Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Мужская и женская одежда. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы -“тон”. Шубы из меха пушных зверей назывались “iшiк” и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком – “бас тон”, синим сукном – “кок тон”, парчой – “барша тон”. Учиненные шубы с воротом из шкур жеребят – “жаргак тон”. Шубы из козьих шкур, когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, назывались “кылка жаргак”.
Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов – “кебенек” и халат из тонкого белого войлока – “каттау”. К старинным видам одежды относится также “шекпен” – длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат – “шапан”, шившийся из шерстяных и шелковых тканей.
Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской – из туникообразного платья – “кейлек” и безрукавки – “жециз камзол”. Для изготовления женской одежды использовались хлопчато-бумажные, шелковые ткани и бархат.
Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор – “калпак” из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались “ак калпак”, шляпы с широкими, загнутыми наверх полями – “айыр калпак”. Весной и осенью казахи носили шапки – “борiк”, круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались “тымак”.
Борiк девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались “камшэт борiк”, вышитые золотом – “алтын борiк”, украшенные кораллами – “калмаржан борiк”. Летние легкие шапочки из бархата или парчи – “такия” украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.
Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор – “сэукеле” – высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани- “кимешек”.
Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались “шонкайма етик”, мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды – “6ip така”, а также ичиги – “мэсi” из козлиной юфти и галоши – “кебiс” из более плотной кожи. Зимой носили “саптама етiк”, бедняки -“шокай” и “шарке”.
Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли – “кебiс”. Богатые женщины носили орнаментированные сапоги “кестелi етiк”, туфли на высоких каблуках из зеленой кожи – “кок сауыр”, украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.
Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка – “белдио>. Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались “шее”. У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также и мягкие кушаки – “кур”.
Ювелирные украшения. Женские украшения изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты “билезик” покрывались позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись в основном из серебряной проволоки в виде душек, колец с подвесками из самоцветов, часто – из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.
Широко использовались накосные украшения – “шашбау” в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой концами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относились и подвески “шолпы”.
Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, грушевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.
Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения, нагрудные – “омырауша”, “енiр жиек”, “бой тумар”, застежки к поясам – “iлгек”, фигурные бляхи к саукеле – “шылтыр”, массивные шаровидные пуговицы – “торсылдак туйме”, булавки – “туйреуiш”.
При изготовлении женских украшений применялась различная техника-литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль.
Оружие. Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли – “кылыш”, палаши – “селебе”, мечи – “семсер”. Широко использовались шпаги – “сапы”, кинжалы – “канжар”, длинные ножи с изогнутым клинком – “жеке ауыз”, длинные узкие ножи – “бунда пышак”. Наиболее распространенным оружием были лук – “садак,” и стрелы. Наконечники стрел были различных форм – четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья – “найза” имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили и секиры – “айбалта”.
Оборонительное вооружение состояло из кожаных и металлических доспех – “сауыт”, стальных кольчуг из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами.
С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фитилем и украшенные насечкой серебром – “бiлтелш мылтык”, без насечки – “кара мылтык”, с коротким стволом – “самкал”. Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались “козы кэш”, Порох и пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины “сойыл” и “шокпар” из березовых жердей, однако во время войны они реже употреблялись.

Рубрика: