Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Логоти3Логика возвращения в родные пенаты.

Как известно, в XVI-XVIII веках Русское государство, а затем Российская империя практически силой


включила в свой состав большинство земель бывшей Золотой Орды,
на которых испокон веков жили тюрки и существовали тюркские государства. И с тех пор, за исключением Османской империи, ставшей в ХХ веке Турецкой Республикой, в отношении тюрков, в том числе и во времена СССР, проводилась политика дезинтеграции и ассимиляции.

Надо ли говорить, что отсутствие у завоевателей-пришельцев желания видеть и объективно признавать жизнедеятельность автохтонных этносов Сибири и Центральной Азии диктовалось алчностью и прагматизмом набирающих силу  имперских настроений царской, а позже и большевистской России. И вся логика новоявленных колонизаторов сводилась к тому, чтобы не признавать или полностью отрицать культурно-историческое и цивилизационное значение тюркских этносов, основы их бытования и жизнедеятельности. Кочевое и полукочевое скотоводство как оптимальные формы их хозяйственной деятельности, хозяйственно-культурный тип, духовная культура, социальная структура, основанная на кровно-родственных отношениях, кочевая народная этика, изобразительное искусство и фольклор – все было подвержено ниспровержению. А там, где это было невозможно, апологеты имперскости  старались реструктурировать, видоизменить или полностью заменить культурные коды, превратив Казакбая в Колю, а Маржан в Машу.  Это сегодня, к примеру, казахи Республики Алтай, проживающие в ауле Турата Усть-Канского района, обращенные в середине XIX века в православие и после революции, как только влияние православной церкви ослабло, «отпавшие» обратно в ислам, взялись заново возрождать свои национальные традиции и культуру[1].

Так, такая центральная территория Золотой Орды как территория современного Казахстана была разделена на 4 административных округа, казахов стали именовать киргиз-кайсаками, а всех тюрков – «монголо-татарами». Это все равно, что Московское княжество обособить, назвав его жителей «москалями», как это делают, например, в Западной Украине, а остальных русских  назвать «смоляно-орловцами» или «сочи-питерцами».  Смешно, правда?  Но на самом деле, для тюрков это было ужасное время – время эпохи скорби, когда их под предлогом приобщения к оседлости, передовой цивилизации и культуре сгоняли с родовых земель, обрекая на вымирание.   Практически со всей Сибири были согнаны непокорные тюрки, что сегодня выражено в цифрах этнического состава населения, а тех, кого удалось крестить, нарекли по географическим и иным основаниям, придав им определение «русские».

Поскольку территория Казахстана находится практически одинаково далеко от всех океанов и представляет собой на 58% пустыни и полупустыни, а на 10% горы, обдуваемая ветрами с запада и севера, его климат характеризуется резкой континентальностью и чрезвычайно неравномерным распределением природных осадков. Только для автохтонов-тюрков данная территория является естественно пригодной для жизни посредством кочевого и полукочевого скотоводства, другие же этносы практически не приспособлены к жизни на открытой местности в таких суровых климатических условиях.

Сегодня же, когда жизнь в данных природных условиях можно организовать иначе, оседло и в агломерациях, для сохранения национальной идентичности и культуры очень остро ощущается необходимость сберечь дух кочевой цивилизации, ее глубинные тенгрианские мировоззренческие основания, включающие единые для всех тюркских народов модели культуры номадов. Города, как и вся государственность должны стать убежищем традиций и культурных навыков, ценностей и идеалов кочевой, вернее, номадической культуры и философии тюрков. Они в качестве духовных скрепов и генетических кодов позволят в силу  глубокой генеалогической структуры  родства и, следовательно,  большей почвенности и укорененности традиционной культуры тюрков сохранить и рассыпающееся культурное поле остальных этносов России, включая, конечно, и русский этнос. Ведь, по мнению россиянки Александры Гармажаповой, «расизм в России приобретает абсурдные формы. Так преследования мигрантов в стране начались после конфликта на Матвеевском рынке, все участники которого были гражданами России (дагестанцами). И сама декларируемая в ходе опросов идея приоритета русской нации среди прочих, поддержанная участниками социологических опросов, вызывает недоумение. Я как бурятка, могу тогда сказать: давайте разбегаться по национальным квартирам, разрушать империю. Вы этого хотите? 41% наших граждан поддерживают лозунг «Россия для русских». Что с нерусскими делать? Давайте так: мне бурятское гражданство, а вам – в Костроме. Давайте разделяться. Это будет честно, если вы хотите жить отдельно. Нет, (говорят они), мы хотим, чтобы национальные республики стали губерниями, где руководить будут русские, а вы будете им прислуживать и пахать на полях»[2]. Мухтар Тайжан, комментируя данное мнение, заявляет: «По мнению самих российских ученых, ксенофобия в России вполне может привести к дезинтеграции федерации. Спасение Путин видит в собирании постсоветских земель, внешней экспансии. Вот почему постсоветская  интеграция так важна для Москвы. Но крушение любой империи – закономерный исторический, демографический процесс. И нам надо держаться от него подальше, чтобы не задело обломками»[3].

Между тем, исторический и нравственный долг тюрков, перенесших особенно в XVI-XX веках неисчислимое количество потерь, заключается не в избегании трудностей разрушения имперской структуры, когда «достанется всем», поскольку данную структуру разрушать необходимо. Не в ожидании предстоящего разрушения и  дезинтеграции России по этническому принципу, когда ничего уже невозможно будет изменить и ни о чем нельзя будет договориться, поскольку будут затронуты самые чувствительные национальные интересы и будет разрушено межнациональное доверие и останется только быстро и желательно без больших потерь разбежаться по национальным квартирам. Исторический и нравственный долг тюрков заключается в качественном изменении этой  структуры. В целях коренной перестройке сегодняшней, разрушающей сами основания федерации, внутренней национальной политики, основанной на принципах исключительности и патернализма русского этноса над другими этносами. В переходе  на новые для России принципы подлинной федеративности, заключающиеся в серьезном и ответственном противостоянии шовинистическим и ксенофобским устремлениям определенной части русской политической элиты. Внедрении механизмов устранения их из практики государственной политики посредством возрождения не только тюркского культурного, а затем и этно-политического единства, но и этно-политического единства всех других этносов, проживающих на территории федерации.

Поскольку тюркский фактор для России в ближайшие десятилетия будет показательным, например, в сопоставлении с республиками Северного Кавказа, и определяющим, как с точки зрения цивилизационной активности и  адаптивности, так и с точки зрения конкурентоспособности, то и значение признания его растущей локомотивной роли в государственном и национальном строительстве России должно быть объективно оценено в пересмотренном заново федеративном договоре, в том числе в  договорах тюркских государств-субъектов федерации с федеративным центром или федеральными органами власти о разграничении предметов ведения и полномочий внутри федерации. В последних должно быть четко определено право тюркских (да и других) этносов России, на культурно-цивилизационное, административное и социально-экономическое самоопределение наций, включающее свободный выбор графики национального алфавита (кириллица/латиница), моделей экономической (рыночная/планомерная/смешанная), социальной (либеральная/социальная демократия) и правовой систем (английское (англосаксонское («островное»))/романо-германское («континентальное») право). Естественно, в соответствии с новым федеративным договором должна быть пересмотрена и Конституция Российской Федерации.

(Продолжение следует…)


[1] Отец певицы Алсу построит на Алтае мечеть в честь казахов-героев Советского Союза. – http;//www.centrasia.ru/news.php?st=1375190100

[2] www.fasebook.com/photo.php?fbid=219435428214406&set=a106951019462848.12618.103817093109574&type=1&theater

[3] Там же.

Рубрика: