Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

ааа.jpgл.jpgдО качестве преподавании казахского языка в школах с казахским языком обучения в городе Алматы.

Изучение государственного языка стало главной целью в общеобразовательных учреждениях, где создаются  все условия для того, чтобы молодое поколение научилось не только говорить, но и думать на казахском языке. Акимат города Алматы целенаправленно разделил казахские  классы на две группы в школах с казахским языком обучения.    Об эффективности казахстанского  образования  рассказала «Алтын Орде»  руководитель отдела по учебной работе Батырбаева Мадина.

На данный момент в  городе Алматы  функционирует 186 общеобразовательных школ. Из них  60 казахских школ, в которых обучаются около 58 тысяч учеников. Примером образцовой школы с казахским языком обучения можно считать недавно открытую 109 школу, которая ранее была русскоязычной.    Если говорить о системе образования казахского языка в казахских школах, главным подходом в нововведении является правильно подобранная методика. Так, деление класса на две группы в школах с казахским языком обучения, при количестве учеников класса двадцати пяти и более- один из эффективных методов. С этой целью из местного бюджета выделяются значительные финансовые средства.

«Такая поддержка со стороны акимата города Алматы оказывает большое влияние на качество обучения государственного языка и способствует развитию мышления учеников»,-делится методист городского управлления Елена Тюкачева .

Стоит отметить, что повышению качества изучения казахского языка и литературы способствуют  факультативные занятия в школах и работа клубов.    Например, в школах №12, 15, 62, 86, 123, 131, 136, 138, 139, 159, 173 действует клуб «Шешендік өнер», где дети могут проявлять свои ораторские способности.   Подобного  рода клубы направлены на формирование и развитие культуры языка.   Ученик казахской гимназии №86 Ниет Кабышев считает, что факультативные занятия  раскрывают талант и способности школьников, а также прививают правильное  воспитание и отношение к  языку.

Для лучшего восприятия казахского языка и литературы  используются различные методики и технологии.  А именно, комплексный разбор языковых материалов, модульное обучение, уровнево-дифференцированное обучение, дистанционное обучение,  где используются информационно-коммуникационные технологии при изучении государственного  языка. Наряду с этим, на курсах  повышения квалификации распространяется опыт творческих  работающих  учителей,  что в будущем помогает им  при написании научных трудов.

Знания школьников, их эрудированность, а главное тягу к изучению языков – все это можно отнести к призванию учителя.

Стоит отметить в этой связи педагогов, которые добиваются высоких результатов в обучении казахского  языка и литературы: Камалиева З.М.(лицей №24), Мунасаева Р.Н., Тогайбаева Н.С.(гимназия №15),  Ибрагимова Ж., Рыскелдиева Г., Демеуова Б., Хамза М. (гимназия №62), Темурбаева С., Мухтаркулова А. (школа-гимназия №140), Мукышева М., Кашкынбаева С. (гимназия №138), Унайбаев К.  (гимназия №175) и многие другие.

Достаточно высокие результаты учащихся казахских школ в ЕНТ. В 2013 году в тестировании приняли участие 2275 выпускников. В сравнении с результатами ЕНТ 2012 года средний балл в школах с казахским языком обучения повысился на шесть баллов. Так,  общеобразовательные учреждения №64, 131, 148, 15, 178 показали самые высокие результаты.

«Качество знаний учеников – результат творческой работы учителей. В 2013 году в республиканской олимпиаде по общеобразоватеьным предметам приняли участие 86 учеников казахских школ, из них 66 заняли призовые места. В том числе, в олимпиаде по казахскому языку и литературе участвовали 4 ученика, все заняли призовые места. Это  ученица 10-класса общеобразовательной школы№43 Муса Назерке 2-место, серебряная медаль; ученица 10-класса лицея№161 Оспанова Мадина 3-место,бронзовая медаль; ученик 11-класса общеобразовательной школы №41 Станколов Саят 3-место, серебряная медаль; ученик 11-класса гимназии №175 Айтбазар Райхан 2-место, серебряная медаль»,- с гордостью отмечает руководитель отдела по учебной работе .

 

Наряду с этим, в этом учебном году в целях развития научно-исследовательской деятельности одаренных детей, проводилось  традиционное состязание по научным проектам. Из города Алматы в республиканских научных состязаниях участвовали 90 учеников казахских школ, из них 72  школьника одержали победу. В том числе, трое  участвовали в секции «Казахская литература». В результате двое  стали победителями: ученица 11-класса гимназии№138 Казбек Ляйла, ученица 11-класса школы-гимназии №162 Айбергенова Айдана заняли 1-место.

Аким города наградил победителей республиканских олимпиад и  конкурса научных проектов  медалью «Уркер».

Ораторство и глубокие познания казахского языка  развивают интеллект у школьников благодаря чтению классиков казахской литературы. Так, ученики школ города участвуют в республиканских чтениях, посвященных творчеству Абая, Шәкәріма, Махамбета, Магжума Жумабаева, посвященных 120-летию поэта. По результатам республиканских чтений, которые прошли в городе Атырау, в номинации «Тартынбай сөйлер асылмын» ученик 11-класса школы-гимназии №147 занял 2 место, в номинации «Ұлы арман» ученик 9 класса гимназии №36 Болат Маргулан занял 3-место, в номинации «Ел құтқарар асыл ер едім…» ученик 11-класса школы-гимназии №86 Олжаев Медет получил сертификат участника.

За последние 5 лет увеличилось количество школ и детских садов с казахским языком обучения, что несомненно радует казахоязычных детей и их родителей.

«На наш взгляд, долг учителей казахского языка – воспитывать уважение к государственному языку у граждан,  и способствовать повышению статуса казахского  языка в нашей стране», – поделилась своими  сокровенными надеждами в конце нашей беседы Мадина Ашхатовна.

 

Рубрика: