Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

У нас не принято говорить об исторической деформации этнической ментальности. Между тем совершенно научно, объективно можно утверждать, что казахи – народ с отягощенной наследственностью, имеющий в ментальном багаже целый букет психо-неврологических нарушений как следствие беспрецедентных травм в ходе гуманитарной катастрофы первых десятилетий ХХ века, выразившейся в военных конфликтах, малых и больших миграциях, резком обеднении и обнищании, а затем и массовом голоде, каннибализме (!) и страшных эпидемиях 1931-1933 гг., унесших жизнь около 2 млн. казахов, также и политических репрессиях.

Наукой доказано, что подобные трагедии и катастрофы дают знать о себе потомкам не только в плане физических показателей здоровья, но и психо-эмоциональной характеристики. Современная трансперсональная психология говорит об огромной роли для индивидов этнической памяти и психических потрясений в жизни ближайших предков (см. работы С. Грофа и др.).

Однако мне приходится встречать казахов, в том числе и профессиональных историков, которые яростно доказывая и обличая трагедию голодомора, репрессий, колониального гнета и пр., в то же время неохотно идут на обсуждение вытекающей отсюда гипотезы о закономерной порче коллективной ментальности, психологических последствиях многовекового рабства, войн или миграций для сознания и привычек наших современников. Наверное, это объясняется их гипертрофированным чувством патриотизма, ложным “намыс” (“честь”) и “уят” (стыд).

Любопытно, что в большинстве казахских семей всегда существовало табу на тему знаменитого Голода не только из-за цензуры и запретов Советской власти, но и извращенной гордости и неуместного стыда за то, что их отцы, деды и бабушки были когда-то нищи, босы, вшивы и голодны (поэтому очень мало официальных воспоминаний). Сегодня такая постановка считается лишней и неуместной и по идеологическим причинам: “как бы чего ни вышло”, и не всполошились бы идеологи России (хотя проблема изучения и выкорчевывания ментальных корней сталинизма и других трагедий актуальна и для самого русского народа). Также негласный мотив – не уронить честь IndependentКазахстана с его гордостью, респектабельной столицей, “северным Дубаем”; не опозориться страшной информацией о людоедстве перед гостями-иностранцами, друзьями и партнерами, сватами и свахами из Америки, Франции, Малайзии, Турции и др. (число международных браков неуклонно растет).

Также стоит обратить внимание на то, что у нас еще нет традиции изучения социальной истории, психоистории, истории повседневности; по-прежнему игнорируется роль географического, биологического факторов (например, роль пандемии чумы в истории Евразии и др.). Между тем, ужасающая санитарно-эпидемиологическая ситуация в Казахстане на протяжении полувека, помимо всего другого, может считаться одним из причин психо-эмоциональных отклонений и неврозов. Это был исторический период с начала Первой мировой войны, когда казахи уже были доведены до нечеловеческих условий из-за лишения земель и удушающих налогов – и вплоть до конца Второй мировой войны. Не только участие в сражениях, ранения, контузии, пытки в тюрьмах, но и вспышки эпидемий брюшного тифа, холеры, малярии и других инфекций провоцировали ментальные болезни, т.к. давно доказаны биологические факторы в возникновении психических расстройств и шизофрении; связь между психозом и инфекциями (паразитами, педикулезом и пр.).

В действительности указанный вопрос ставится отнюдь не из-за праздного любопытства, а имеет огромное практическое, социальное значение. Очевидна необходимость изучения отягощенной ментальной наследственности казахского этноса с точки зрения общественного здравоохранения, системы образования и воспитания, национальной идеологии. Предпосылки или корни эмоциональной неустойчивости, агрессии и конфликтности в обществе, склонности части казахской молодежи к религиозному радикализму и террористическим актам, причины высокого подросткового суицида, этнической предрасположенности к неврозам и биполярному расстройству, завышенной самооценке, склонности ко лжи и коррупционному мышлению и др. пороков отчасти надо искать в темных лабиринтах прошлого, в тяжелой жизни и борьбе предыдущих поколений, связывая такие отклонения с определенными устойчивыми деформациями в коллективной ментальности и бессознательными выходами блокированных ранее негативных энергий.

Данное обращение к теме гуманитарной катастрофы казахов 20-30-х гг. ХХ в. как раз не означает стремления смаковать подробности национальной трагедии, и тем более в целях использования в каких-то политических играх. Именно теперь надо просто перейти от слов и эмоций к настоящему делу – с учетом реального состояния этнического сознания и здоровья выработать более глубинные подходы и эффективные техники исцеления и профилактики психо-неврологических нарушений у населения (интегрируя в систему традиционные, суфийские методики), интоксикаций и т.д.

В этой связи вспоминается изречение Гаутамы Будды, однажды подчеркнувшего практически-психологический уклон своего учения в отличие от теологической схоластики старых брахманов. Будда образно сказал так: если в тело человека попала (вонзилась) вражеская стрела, он не будет тратить время на размышление о том, откуда и кем пущена эта стрела или из какого материала она сделана. Человек просто попытается скорее ее извлечь, избавиться от этой смертоносной стрелы.

Так и в случае с нашей историей. Нам не нужно рассуждать и копать, откуда и почему пришли коммунизм и колониализм, кто виноват. Незачем уже спорить о причинах Голодомора, о цифрах потерь людей и скота, изливать эмоции на бумагу… Нужно просто по-настоящему принять во внимание этот очень серьезный факт в научно-прикладных исследованиях и медицине для совершенствования систем и методик психотерапии и реабилитации пациентов, в работе с группами риска (возможно, с участием зарубежных специалистов, по методике С. Грофа).

Также, возможно, переосмысление прошлого с учетом исторически приобретенных больших и малых деформаций в массовом сознании определенным образом повлияет на корректировку политики в области культуры и информации, приоритетного развития тех или иных жанров и видов искусства, хореографии, спорта. К примеру, юному поколению казахов надо прививать любовь не к вокалу (“димашизм” – ажиотаж вокруг певца Динмухамеда Кудайбергена), а к динамичным традиционным танцам, сбрасывающим заряд отрицательной энергии. А для этого, в свою очередь, надо возродить настоящий казахский коллективный мужской танец – в стиле воинских плясок-джигитовок с элементами суфийского ритуала. Такой танец-хоровод, похожий на турецкий халай или чеченский танец-зикр, еще в 70-е годы начал реконструировать, научно изучив и собрав утерянную информацию из уст народных знатоков, аксакалов наш выдающийся казахский этнограф У. Джанибеков. Но великая инициатива этнографа и организатора культуры советской эпохи так и осталась без серьезной поддержки и продолжения.

В новейшей психологии Запада (отвергающей фрейдизм с его вербальным методом) обоснованы и разработаны методики психотерапевтических сеансов со специальной техникой дыхания и другими приемами, призванных грамотно и постепенно высвобождать людей от отягощающих их души травм в резервуарах индивидуального и добиографического (этнического) сознания, способствуя исцелению, духовному росту и благоприятной трансформации личности.

Если же замалчивать и упорно отрицать комплекс “ашаршылык” (голодомора) в коллективном бессознательном казахов и загонять все ментальные болезни вглубь под внешней вывеской “счастливого” общества, то когда-нибудь все это зло, негативный пласт этнической памяти, спрессованные тяжелые энергии все равно выскочат наружу: при неблагоприятных политических обстоятельствах, стихийных бедствиях, землетрясениях, наводнениях. И, конечно, это энергетическое “освобождение” будет происходить уже не в кабинетах под контролем инструктора-суфия или психотерапевта, а на улицах и в форме массовых психозов и диких потасовок, всплесков народной агрессии с весьма разрушительными последствиями (не дай Бог). Так гласит современная трансперсональная психология.

Назира Нуртазина

Новости Казахстана. Алтынорда

Рубрика: