наступлением».
    Так отряд из 800 человек в 1837 году напал на караван, который охраняли всего 55 казаков под командованием Алексея Рытова. Было убито около 30 казаков, при этом трупы обезображены, отрезаны уши и половые органы. Наверное это считалось доблестью.
    В 1847 году при разбойном нападении на киргизские аулы был пленён и казнён киргизами. Его голову несколько дней на пике возили по степи, объявляя, что степь свободна.
    В то же время вёл оживлённую переписку с генерал-губернаторами Перовским (Перовский считался его покровителем), Обручевым и Горчаковым. В которых он просил о помиловании, о возврате ему семьи (что и было сделано). Переписка сохранилась.
    В своих письмах к царю и генерал-губернаторам Западной Сибири и Оренбургской области Кенесары никогда не требовал независимости и освобождения от России (не мог он единалично это решать за всех казахов), а просил лишь изменения существующего положения
    Амангельды Иманулы– Вообще непонятно, как он попал в ваш список. Первых трёх, хоть как-то можно притащить к освободительной борьбе, хотя нужно спросить у жителей тех аулов, которых грабили и убивали эти освободители, хотели ли они такого освобождения? А вот с Амангельды картина другая. Участвовал в борьбе против царизма, являясь активным участником установления Советской власти в Казахстане. То есть по вашей схеме боролся с одними русскими, чтобы пришли другие. Что интересно, арестован и расстрелян весной 1919 года Алаш Ордынцами. Знакомые вам люди? Интересно, кто подписывал приказы Байтурсынов, Дулатов или Букейханов?
    Вот такая картина, особых войн между русскими и казахами не было. Были стычки и то, так как Казахстан уже входил в состав Российской империи власть должна была реагировать на разбой и грабежи аулов, караванов и т.д. Поэтому и направлялись воинские отряды. А что, где-то было иначе? Воевали же преимущественно между собой. И, заметьте, все были убиты не царскими войсками, хотя все были в руках русских войск, но были помилованы, а своими же. В случае с Кенесары киргизами.
    Извините, получилось длинно, но оно того стоит.

  28. ?діл says:

    Многоречивые вы мои можно коротко “как”???????????

  29. ?діл says:

    Англичанин: “Бремя белого человека”.
    Американец: “Хороший индеец – мёртвый индеец”.
    Великорос: “Если б не МЫ………………………..чурки”
    Вот коротко и ясно, и не надо приводить идейных “историков” царизма и советизма.

  30. комментатор says:

    Интересный вы человек ?діл, сказали чушь, когда вам на это указывают, начинаете прикрываться словоблудием: англичанин, американец, великорос… И претензиинасчёт идейных “историков” царизма не ко мне.
    Чокан Валиханов – известный чингизид, казахский исследователь, историк, ученый и просветитель в ряде своих работ рассматривал институт ханства в его развитии. Писал о том, «что ханская власть уже стала помехой в развитии казахского общества», и поддерживал меры, направленные на ликвидацию ханской власти.
    Про Амангельды – что-то не так? Кенесары убили не киргизы? Тогда может Махамбета приговорил к смерти царский суд и он же его убил, а не казахский султан?
    Правильно сказал Абай-” Как станешь говорить с ними, если они не понимают слов, есть у них смешки, шептания, окрики и рычания…”

  31. ?діл says:

    Нет батенька это вам к либералам, с ними, если они не понимают слов, есть у них смешки, шептания, окрики и рычания…», и кричат они ЧУШЬ – гибель миллионов туземцев, аборигенов и др. “киргиз-кайсаков”, и начинают прикрываться известными “чурками”, в оправдание проводившейся политики этноцида и загона в резервации. Браво, не надорвитесь от бремени.
    P.S. “Как”

  32. комментатор says:

    Для ?діл
    Я понимаю, что это тоже способ, когда вам говорят что-то отвечать “у вас самих негров убивают”. Но как-то несерьёзно. Вы ответили на вопрос “Артур-татарина” воевали ли русские и казахи. По моему мнению ответили некорректно. О чём я и написал, при этом ссылаясь на интернет и другие источники. В ответ получаю или ёрничанье или обвинения в этноциде, прикрытии “чурками” и т.д. В моём лексиконе нет таких слов, как “чурка”, “туземец” и т.д. И мне не нужно оправдываться в том, чего ни я, ни мои родители не делали. Сейчас стало модно говорить вот мол у меня есть друзья казахи, или наоборот друзья, нормальные русские. Это уже само по себе попахивает нехорошо. Я вырос в другой среде, в другое время м мне и моим друзьям незачем подчёркивать наши национальности. Мы друзья. И если я пишу, что вы не правы – это не от того, что хочу как-то оскорбить и задеть вас. Если я не прав, поправьте меня. За эти годы в истории наворотили такого, что чёрт ногу сломит. Но искать в истории только те факты, которые могут поссорить народы, жившие рядом веками это подло и мерзко. Моим родителям, политзэкам с Украины, после освобождения, когда им запретили возвращаться домой, помогало множество простых казахских семей. Мы, их дети, росли вместе и называли наших родителей папа, мама, без разбора. Дружим и сейчас и дружат наши дети. Даст Бог и внуки будут дружить. Но вот так пытаться навесить на всех ответственность за царизм, за большевиков и прочее, это всё равно, что обратная сторона будет навешивать на вас ответственность за сожжение Москвы Батыем и разграбление Киева в 1240 году.
    Ну и бремя на меня навешивать не надо, Вы не Киплинг, а я не английский колонизатор.
    С уважением.

  33. артур-татарин says:

    ?діл:
    Зачем обижаеш людей прославивших Казахстан даже за пределами Российской империи?
    Я тут немножко твой коментарий подправил
    Англичанин: «убей всё коренное население убери его язык, обычаи язык дай свой(США,Австралия, Новоя зеландия и.др)».
    Американец: «Принеси демократию в страну взамен на энергоресурсы а если не подчинятся обосы трупы противников».
    Великорос: «Если б не МЫ в 1991 году не появилось бы 15 республик каждая со своим языком и возможностью самоопределится и всё это без крупных боевых действий учитесь американские чурки»
    Вот коротко и ясно.

  34. артур-татарин says:

    кстати ?діл:
    На вопрос как Русские в Казазхстане появились? ты всё таки не ответил.
    А Сырым Датулы, Махамбет Утемисулы, Кенесары Касымулы, Амангельды Иманулы уважаемые люди которые творили историю Казахстана мир их праху. Но они поднимали восстания против уже установленной власти казахских ханов ставленников либо лояльных Российской империи. Всё таки русские появились в казахстане скорей всего в результате какого военного союза.

  35. нурбол жанабатыр(карапайым казак баласы) says:

    автор пишет так уверенно как будто сам побывал там..не надо пытаться испортить то, что уже неисправимо..это история казахов и мы лучше знаем ее..

  36. ?діл says:

    Британская энциклопедия. Макропедия. Статья “Union of Soviet
    Socialist Republics” c.1089:
    “…Этот русско-казахский “диалог” был обречен из-за государственной политики заселения крестьянами из европейской части России и Украины казахской степи, где сельскохозяйственные поселения в широких масштабах могли осуществляться только путем сокращения площадей, предназначенных для пастбищ скота кочевников и путем ограничения их сезонных миграций. В 1867-68 гг. на северо-западной окраине Казахской степи имели место яростные протесты против присутствия колонистов; но этого не было до последней декады века, когда движение набрало полную силу с прибытием более чем 1.000.000 крестьян, что привело в результате к неизбежной экспроприации казахских пастбищных земель и жестоким конфликтам между казахами и непрошенными гостями. В конце концов, в 1916 г., во время I мировой войны, казахи, доведенные до отчаяния потерей своих земель и жестокостью военной администрации, восстали, протестуя против закона, предписывающего нерусские народы империи отбывать воинскую повинность в виде принудительных работ. Это восстание носило характер народного взрыва, в ходе которого много колонистов, и гораздо больше казахов и киргизов было убито. Восстание было подавлено с предельной жестокостью и более 300.000 казахов, как предполагается, бежали через китайскую границу.
    С крушением царского правления, европеизированная казахская элита организовала партию Алаш-Орда, как средство выражения своих стремлений к региональной автономии. Выяснив в ходе гражданской войны в России, что “белые” непримиримо относятся к этим их устремлениям, казахи связали свою судьбу с “красными”. После гражданской войны казахам было дано согласие на создание собственной республики, в которой, в течение первых нескольких лет лидеры Алаш-Орды удерживали доминирующие позиции и были активны в защите казахских интересов; после 1924 г. однако, прямая конфронтация с коммунистической партией стала интенсивной и в 1927-28 гг. они были ликвидированы как “буржуазные националисты”.
    История казахов первой половины 20-го века была мрачной – экспроприация пастбищных земель при царях, кровавое восстание и репрессии 1916-го, потери в гражданской войне и в результате голода 1921-го, политические чистки интеллигенции в 1927-28 гг., коллективизация 1930-х и дальнейшая крестьянская колонизация после Второй мировой войны.”
    Это еще не всё, это КАПЛЯ в море. Продолжение следует…

  37. ?діл says:

    Энциклопедия “Кругосвет”:

    “…организованное сопротивление казахи оказали во время восстания Кенесары Касымова (1837–1844), когда им удалось установить контроль над частью территории Среднего жуза. После поражения восстания русские усилили свое присутствие в регионе.

    В 1860-х годах действия царской администрации привели к обнищанию большинства казахов, лишенных возможности кочевать. «Степное уложение», принятое в 1891, вводило понятие «избыток казахских земель», которые могли продаваться или передаваться переселявшимся сюда русским крестьянам. Изъятие земель ускорилось после начала реформ 1906–1911, разработанных П.А.Столыпиным. Столыпин намеревался разрешить земельный голод в России, превратив южносибирские и североказахстанские степи в зернопроизводящие районы.

    Социальный кризис, начавшийся в России после ее вступления в Первую мировую войну в 1914, значительно усилил напряженность в регионе. К конфискациям мяса и зерна, тяжелым бременем лежавшим на казахских скотоводах, царский режим в июле 1916 добавил всеобщую мобилизацию: в российскую армию предполагалось призвать почти 300 тыс. казахов. В ответ казахи подняли восстание по руководством Амангельды Иманова. Это восстание было жестоко подавлено, множество хозяйств пострадало в ходе столкновений. В результате урожай 1916 резко сократился, что привело к нехватке продуктов в городах в начале 1917.

    После февральской революции 1917 многие молодые представители интеллигенции вступили в казахскую партию «Алаш-орда», которая с конца 1917 по конец 1919 вела борьбу за создание казахского государства, поддерживая Белое движение в ее борьбе с большевиками. Гражданская война привела к огромным человеческим жертвам; победа большевиков положила конец кочевому образу жизни казахов.

    В 1918 земли Старшего жуза вошли в Туркестанскую АССР. В августе 1920 на территориях, населенных казахами Среднего и Младшего жузов, была образована автономная республика, названная Киргизской Автономной Советской Социалистической Республикой. Ее столицей стал Оренбург. После национально-государственного размежевания в 1924–1925 автономная республика была переименована в Казахскую АССР, а ее столица была перенесена в Кзыл-Орду.

    С 1925 коммунистическое руководство занялось ликвидацией традиционной структуры национальной власти. Результатом стал хаос и падение сельскохозяйственного производства. Были арестованы и расстреляны такие некоммунистические руководители, как Ахмед Байтурсунов и Мир Якуп Дулатов. Далее пришел черед коммунистов – Смагула Садвокасова и Турара Рыскулова, работавших ранее с вождем партии И.В.Сталиным в Народном комиссариате по делам национальностей.

    В ноябре 1929 началась коллективизация сельского хозяйства. Конфисковывались земля и скот, а крестьяне объединялись в коллективные хозяйства (колхозы) под руководством партийных активистов. Результат оказался катастрофическим. По оценкам, в 1929–1933 в Казахстане погибло до 4 млн. человек, а четыре пятых скота было забито или погибло от голода. Вдвое упало производство зерна, что привело к массовому голоду. В этот период многие жители Казахстана либо умерли от голода, либо бежали в Китай.

    В 1936 Казахская АССР была преобразована в полноправную союзную республику в составе СССР – Казахскую ССР.

    Индустриальное развитие Казахстана началось во время войны, когда в республику, подальше от линии фронта, были эвакуированы важнейшие промышленные предприятия. Сменивший Сталина Н.С.Хрущев решил освоить казахстанские степи для производства зерна и приступил к выполнению своей программы освоения целины (1953–1965). Программа предусматривала распашку под зерновые 4 млн. га земель, ранее использовавшихся как пастбища.

  38. ?діл says:

    О том как менялись официальные взгляды на историю Казахстана в б.СССР:

    HANDBOOK OF THE MAJOR SOVIET NATIONALITIES

    с.233
    …Советские взгляды на связи казахов с Россией (СССР) флуктуировали в зависимости от того, как подавалась история Казахстана. Сначала советские историки представляли распространение русского доминирования над казахами как завоевание. Версия, что Хан Абулхаир просил русскую защиту, была отринута, и любые предположения того, что казахи добровольно приняли российское правление, были отвергнуты. Советские историки доказывали, что трудящиеся страдали от “двойного гнета” – казахских феодальных правителей и царской имперской власти. В 1937 году советская версия была изменена на теорию “меньшего зла”. Русское царское иго было меньшим злом по сравнению с попытками британского империализма расшириться в Центральную Азию. Вскоре, однако, и эта версия была изменена еще раз, согласно которой казахи приняли русское правление добровольно. Абулхаир теперь подавался как мудрый государственнй деятель, который удовлетворил желание своего народа.
    Подобным же образом, Хан Кенесары, лидер анти-русского восстания 1835-1845 гг. был вначале представлен советскими историками как великий легендарный борец за национальное освобождение. С 1940-х годов однако, его стали изображать как лидера реакционной борьбы за восстановление феодализма, уводящего народ от неизбежного прогресса, к которому бы привело соединение с Россией. Только определенные небольшие восстания стали теперь рассматриваться как прогрессивные.
    До 1940-х годов советские историки писали, что казахи оказались в наихудшем положении в результате русского царского завоевания, страдая от своих феодалов и от русской экономической эксплуатации, и от подавления их культуры. Однако позднее упор стал делаться на прогрессивном экономическом развитии и положительном влиянии русской интеллигенции на казахов в результате включения Казахстана в Россию.
    Первоначально советские историки описывали связи между казахами и царскими властями как типичные между подавляемым народом и империалистами-колонизаторами. Казахи, которые потеряли свою независимость и были покорены иностранцами, ненавидели их, и во время своих восстаний убивали всех русских каких могли. Позже советские историки стали писать, что эта ненависть была направлена только на царизм. Они утверждали, что казахские и русские трудящиеся всегда жили в дружбе и вместе боролись против царизма.
    Согласно современным (книга издана в 1975 году – прим.А.) советским официальным теориям казахи изначально были только этнической группой (“народностью”). В одной свежей влиятельной книге подчеркивается, что только “с победой Октябрьской революции были созданы условия для консолидации казахской этнической группы в социалистическую нацию”. Это стало возможным в основном “как результат помощи оказанной казахскому народу со стороны развитых наций – и в первую очередь и прежде всего – русского народа”. Обычный советский тезис о “рабоче-крестьянском альянсе” получил интересный поворот. Тот же источник объясняет что “развитие экономических, политических и культурных связей с более высокоразвитой русской нацией было условием вовлечения казахского народа в русское пролетарское движение … и содействовало созданию альянса рабочего класса России с казахским крестьянством”.

    Контроль России

    В 1863 Россия разрабатала новую имперскую политику, объявленную в циркуляре Горчакова, присваивая себе право захватывать “беспокойные” области на границах империи. Эта политика немедленно вела к российскому завоеванию остальной части Центральной Азии и создания двух административных регионов – Туркестанского генерал-губернаторства и Степного края. Большая часть нынешнего Казахстана находилась в Степном краю, а части нынешнего южного Казахстана были в генерал-губернаторстве.

    В начале девятнадцатого столетия, строительство русских фортов начало иметь разрушительный эффект на казахскую традиционную экономику, ограничивая некогда обширную территорию, по которой кочевые племена могли водить свои стада и табуны. Окончательное разрушение номадизма началось в 1890-ых, когда много русских переселенцев появилось на плодородных землях северного и восточного Казахстана. Между 1906 и 1912, было основан более полу-миллиона русских ферм как часть реформ российского министра внутренних дел Петра Столыпина, разрушившего то, что еще оставалось от традиционного казахского образа жизни.

    Голодающие и вытесняемые, казахи приняли участие в общем центрально-азиатском сопротивлении мобилизации в российскую имперскую армию, о которой царь объявил в июле 1916 г. как части усилий против Германии в Первой мировой войне. В конце 1916 г., российские силы жестоко подавили широко распространенное вооруженное сопротивление захвату земли и мобилизации коренных жителей. Тысячи казахов были убиты, и тысячи бежали в Китай и Монголию.

    ….что среди казахов единственным политическим оппонентом Алаш орды была партия Уш Жуз, цели которой, как ни странно, мало чем отличались от целей партии Алаш, но Уш Жуз быстро вошла в число союзников русских (и русскоязычных – прим.А.) большевиков, и выдвинула своих кандидатов в Учредительное Собрание в декабре 1917 года. Одним из этих кандидатов был Сакен Сейфуллин. Газета Сары-Арка опубликовала результаты этих выборов. В Петропавловском уезде за Алаш проголосовало 26 814 голосов, за Уш Жуз только 36. В Семипалатинском уезде Алаш получила 58 300, а Уш Жуз – только 1. В Омском уезде результаты были похожими – 16200 за Алаш, и 300 – за Уш Жуз.
    …После провала на выборах партия Уш Жуз провозгласила, что она принимает большевистскую программу. Она призвала казахов отвергнуть требование Алаш об автономии, не давать молодых людей в создаваемую Алаш милицию, не давать ни им копейки денег. В январе 1918 года Алиби Джангильдин (крещенный казах – по крещению был назван Иван Степнов – прим.А.) пообещал Сталину создать про-большевистские силы в Тургайской области чтобы подорвать усилия Алаш по созданию автономии. В течение весны соперничество политических властей в степи означало то, что превалировали анархия и насилие. В марте 1918 года газета “Сары Арка” сообщила, что типография Алаш былa разгромлена, что вынудило газету “Казах” закрыться. Статья критиковала большевиков за это нападение, в частности роль Джангильдина…

  39. 00-ЖЕТi says:

    Очень показательно что в первой статье указывается что партия Алаш-Орда связала свою борьбу с красными, в другой утверждается что Алаш-Орда поддерживала белое движение в борьбе с большевиками, а в третьей статье вообще не разъясняется в каких отношениях были большевики и Алаш-Ордынцы. Учитывая что эти три статьи противоречат друг другу в этой детали можно сделать вывод, что остальная информация в них взята из сомнительных источников, и так же далека от действительности.

  40. бopaт says:

    На лицо политика двойных стандартов. Говорится что восстание Кенесары потерпело поражение, но не говорится что Кенесары потерпел поражение от братьев киргизов. Так же и про Амангельды, пишут что восстание было жестоко подавлено, а не сказано что его грохнули интеллигенты Алаш-Орды.
    Подобное мы видели во время осетинской войны 2008г. Англосаксы на весь мир кричали что русские бомбят Грузию, а о том что Грузия бомбила Осетию, рассказать как то забыли….

  41. артур-татарин says:

    ?діл: как тебя понять ты называешь своих уважаемых соплеменников “начинают прикрываться известными «чурками»” но напомню что что речь коментатора шла об Абае и Валиханове. Ты же ссылаешся на историю которую подсовывают англичане. Для того чтобы захватить контроль над твоей страной эти товарищи могут и не такое написать. А ты мне скажи в каком казахском сказании было написано примерно вот так “В году таком-то пришли русские перебили и увели в плен множество казахов…и поработили на 300 лет”. Подскажи где этот исторический факт найти мне очень интересно только прошу не на английских и американских историков ведь их казахские общины очень малочислены и состоят в основном из выхдцев из Китая и Турции о чём они могут рассказать ведь связб с исторической родиной они утратили. Надеюсь на понимание.

  42. шала каза? says:

    Радик Темиргалиев нестандартно мыслит, без шаблона и в этом действительно что-то есть. У нас письменности не было, а устно все приукрашивали, да что там говорить, врали по-чёрному. Мы же с джунгарами вместе жили, женились и т.д. Непонятно, как они вымерли. Наверное, перебили друг друга благодаря успешной китайской дипломатии. ?діл жарайсын, тоже не сдаёшься, аргументированно и интересно пишешь. Полностью прочитал.
    Просто подумайте господа: и в эти времена и в те далёкие, все хотят и хотели вкусно покушать. Кто мешал, соплеменники ли, соседи, всех убирали различными способами. Или я не прав?

  43. ?діл says:

    Вот вам ёщё….
    Бесстыдный (blatant) Русский шовинизм в Брежневский период простирался на исследования, беллетристику и журналистику. В книге Шошина, «Мы – Интернационалисты» более рание постулаты о Русском культурном превосходстве явно проектируются и подчеркиваются для того чтобы исключить Восток. Эта работа является заметно идеологической и turns to all the dehumanizing Oriental discourse (не знаю как перевести это место – А.), для того чтобы чтобы увековечить властные отношения. Брежнев теперь боготворится и свободно цитируется в попытке доказать отсталость Востока спасенного от адской жизни никем другими как Русскими, которые научили своих братьев (восточные народы) всему – от плотницких работ до языка и морали.

    Государство подстрекало великодержавный шовинизм через систему образования, средства массовой информации и риторику – это было непременным и обязательным для того чтобы войти в саму душу населения. Это внедрило острое чувство неадекватности среди нерусских. Русские, наоборот, жили в невежестве о своих ‘братьях’, впитав поддерживаемое государством клише. У них развились ложные чувства и превосходства и антипатии к восточным народам, делая тех ответственными за беды общества…

    Kalpana Sahni “Crucifying the Orient – Russian Orientalism and the Colonization of Caucasus and Central Asia” – White Orchard Press, Bangkok, Thailand; The Institute for Comparative Research in Human Culture, Oslo, first published 1997

  44. ?діл says:

    и ёщё….
    Русские в СНГ Ярослав Бутаков

    ….СМИ, книгоиздание, научные работы на русском языке в сопредельных государствах должны финансироваться как государством, так и из частных источников. При использовании имеющихся организаций – РПЦ, Российской Академии наук и др. – желательно создание новых организаций, специализирующися на культурном проникновении в Ближнее Зарубежье. Такую благородную миссию мог бы взять на себя, скажем, какой-нибудь “Институт русской национальной психологии имени Достоевского”. Ближайшей целью согласованной работы всех этих организаций, координируемой ответственным государственным органом, вроде министерства по делам временно утраченных территорий (разумеется, официальное название будет другим), должно стать превращение русского языка в язык научной, культурной, а затем также экономической и политической элит государств постсоветского пространства.

    Короче, дело заключается в том, чтобы интенсивно вести политику культурной ассимиляции элиты сопредельных государств. Для того, чтобы казахский или украинский интеллигент считал себя, именно в силу своего образования, принадлежащим к великой русской культуре, вовсе не требуется наличие многочисленной русскоязычной массы в соседних государствах. Наоборот, ее количественное уменьшение должно позволить повысить ее качество, что будет иметь первостепенное значение для успеха нашей культурной реэкспансии. Но мы, русские, — нация государственная. Наша работа не сдвинется с мертвой точки, пока мы не почувствуем за своей спиной мощную государственную поддержку, хотя бы, на первых порах – чисто моральную.

  45. Anonymous says:

    ?діл
    Вы молодец.
    А Ваши знания огромны, Вам есть что рассказать казахам.
    Не все ж нам “басни” слушать этих великодержавных.
    Хотя заметьте как они дружно, да со всех сторон. Наверное боятся правды.

  46. артур-татарин says:

    ?діл: ты молодец много привёл фактов о том, как казахи боролись за независимость своего народа но в своих суждениях ты опираешься на историю надуманную историками запада. Вот подумай, сколько исторических экспедиций со стран запада было направлено и работало в Казахстане в годы СССР? А в Китае? Как могли на западе написать историю Казахстана? Я думаю, только основываясь на рассказы эмигрантов , а коль они эмигранты да ещё после гражданской войны, то на объективное понимание истории тут рассчитывать не надо.
    И всё-таки у нас диспут, диспут потому – что в споре рождается истина. И диспут у нас на тему: Р. Темиргалиев: Джунгары в истории Казахстана. Необъективная история. Статья, в которой господин Темиргалиев чуть не объединяет джунгаров и казахов в один народ, и воевать мол, им не зачем было. А к России присоединились только потому: «Потому как присоединение к России было вызвано скорее тем, что животноводы-казахи просто отчаянно нуждались в свободном доступе на российский рынок. Политика хана Абулхаира, как и других казахских властителей была всего лишь концентрированным выражением экономики. Чтобы в этом убедиться, достаточно просто посмотреть сохранившиеся данные о колоссальных поставках скота в тот же Оренбург.». Так зададим вопрос почему не торговали с теми же джунгарами с китайцами наконец? Ведь Китай и тогда была огромная страна, которая всегда будет нуждаться в поставках продовольствия, а для Российского рынка свинина и телятина больше представляет интерес, нежели баранина.
    В своих суждениях я опираюсь на работы историков народов СССР и Казахстана, а также на глас казахского народа:
    1723—1727 — самое опустошительное вторжение, запечатлённое в народной памяти казахов, как «Актабан шубырынды» — «Годы великого бедствия», когда значительная часть казахского народа, раздробленного на множество враждовавших между собой владений, была вырезана джунгарами, захвачены столичные города Туркестан и Ташкент, массы обездоленных людей, спасаясь от захватчиков, бежали на узбекские земли в Самарканд и Бухару. Многие казахские племена под напором джунгаров вынуждены были покинуть веками насиженные места, что повлекло «неминуемое разорение и гибель… Нищета и страдания сделались всеобщими, иные умирали с голоду…». Начались «годы великого бедствия» – «Актабан шубырынды, Апкакол сулама» что означает «брели, пока не забелели подошвы, упав без сил, лежали вокруг озера» тогда то «родилась старинная казахская песня-плачь (жоктау) «Елимай» («О, народ мой»), как символ народной скорби об этой трагедии.
    Айна айна емес, халы? айна.
    Зеркало правды – народ.
    Я думаю всё-таки что это был союз двух соседских хорошо относящихся к друг другу народов потому, с кем торговать как не с хорошим соседом с кем идти лучше в бой плечом к плечу как не с братом?

  47. артур-татарин says:

    Анонимно: не подливай масла в огонь. И назовись будь другом а то я грешным делом подумал что ты именно тот провокатор который тут по сайту гуляет и фуфло всякое втюхивает простому народу.

  48. артур-татарин says:

    Я думаю всё-таки что это был союз двух соседских хорошо относящихся к друг другу народов потому, с кем торговать как не с хорошим соседом с кем идти лучше в бой плечом к плечу как не с братом?
    Это я попытался ответить на вопрос: Как русские появились в Казахстане?

  49. Anonymous says:

    артур-татарин, с чего ты решил, что я захочу тебе быть другом? Ты такой же татарин, как я поляк.
    Зачем ты назвался “татарином” при этом несешь, придется повторить: великодержавные басни, что и есть фуфло. Рассчитываешь спровоцировать на братский татарский народ?
    Короче: Друзей себе сами будем искать. Без твоих советов, точнее фуфла обойдемся. И нечего здесь беситься!

  50. артур-татарин says:

    Анонимно: я действительно артур-татарин, а ты ананимно, я тебя попросил назвать имя и не подливать масла в огонь и всё на этом. Где ты взял что я к тебе в друзья набивался. Я представляю своё мнение и если есть что сказать мне, скажи. Но давай не будем наши народы сюда приписывать. Ктати ты не поляк может правды боишся?

  51. артур-татарин says:

    Анонимно: За весь свой народ я говорить не буду, меня на это не уполномочивали я не вождь своего народа ни диктатор, не избранный депутат я просто Артур – татарин и это моё мнение. Еще раз повторяю если есть ко мне вопросы задавай, нет не надо народ сюда впутывать мой и свой. Народы у нас умные и из-за двух скандалистов войны не начнут. По теме есть что добавить?
    Анонимно: Гюльчатай открой личико

  52. комментатор says:

    Для ?діл
    Извините не смог сразу ответить. Видите и вам пришлось делать длинные комментарии. Иногда без них не получается. Очень интересные факты и взгляд на историю от англичан. Интересны также и разные интерпретации одних и тех же событий от советских и российских историков. Историю всегда переделывали в угоду текущему моменту. Поэтому и предлагается не биться в кровь, с оскорблениями и грязью, а спокойно, цивилизованно обсуждать. Глупо обвинять друг друга используя факты времён Чингизхана или Николая II. Эти факты, их достоверность и реальность нужно изучать и обсуждать.

  53. комментатор says:

    Для ?діл
    Вот вам пример, как можно преподнести историю сейчас. Купил “Историю Казахстана” – энциклопедический справочник, изд-во “Аруана”, 2010.
    Читаем о персоналиях, которые мы обсуждаем –
    Амангельды – ни слова, что он был членом коммунистической партии, активным сторонником Советской власти, устанавливал её в Тургае (ну не пряниками же, и не пёрышками). Убит в междусобной разборке. Разборке между кем и кем? Между большевиками, между ним и Джангильдиным? О Алаш ордынцах ни слова.
    Махамбет – написано, что хан Жангир хотел сделать его членом своего окружения. Махамбет мол отказался. Ни слова о том, что Махамбет 5 лет был воспитателем ханского сына и таким образом входил в его свиту. Вскользь сказано, что когда хан арестовал поэта и отправил его царским властям, то царский суд его оправдал и отпустил. То есть, для царизма и берём шире, для русских, он не представлял опасности. Иначе, какие-то они придурки, отпустили столь грозного врага. И убили его не русские, не царские войска, а люди султана Баймахамбета.
    Кенесары – ничего не сказано о жесточайших нападениях на караваны, на аулы не подчинившихся ему родов (1844 год нападение на аулы рода жаппас, которые оказали вооруженное сопротивление), о том, что население было обложено новыми налогами и податями. Вскользь сказано, что потомки Аблая, т.е. его родственники не поддержали его. Написано, что обращался с письмами к царю, генерал-губернаторам Перовскому, Горчакову, Обручеву. О чём писал? О помиловании, о возврате семьи, о своих привилегиях. Всё это сохранилось в архивах. Очень непонятно написано в энциклопедии об отношении с Кокандским ханством, которое угнетало казахов не меньше, а может и больше чем другие. Сначала он искал поддержки у кокандцев, но они почему-то убили его отца и братьев. Потом он нападал на них, то есть воевал. И вывод, восстание Кенесары, отсрочило падение Кокандского ханства. Тогда зачем сам нападал, помогал колонизаторам? Почему киргизы так жестоко казнили его? Что он там натворил? Что сейчас их историки говорят об этих событиях?
    Вот такая энциклопедия. Сразу скажу, сама по себе она мне нравится, очень много интересных фактов и персоналий. Но в некоторых случаях материал подогнан под текущий момент. Что не очень приятно, убрать. Что-то забыть, что-то наоборот выпятить. Ещё раз скажу – это общая бедапочти всех историков постсоветского пространства. Без исключения.

  54. артурке (типа "татарину") says:

    …Другой историк А.Карамзин без стеснения,откровенно писал:
    “Раз это киргиз (т.е.казах) – то враг,заклятый враг и всё,что носило на себе киргизский облик,всё уничтожалось,билось русскими казаками насмерть,целые аулы,старцы,жёны – всё истреблялось; убивались дети и грудные младенцы, – “вырастут – укусят!” говорили казаки и поднимали их на копья. Истреблять басурманина – такова была миссия казака того времени,миссия,освящённая церковью.”

  55. Торгоут says:

    значит казахские кереиты тоже Ойраты

  56. вообще says:

    за мир между кочевыми народами, все в то время друг с другом воевали , время изменилось надо объедияться

  57. вообще и Торгоуту в частности says:

    Часть кереитов,«turgaut-kesikten»,влились в состав ойратов.
    Т.е. в крови калмыков есть значительный процент тюркской крови.
    В составе казахского народа значителен калмыцкий элемент.

  58. чухло says:

    Для анонимно. Да успокойся ты русофоб ср-ый. Никто не помышляет прибрать тебя обратно- еле избавились. Сами вы себя вы здесь пережрёте.

  59. нормаль says:

    Уважаемый автор. Как вы обьясните историю переселение части калмыков /самоназвание джунгарцев/ в Поволжье? А также возвращения части их в Родину, не приняв Российское подданство через весь Казахстан, известное в историй, как “Шанды жорык” /Пыльный поход-вольный перевод/. ИНтересно Ваше толкование.

  60. Кадыр says:

    Маладес Радик Темиргалиев-нагыз азамат. Побольше бы таких людей,не обязательно он историк или востоковед.Шиорт повери сейчас все “батыры” и “великие”.У нас самая плохая черта мы не хотим помочь ассимилироваться близким народам,которые хотят этого. Начинаем выяснять сами знаете чего. Он Р Темиргалиев лично мне очень понравился.Чухло-казахофоб смотри в оба не потеряй г.Выборг.Имей ввиду у нас общий враг Китай.У нас много вариантов.,в час икс можем пустить весь исламский мир а число их немерено.

  61. тт says:

    .. не сын а зять чарча

  62. тт says:

    Аблай убил на рыцарском поединке сына контайши Галдан-Церена – Чарча, хотя по документам известно, что детей с таким именем у правителя Джунгарии не было
    ——————————————
    “историк” не сын а зять чарча

  63. торhут says:

    ПРАВИЛЬНАЯ И СВОЕВРЕМЕННАЯ СТАТЬЯ.МОЖЕТ ОНА СНИМЕТ ПЕЛЕНУ С ГЛАЗ,А ТО СДЕЛАЛИ ИЗ ДЖУНГАР МОНСТРОВ.

  64. Даулет says:

    “Однако мысль о том, что казахи вследствие джунгарской угрозы были вынуждены пойти под протекторат Российской империи, хотя и пользуется популярностью по сегодняшний день, на самом деле не выдерживает никакой критики” – с этим еще можно согласиться. Но все остальное, что написал Радик Темиргалиев – полная чушь. Конечно, были мирные контакты между казахами и джунгарами, и не только торговый, но и культурный обмен. Тем не менее, джунгары были фанатичными буддистами и не желали щадить казахов- мусульман во время набегов. Остатки джунгар до сих пор проживают в Китае и именуются ныне синьцзянскими монголами.

  65. Арслан says:

    Если подходить с меркой сегодняшнего дня, то буддизм – это религия восточноазиатская. Джунгарское нашествие на казахов – это попытка атаки или наступление восточноазиатской цивилизации на мусульманскую.

  66. абдулла.темирболат says:

    темиргалиев умный грамотный.форум в целом горячий и что немаловажно конкретный.единствнное нужно отойти от прошлых обид и личных оскорблений.незабывать что было,знать что есть сейчас,и думать что с нами будет!история-это анализ,беспристрастность и элементарная порядчность.мы не враги друг другу наш враг косность,сиволапось.

  67. торгут-цаатн says:

    почему вы,казахи пытаетесь переделать историю,так,чтобы было хорошо вам.ведь вы сами знаете что джунгарское ханство было самым могущественным в ценральной азии.и вы всеми правдами и неправдами пытаетесь это опровергнуть. и согласитесь, что джунгары(ойраты) ПРИРОЖДЕННЫЕ ВОИНЫ,это у нас в крови.я не хочу вражды между нами. но нужно давать всему объективную оценку,без взаимных оскорблений.раньше я не обращался к Радику Темиргалиеву, но сейчас вижу в его работах объективных оценок джунгаро-казахских отношений.

  68. Ахан Серы says:

    “Главный враг знания не невежество, а иллюзия знания”
    Азиз Искаков
    “Прошлое легенда, будущее мираж…”

    Казахи историю не переделывают, а излагают ее официальную версию. Ведь все источники (документы) – это всего лишь, чей-то не объективный взгляд на событие (редко очевидца, чаще из третьих рук). Глупо пытаться кого-то переубедить и доказывать с пеной у рта – это было не так, а по другому. А как по другому? Ты что ли там был? Есть официальная версия в нее и верьте.С Темиргалиевым согласен.

  69. Мурат Аргын says:

    О чем базар джигиты! С джунгарами покончено давно – и в основном усилиями аргынов! Надо думать о других врагах – а их у нас достаточно (китайцы,урусы и т.д.).

  70. Мурат Аргын says:

    “и согласитесь, что джунгары(ойраты) ПРИРОЖДЕННЫЕ ВОИНЫ”
    Были ли бы такие не дали бы себя уничтожить практически без боя восточным монголам и маньчжурам! Да и у нас можно было бы попросить политического убежище. А так народ пропал и пропало даже имя, жалко даже..

  71. Биба says:

    К сожелению мы знаем ту историю (официальная версия)которую нам преподавали. Сама система истории выстраина так, что в настоящее время кому ее не выгодно менять, хотя есть противоречащие факты официальной версии.В тоже время нельзя забывать что в прошлые века история писалась историками которые тоже находились в чем то подчинении. Если обобщить все факты то скорее всего думаю что они будут противоречить друг другу. Потому что каждый из нас видит свою историю и каждый и нас дает свою субъективную оценку.

  72. Ерлан says:

    я полностью отрицаю царскую, советскую, российскую а также китайскую историю, все что там написано это чепуха, абсолютное вранье. джунгары всегда были соседями и друзьями казахов

  73. МАРАТ says:

    Ерлан я с тобой согласен 100 процентов

  74. Борат Сагдиев says:

    А я вообще всю историю отрицаю,где казахи выглядят в невыгодном свете,потому что вся она лживая,настоящую историю написали современные Бораты Сагдиевы,и поэтому о нас на западе снимают фильмы.

  75. Anonymous says:

    Борат Сагдиев.
    О тебе действительно сняли фильм. Причем тут казахи. Где вы видели казаха с таким носом? А вот среди казахстанцев(русскомычавших) найдется. Всякую шваль сюда в свое время напривезла Россия. обратно брать не хочет.

  76. Арман says:

    Джунгары напали, так как это было наказание посланное Аллахом за междоусобную грызню и несправедливость, и только объединение и единство помогло нам победить. Но. Боюсь, что скоро что-нибудь подобное повторится при нашей воровской власти, если мы не скажем ей свое окончательное “нет”.

  77. Anonymous says:

    В учебных пособиях по казахскому и киргизскому языкам для добровольцев американского корпуса мира, изданных в 1992, 1995 и 1997 годах, есть краткие этнографические очерки о соответствующих народах. Вот пара выдержек из текстов:

    В 1860-1870 годах киргизы были завоеваны русскими. В 1916 году киргизы вместе с другими тюркоязычными народами восстали против российского ига. У них были отобраны лучшие земли и пастбища и отданы русским поселенцам. Планировалось сделать Киргизию районом с чисто русским населением. От отчаяния киргизы восстали. У них не было современного оружия и русские убивали их в огромных количествах. Истинное количество жертв скрывалось. Только теперь, после того, как Киргизы завоевали независимость в 1991 году, доклады и отчеты об этом опубликованы. Согласно одному из документов, в резне 1916 года погибло две трети киргизов. Некоторые источники утверждают, что в одном селении в течение десяти дней были убиты все мужчины старше пятнадцати лет. Кто смог, бежал в Восточный Туркестан (Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая), но там беженцы столкнулись с другим бедствием – голодом.

  78. Anonymous says:

    “Большая часть этих колонизаторов пришла сюда за землей и царь дал им ее простым процессом ее изъятия у коренных жителей. Только на территории современного Казахстана 100 000 000 акров было таким образом колонизировано, и такой же процесс имел место и в Центральной Азии. Пострадавшими были в основном кочевое население, и весь процесс не был непохожим, но несравнимо более болезненным, чем обращение с американскими индейцами. Изгоняемый в пустыни, скот кочевников погибал, и его хозяева следовали вскоре за ним. Между 1902 и 1907 годами поголовье скота киргизов уменьшилось на 27 процентов и численность киргизского народа по оценкам упала на 7-10 процентов в 1903-1913 гг. (ссылка на Большую Советскую Энциклопедию том 32, с.377, ОГИЗ, Москва, 1936 г.)”
    ‘За сибирской черноземной зоной лежат степи Тургая, Акмолинска и Семиречья, где живут кочевые казахи и много сотен тысяч недавно прибывших русских крестьян. Последнее царское правительство приняло тактику заселения этого сухого степного региона колонистами с Украины… Но это требовало отъема у кочевых казахов их лучших пастбищных земель. Это было сделано, и 2 миллиона казахов этого региона к 1916 году лишились примерно половины того, чем они владели 10 лет назад. Когда впридачу к этому царское правительство потребовало нести военную службу мусульманам Азии – это стало последней каплей. Кочевое население Центральной Азии восстало летом 1916 года, что привело к гражданской войне. Около 500 000 было убито и примерно миллион бежало в поисках убежища в Китай в начале этого (1917-го) года. Хотя Западная Европа слышала об массовых убийствах армян, массовые убийства центрально-азиатских мусульман, совершенных царскими властями, тщательно скрывались’.
    “…После калмыков и башкир Россия столкнулась уже с основной массой западно-азиатских кочевников, которых мы называем сейчас казахами, и которых русские в те царские времена называли «киргизами». Сопротивление этого народа было в основном сломлено к 1850 году, после чего началась колонизация и этого региона. Темпы колонизации казахской степи резко возросли в 1890-х годах и возросли даже еще больше после революции 1905 года. Массовая колонизация «пустующих» казахских степей понималась режимом в начале ХХ века как решающий элемент в его программе по облегчению проблемы крестьянской бедности и перенаселенности в европейской части России и Украины, и таким образом, по противостоянию опасному крестьянскому недовольству против царских порядков на селе. В течение 10 лет до 1914 года 3 миллиона славянских иммигрантов хлынуло в казахский регион. Так называемое Степное Уложение 1891 года открыло путь к лишению собственности кочевников, позволяющее коренному населению владеть лишь 40 акрами земли (в эквиваленте) на душу, что значительно меньше того, что требовалось для сохранения кочевого образа жизни. Результатом стало восстание коренного населения 1916 года, еще одной причиной которого стала попытка режима мобилизовать казахов для трудовой службы на фронте. Восстание было сокрушено, более 200 тысяч казахов было убито, и много других бежало через границу в более отсталый китайский Туркестан, где колонисты еще не были такой большой проблемой.
    Судьба казахов в советскую эпоху какое-то время была еще даже хуже, чем в царские времена. Огромный голод, вызванный кампанией коллективизации, убил треть коренного населения в 1932-33 годах. Хрущевская политика «целинных земель» 1950-х годов лишила казахов большей части земель их предков на севере Казахстана. В последние 3 десятилетия советского правления казахи, однако, продемонстрировали и демографическое и политическое возрождение. К 1991 году они опять стали самым крупным народом в своей республике с перспективой стать большинством в ближайшем будущем. Казахи доминировали на ключевых постах в поздние времена советского Казахстана, и остались там после независимости. В отличие от многих кочевых народов, которые стояли поперек пути европейской колонизации, они сейчас контролируют большое независимое государство, одаренное несметными минеральными ресурсами и определенное как родина этнических казахов…”

  79. Anonymous says:

    Из книги Павла Степановича Назарова (Русский, родился в Оренбурге, с детства знал казахский язык, высокообразованный человек, закончил МГУ в царские времена, боролся с большевиками в Туркестане, затем скрывался у казахов, узбеков, кыргызов, бежал в Китай, оттуда на Запад.)
    …Я провел ночь в русской деревне Майбулак, что по-казахски означает Масляный Ручей. Хозяин дома, в котором я остановился, пожилой человек, пригласил меня на экскурсию в горы посмотреть на старую шахту, где когда-то были интенсивные работы, и было найдено большое количество старинных инструментов. Он мне сказал также, что до революции казахи и кыргызы привозили вниз первоклассный уголь для кузнецов. “Теперь он пропали Бог знает куда, и у нас нет никакого угля”, в заключение сказал он.
    Здесь, так же как и везде во всех русских поселениях в Семиречье, я был поражен сильной зависимостью русских колонистов от казахов и кыргызов. Все делалось руками казахов и кыргызов: они работали на полях, ухаживали за скотом, добывали уголь, древесный уголь и т.д. Некоторые даже арендовали обратно свою собственные земли у переселенцев – земли которые были у них отняты у них бывшим правительством и подарены колонистам из России. Такая система колонизации этой страны, при которой росло недовольство среди казахов и кыргызов против русских, и привело к восстанию 1916 года. Власти старались обосновать такие меры броскими лозунгами типа благотворного влияния русских колонистов на грубых кочевников – благотворным влиянием, которое выразилась в обучении казахов и кыргызов питью водки, и, тем самым, увеличению императорских доходов. Казахи и кыргызы, конечно же, как и все истнинные мусульмане, являются чрезвычайно трезвым народом.

    У меня заняло примерно целый день проехать от Токмака до деревни Самсоновка. Я проезжал мимо больших русских поселений вдоль дороги, и во все х них половина населения была пьяной; затем проезжал кыргызские и казахские поселения, полностью разрушенные и снесенные буквально до земли – поселения, где лишь три года назад шумели базары и фермы, окруженные садами и полями с люцерной. Теперь со всех сторон была пустыня. Это казалось невероятным, что такое стало возможным за такое короткое время – стереть целые поселения с лица Земли, со всех их хорошо развитой системой земледелия. Только при очень внимательном рассмотрении я смог найти короткие пни от их деревьев и остатки их оросительных каналов.
    “Наша братия развалила все дома, Срубили деревья, вырыли сады, завлили арыки так, что все пересохло, и все клеверные поля погибли”, мой кучер объяснил мне.
    “Но зачем же они вырыли сады и закопали арыки?” спросил я.
    “Да потому что дураки. Они сами теперь жалеют об этом. Весь тот клевер, который они загубили, был бы очень нужен им самим сейчас.” Он имел в виду люцерну, которую обычно русские неправильно называют клевером.

  80. Anonymous says:

    Без прошлого нет будущего, поэтому может быть стоит вернуться и осмыслить тему из объективной новейшей истории :

    “Казахский голодомор в советской Сибири”

  81. шымкент says:

    Во первых комм-р с чего вдруг включились в дискуссию.Задело ваши славянские чувства.Не секрет что русские колонизаторы также как и англичане и натравливали казахов друг с другом и пользовались этим.Даже при советах ущемлялись права казахов да и сейчас казахи последние на своей родине и это не секрет.Аскажите велико шовинисты кто же правил и правит россией.Кто только не правил и правит.То что мы сжунгарами родственные если не по крови то по сущности и по быту по религиозным убеждениям это тоже правда.Правда и то что Россия и Китай сталкивал этих двух великих представителей кочевых цивилизации лбами в надежде избавиться средством ослабления и даже уничтожения их друг другом.И таки добились того чего желали.А вот почему все отрицают того что – да мы казахи основа всем и гуннам и сакам и кыпчакам и половцам и сарматам и тюркам.Кстати турки это не отрицают.И то что во времена великого переселения народов именно отсюда с наших степей уходили ариицы что те же болгары которые ушли с Сиявушем те же венгры-мадяры тот же корольАртур и много кого еще выходцы этих степей.Имы потомки этих великих цивилизации.И то что именно с помощью наших предковНевский разбил рыцарей что именно казахи помогли выгнать французов из москвы Кутузову.Что на куликово тоже с обеих сторон были мы.Так что мы-казахи вправе гордиться своими предками.Но не нынешними которые обмельчали до того что на них смотреть тошно.Так что мы-именно кочевники номады основа всего.Вот только со временем вольный дух кочевника натравили друг с другом и погубили великую цивилизацию.

  82. Есим says:

    предлагаю открыть Институт казахского языка, можно было бы его назвать как Институт имени Мухтара Шаханова, филиалы открыть в крупных городах Киргизии, Монголии, Якутии, Бурятии, Калмыкии, Татарстан, Восточном Туркестане, Башкортостан, Азербайджан, Турции, Узбекистан, Таджикистан, в Оренбы, Омске, Астрахане ну и так далее. В этом Институте можно изучать казахский, казахскую культуру, сдавать экзамены для поступления в ВУЗы РК, получать информацию о РК.

  83. Асеке казак! says:

    Китай и Россия имели большие выгоды от столкновений и воин, взаимного ослабления этих двух сохранивших кочевой образ жизни и древние рыцарские традиции номадов народов, ойратов джунгар и тюрков казахов. Тем более, для них было смертельно невыгодно сближение этих народов на основе образа жизни, исторической и генетической (особенно правителей) общности. Этого им никак нельзя было допустит. И, думаю, не все действия этих государств в этом плане, по заговору против казахов (тюрков), нашли отражение в летописях, на которых только и базируется совремённая историография… И, поэтому, в совремённых исторических трудах, и в общем, об этом дружное молчание. Пожалуй, эта часть общемировой антитюркской компании, скрыто возглавляемой иезуитами папы римского уже более тысячелетия (проводимое и через Россию, граждане которой о том и не подозревают) увенчалась неимоверным успехом, сведя почти, что на нет, жизненный потенциал обеих этих народов, так или иначе – правопреемников чингисханова империи… И не эпизодические столкновения происходили между казахами и джунгарами, как пишет Р.Темиргалиев (по чьему заказу?), а была тотальная война на взаимоуничтожение, сопряжённая с геноцидом и с той и с другой стороны… Повторяю – не всё отражалось в летописях… При чём для казахов, всё таки, то была война отечественная, освободительная. Вынужденная и неизбежная. И Джунгары, возглавляемые тайными советниками и военспецами из выше названых империи и теснимые китайской армией, были просто вынуждены биться не на жизнь, а насмерть. Но, в конце концов, потерпев поражение от казахского ополчения, возглавляемого их кузенами (нагаши), чингизидами, и биями с батырами, и вследствие этого, подставив свой народ тотальному геноциду со стороны китайцев, ойратские нойоны не раз были вынуждены бежать к своему другому союзнику, России. Россия же их принимала с распростёртыми объятиями, с тем, чтобы использовать их в дальнейшем против соседей, тех же тюркских народов. Их и поселили на землях уничтоженных и частью изгнанных на Кавказ тюрков-ногайлы… И называются сегодня безлико калмыками, по русской транскрипции. А правильно, по-казахский – калмак, отражающий всю трагическую судьбу этого народа, жертвы заговора империи

  84. Объективный взгляд says:

    Джунгария, как последняя кочевая империя, пала не как следствие заговора двух соседних империй, а как следствие внутриклановой борьбы за власть и оспы, которая унесла половину населения страны, которую на современном уровне можно сравнить с биологической или химической атакой. Расследования по этому поводу естественно не проводились. Шаманизм до конца не изучен. Маньчжуры использовали этот момент. Никакие другие народы не могли в принципе покорить этот гордый народ, который до последнего исполнял волю Чингис-хана о кочевом образе жизни. Оседлый образ жизни возобладал над кочевым.

  85. умора says:

    ну и тупые же вы)
    вы применяете ложные знания, которые вам впихнули в школе.
    вся история Казахстана перекраивалась миллионы раз каждым, как было удобно для него.
    вы элементарно включите логику, перечитайте заново историю, и задайте сами себе вопрос, имеет ли место быть то, что пишут некомпетентные люди.
    идиоты

  86. Ван says:

    Умора, а ты как думал? Они будут верить в то что красивее. Единственный верный источник истории это тот источник который сторонний. Я знаю только одно, араба Ибн Асира. Вот его стоит читать, а остальное это результат купленных историков, которые всегда работали на существующую власть.

  87. казах says:

    Джунгары это уйгуры проста псевдоним другой взяли . Еще флаг придумали. Они молча ненавидят казахов

  88. ойрот алтаец says:

    джунгарию развалил зять аблая амыр санаа попытавшись захватить власть с помошью своего тестя . алтайцы выступили на стороне законного првителя табачы разбили и передали табачи .оттуда он ринулся к маньжурам китайцам и с ними напал на свой народ .китайцы его потом киданули .казахи во время войны ударили нам в спину . за передачу амыр саны казахскими баксы на алтайцев было наложено проклятье на 7 поколений .

  89. Гурхан Каракерей says:

    жук: 13.01.12
    Очередная чушь в стиле: никто ничего не знает и только я всё знаю и понимаю.
    А так вск историки приводят факты, что казахов пинали и били все кому не лень. Потому они одновременно принимали подданство и у России и у Китая. То есть ложились под любого кто сильнее. А сейчас конечно, срочно придумывают байки, как сотня кочевых бродяг многотысячное джунгарское войско разбила и Китай покорила.
    =================================================
    Щас попробуйте напасть на казахов-сотрем впорошок))))

  90. Истинный Ойрат says:

    Казахи, не выеживайтесь, знайте своё место, псы.
    Джунгарское ханство пало достойно.
    Напади на одного казаха по 20 китайцев плюс по три джунгара сзади, тычащих копья в задницу, вы бы сразу свою сраку порвали, повторяю, знайте место своё.
    Ваша никем не доказанная история, ваши до боли смешные исторические фильмы, где злые джунгары падают от руки несломившегося казаха ещё до того, как тот руку с мечом поднял. Вы клоуны и собаки. Если бы хан Хо-Орлюк не ушёл и четверть миллиона торгутов осталась на родине, от вас бы и мокрого места не осталось. Вы настолько жалкие, что вам остаётся лишь переписывать историю и гордиться тем, чего нет.
    Мы, калмыки- прямые потомки гвардии Чингисхана. Тургак- Кешиктен. Дневная стража и Багатуры- Хошуты. Я по отцу хошут, по маме торгут. Нас, калмыков(с тат. отколовшиеся, т.е. не мусульмане), мало, но богатая(И ДОСТОВЕРНАЯ) история всему объяснение. Все покажет будущее, наш народ живёт, он никогда не сломится! И будет новая Джунгария, с теми же людьми, с той же богатой историей, с той же мощью, что и прежде, и даже сильнее! Хальмгуд Уралан!

  91. Керей says:

    ты сам шулудивый пес Истинный Ойрати твое место на параше

  92. Керей says:

    истинная история справедлива где теперь джунгария а то тут ругаешься все ветер лай вшивой тявки

  93. Хватит врать says:

    Истинному Ойрату. Все правильно написал молодец история циклична правда рано или поздно восторжествует и у великих народов будут великие державы а у кого не было государства и истории так и не будет несмотря на то что им это подарили а они вместо благодарности всех обгадили

  94. Хватит врать says:

    Корею. Не ваша заслуга что джунгарии нет а китайцев хорош подскакивать

  95. ЛЕДИ ДАНА says:

    ТЫ СУПЕР ТЫ НЕЧТОЕ ВСЕГДА СНИМАЙ ВИДЕО ПИШЕТ ДИЛЬНАЗ ТЫ САМАЯ КЛАСНАЯ

  96. человек says:

    главное что понял я – пока соседские , сильно схожие по образу жизни и т.д. Ойраты и Казахи теряли лучших сыновей в борьбе друг с другом – китайцы и россияне – абсолютно чуждые им по культуре ,прекрасно воспользовались распрей и скорее всего , задумали и воплотили ее .Что поимели в итоге номады ? Гибель Ойратии и потеря независимости Казахов .А какую выгоду получили китайцы и россияне ? Вот и все .А Вы – глупцы ссортесь и выясняйте отношения и дальше .Думаете ваши бывшие хозяева радуются вашей нынешней свободе ????Скоро обратно – иль в Китай иль под Рашу .

  97. Reich says:

    Чтоб понять , истинный ойрат, глянь территорию свою и численность своего народа. А так же посмотреть какого рода был Чингиз хан. Ойраты несколько раз пытались напасть на Казахов , но всегда получали люлей. Вас спасла Россия, так что вы по гроб им должны. И глянь историю когдв в 1643 году 500 казахов разбили ваше 50 000 войско джунгаров. Вы и в армии всегда незаметны были, так что и дальше будьте неведимками

Добавить комментарий

You must be logged in to post a comment.