Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

казахиДанный аспект проблемы показывает, что главной задачей и заботой государства является достижение и укрепление безопасности по отношению к другим странам. Необходимо добиваться максимально возможного снижения чужого негативного влияния на происходящее в Казахстане и, естественно, повышения своего позитивного влияния. И в этой связи, необходимо формирование философии или стратегии достижения глубины безопасности как в экономическом (социальном), так и в политическом (военном) плане. Необходимо понимание оплота, цитадели, геополитического и геостратегического центра страны, который, кстати, не всегда совпадает с ее административным центром – столицей.

Дело в том, что Казахстан до сих пор не преодолел негативного влияния географических сложностей: его западные области соединяются с юго-восточными посредством локальных автомобильных и железнодорожных коридоров, проходящих по северному региону страны. Прямой и кардинальной трассы, транснационального пути, типа «национального шоссе» в США, который бы пролегал через центральные районы и обслуживал формирующуюся экономику центра, юга и юго-запада страны, пустынь и полупустынь Бетпак-Далы, а в целом был бы интегрирован в международный трансконтинентальный путь, еще нет. И даже когда он построится, потребуется очень много времени, чтобы обустроить эти малозаселенные земли. Поэтому, говорить о том, что в ближнесрочной или среднесрочной перспективе «проклятие пространства» будет преодолено, нет никакой серьезной возможности, потому что возникшие на очереди проекты интеграции незаселенных и малозаселенных территорий в структуру южного региона и в целом в структуру экономики государства, потребуют еще большего времени, духовных и материальных ресурсов нации. Это первое.

       Второе. География Казахстана в силу протяженности его границ способствует большей приграничной и межгосударственной экономической интеграции с северным соседом – Россией, что является как возможностью, так и вызовом. Возможность заключается в расширении торговли для заселения северных территорий представителями государствообразующего казахского этноса и социально-экономического развития северных территорий, но вместе с тем, данная возможность должна быть ограничена, вернее, подчинена более важной возможности укрепления и развития центральных регионов страны посредством экспорта человеческих и иных ресурсов с юга и юго-востока страны. Вместе с тем, поскольку у страны в приоритете развития должен стоять свой геостратегический центр, который необходимо укреплять как такой форпост, с которого начинается сама идея независимого Казахстана, его также необходимо развивать приоритетным образом. Этим форпостом с полным правом можно назвать лишь юго-восток страны с центром в Алматы.

С другой стороны, приграничная и межгосударственная экономическая интеграция с южными соседями была бы предпочтительней в силу родственности культур, близости цивилизационных и мировоззренческих установок. И в этом смысле, Алматы должен будет играть еще большую роль как геополитический и геокультурный центр аккредитации и имплементации культурно-исторических предпочтений и интересов родственных народов. Находящийся практически на стыке границ со среднеазиатским регионом, «спиной к спине» со своими братьями – тюркскими этносами, Казахстан в регионе Алматы имеет цитадель, центр молодого независимого государства, из которого распространяются все самые значимые импульсы, развивается энергетика национально-государственного устройства.

дорога

       Именно с этого центра началась экспансия (распространение) политических, экономических и социальных возможностей на север и запад. Согласно этому вектору была перенесена и столица страны, началась миграция и пошли инвестиции. Пошло по этому пути и наполнение пространства национальным духом. Алматы продолжает быть геостратегическим центром Казахстана и сегодня, генерируя интеллектуальные и культурные импульсы развития, питая растущую и развивающуюся политико-экономическую структуру государства. В этом причина геополитической устойчивости государства в целом. В противном случае, если не сохранять за Алматы функции финансового, экономического и культурного центра, наполняющего бюджет страны почти на 40% финансовыми средствами и налогами, а также, если не дополнить его функциями транзитного и коммуникационного хаба, транспортно-логистической и экономической агломерации мирового уровня, то и мотивация продвижения национально-государственного развития на север и запад существенно снизится. Человеческие, экономические и иные ресурсы Алматы должны расти быстрее всех остальных агломераций и регионов Казахстана, чтобы питать их живительной силой собственных энергетических импульсов политического, социального, экономического, культурного и цивилизационного свойства, накопленного в предшествующий независимости период в статусе столицы Казахской ССР.

Алматы для страны должен стать городом выдающихся культурных и образовательных традиций мирового уровня, таким, как например, Санкт-Петербург для России или Барселона для Испании и т.д. Для других городов Казахстана с силу сохраняющегося до сих пор их провинциального статуса осуществление и реализация данной функции является практически невозможной и непосильной задачей.

Для Астаны, отметившей недавно 15-летие своего столичного статуса, наметившееся преодоление провинциального характера рискует затянуться, поскольку сугубо административные функции главного города страны сами по себе не решают данную задачу, если не предпринять усилий иного, духовного и культурно-цивилизационного характера, не создать атмосферу политической и метафизической конкуренции, внедрить стандарты новой демократической культуры и политики. Ведь Алматы именно в силу этих сохраняющихся традиций духовных и метафизических инноваций, либерально-демократической атмосферы и укорененности национальной культуры, сохраняет свой цивилизационный потенциал, благодаря которому его способность генерирования импульсов национального духа распространяет и заполняет национальное пространство новыми суверенно-национальными атрибутами и свойствами, атрибутами и свойствами важного в конечном смысле этого слова геостратегического свойства.

Исчерпание ресурсов данного геостратегического центра будет отражаться и на снижении энергетики новой столицы Казахстана – Астаны как в вопросах социально-экономического развития региона, так и снижении влияния и веса Астаны как в частности в евразийских интеграционных процессах, так и в общем – во внешнеполитическом позиционировании государства. Последнего допускать нельзя, ибо найдется много желающих взять управление этими процессами под свой контроль и проводить собственные имперские сценарии объединения постсоветского пространства. Что далеко ходить, всем известно, как Россия в последние годы скоропостижно занялась продвижением собственных проектов интеграции, выдвигая немыслимое число инициатив, большинство из которых просто не адекватны современным обстоятельствам.  Чтобы не допустить этого, необходимо усилить метафизическое значение Алматы и региона посредством философского перенастраивания национального самосознания на формат достижения неоспоримого суверенитета и стабильного геополитического равновесия в регионе Центральной Азии, открыв для этого полноценный формат социально-экономического сотрудничества и торговли со странами ЦА, а также через Хоргос и другие каналы с нашим растущим и быстроразвивающимся соседом – Китаем, доказавшим отсутствие каких-либо экспансионистских намерений в отношении как нашей страны, так и всего постсоветского пространства. Тем более, что сегодня открываются все новые и новые свидетельства близости тюркской и китайской культуры, моделей поведения и кодексов жизни, в истории тюрки и китайцы жили рядом всегда. Поскольку, у Казахстана, стран ЦА и Китая имеется огромный опыт взаимодействия и решения проблем, а значит откладывать открытие полноценного формата сотрудничества в самых разных сферах с нашими стратегическими партнерами – ЦА и КНР нельзя ни в коем случае, это необходимо делать, не дожидаясь вступления Казахстана в ВТО. Стать для Европы восточными воротами в Китай совместно со странами ЦА (Кыргызстан, кстати давний член ВТО, еще не воспользовался своим коридором), важнейшая задача региона Алматы. Настало время преодолеть узкий формат Таможенного союза и ЕЭП, определив их место для Казахстана в глобальной структуре ВТО в качестве частного элемента региональной торгово-экономической политики.

дорога

      Важнейшими направлениями и сферами активизации региональной политики для Алматы могут стать:

– создание эксклюзивных условий для кардинального развития малого и среднего бизнеса (МСБ), способного произвести переворот в социально-экономической ситуации всей страны, для формирования инновационной экономики всего региона;

– создание предпосылок для сохранения за Алматы статуса культурной и образовательной столицы государства, в которой бы в особом статусе действовали самые конкурентоспособные университеты и научно-образовательные учреждения;

– формирование центрально-азиатского регионального финансового центра;

– формирование центрально-азиатского транспортно-логистического и коммуникационного узла континентального значения.

Для реализации этих параметров, в первую очередь необходимо начать строительство самого крупного на всем постсоветском пространстве международного аэропорта как, например, в Стамбуле или Дубае, где приземлялись бы самолеты 150-200 авиакомпаний мира с пассажирооборотом в 50-60 миллионов человек. Этот шаг кардинально бы переориентировал трансконтинентальные авиа- и пассажиро-потоки Евразии, замкнув бы их центр на Алматы.

Во вторую очередь необходимо начать перестройку всего Алматинского регионального транспортного узла – железнодорожных путей, вокзалов и терминалов, автомобильных трасс и магистралей, ориентированных на все части света (включая, к примеру, по принципу круговой концентрированности, движение железнодорожного и легкорельсового транспорта в районные центры Алматинской области, совместное с заинтересованными странами проектирование и прокладку международной автомобильной трассы через горы на Иссык-Куль, в Кыргызстан, скоростной железнодорожной магистрали и международной автомобильной трассы в Таджикистан через Кыргызстан, а также скоростных железнодорожных и автомобильных магистралей в самые крупные города Узбекистана, строительство железнодорожного вокзала, как в Берлине, способного принимать хотя бы 300 поездов ежедневно; строительство лучших автомагистралей, как во Франции, ОАЭ, Сингапуре, строительство самого большого центрально-континентального международного аэропорта, как лондонский Хитроу, вошедший в рейтинг «Форбс» как самый удобный аэропорт. Кстати, с открытием 5-го терминала в Хитроу поток пассажиров, например, увеличился до 90 млн. человек и т.д.).

хоргос

        Усиление геополитического и геоэкономического значения Алматы возможно на пути его превращения в настоящий современный мегаполис с населением порядка 5-6 миллионов человек (в течение 20-30 лет) и с инфраструктурой, соответствующей инфраструктуре центральных городов и столиц Европейского Союза и других крупнейших мировых агломераций. Алматы, в силу географических условий никогда не сможет быть большим морским портом наподобие Роттердама, Амстердама или Гамбурга, тем не менее, он может быть не менее важным и не менее большим и эффективным транспортно-логистическим хабом, узлом, обеспечивающим перевалку огромного количества грузов, материалов, капиталов и человеческих ресурсов благодаря мощному развитию железнодорожных, автомобильных, трубопроводных, авиационных и иных перевозок, перемещений, включая передачу энергии через ЛЭП и перевозку людей транспортными дирижаблями. Обеспечивая перевалку грузов с востока на запад, с севера на юг, и наоборот, Казахстан через Алматы существенно оживил бы свои торгово-экономические связи  со своими южными соседями – Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном, превращая ЦА в активный, полностью самодостаточный в социально-экономическом и политическом плане регион.

Более того, привлекательные природные условия жизни в Алматинской области и юго-восточном регионе в целом, позволили бы вслед растущей, ориентированной на транспорт, логистику и коммуникации, экономикой и промышленностью региона, более плотно заселить все его пространство вплоть до границ с КНР. Такая повышенная поселенческая плотность и густонаселённость имела бы кардинальное значение для улучшения демографической ситуации в стране, позволила бы генерировать большую рождаемость и направлять избыточные людские ресурсы на север и запад страны.

Параллельно этому, необходимо создавать институциональные условия для повышения конкурентоспособности в культурной и образовательной, туристической и спортивной сферах, а также в сфере здравоохранения Алматы, которые существенно повысили бы качество людских и человеческих ресурсов для их использования на всей территории нашего государства.

       Итак, современный внутренний геополитический вектор государственного строительства должен продолжать усиливаться из Алматы, концентрируясь в Астане и продвигаясь дальше на север и запад.

       С одной стороны, во-первых, на западе Казахстана он будет концентрироваться на Мангыстауском регионе в районе Актау, где его наполнение требует превращения порта, города и в целом региона в морской региональный транспортно-логистический хаб, наподобие вышеназванных европейских портов, с выходом через Азербайджан и Грузию в Турцию и далее в южную и центральную Европу. Во вторых, актуализация мангыстауского транспортно-экономического узла в направлении Туркменистана и далее на юг, позволила бы выйти через Иран в «святая святых» современных морских коммуникаций – Персидский залив.

С другой стороны,  на севере данный вектор не заканчивается границами нашей страны с Россией, а продолжается дальше, в том числе, распространяясь и на территорию России в частности на Сибирь и Дальний Восток в виде древних миграционных путей и современных интеграционных инициатив определенного, конкретного, не допускающего какую-либо потерю суверенитета, свойства. Посредством этих инициатив временного характера, не допускающих несвоевременного создания каких-либо наднациональных органов и жестко контролирующих Евразийскую экономическую комиссию, Казахстан распространяет и усиливает свое влияние как государство, основывающее свое развитие на формировании внутренних резервов, усилении функциональной мощи, возрастании и возмужании национального духа, т.е. как растущая и развивающаяся империя культуры и уникальной, основанной на гармоничном сочетании западного рационализма и восточного универсализма, цивилизации.

Имея в виду северное направление геополитического вектора, следует учитывать то, что тюрки как автохтоны проживали на территории всей современной восточной России задолго до Золотой Орды. И их сегодняшнее продвижение на север и запад (переселенческая и трудовая миграция), встречающее сильное противодействие российских властей (облавы, депортации и т.д.), может быть отголоском прошлого, воспоминанием известного испокон веков маршрута – новым циклом возвращения в родные края.

казахский флаг

       Наконец, данный северо-западный вектор олицетворяет движение национального самосознания по европейскому модернизационному пути с достижением цивилизационных стандартов человеческого развития.

Итак, дорожная карта геополитического вектора развития Казахстана может и должна быть оформлена как направление заполнения национальным духом национального пространства, как путь его пространственно-территориального месторазвития, межрегионального взаимодействия и кооперации, интеграции регионов в общую геоэкономическую и геополитическую структуру страны, усиление которой позволит эффективно достичь целей дальнейшего геополитического позиционирования Казахстана в ХХI веке в актуальных для него геополитических проектах: тюркском и европейском[1].



[1] См.: Тулешов В.У.          Философия геополитики Казахстана в XXI веке: Тюркский проект. Часть 1. Географический аспект. –  Интернет-сайт «carnegieendowment.org», 26 августа 2013 года. http://carnegieendowment.org/2013/08/26/философия-геополитики-казахстана-в-XXI-веке-тюркский-проект/gkan . Тулешов В.У. Философия геополитики Казахстана в XXI веке: Тюркский проект. Часть 2. Логика возвращения в родные пенаты. –  Интернет-сайт «carnegieendowment.org», 4 сентября 2013 года. http://carnegieendowment.org/2013/09/04/Философия-геополитики-казахстана-в-XXI-веке-тюркский-проект.-часть-2.-логика-возвращения-в-родные-пенаты/gr .  Тулешов В.У. Философия геополитики Казахстана в XXI веке: Тюркский проект. Часть 3. Закат евразийства. – Интернет-сайт «carnegieendowment.org», 16 сентября 2013 года.  http://carnegieendowment.org/2013/09/16/философия-геополитики-казахстана-в-xxi-веке-тюркский-проект.-часть-3.-закат-евразийства/gna0 . Тулешов В.У.  Философия геополитики Казахстана в XXI веке: Тюркский проект. Часть 4. Исторический аспект. – Интернет-сайт «carnegieendowment.org», 9 октября 2013 года.   http://carnegieendowment.org/2013/10/09/философия-геополитики-казахстана-в-xxi-веке-тюркский-проект.-часть-4.-сторический-аспект/gpkg. Тулешов В.У.  Философия геополитики Казахстана в XXI веке: Тюркский проект. (Окончание). – Интернет-сайт «carnegieendowment.org», 21 октября 2013 года. http://carnegieendowment.org/2013/10/21/философия-геополитики-казахстана-в-xxi-веке-тюркский-проект.-окончание/gqtu.

Рубрика: