Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

России удалось несколько  улучшить свои отношения  с Западом после неудачных попыток начала 1990-х, когда в процессе системных преобразований, распада СССР и краха коммунистической идеологии внутри страны возник хаос и неурядицы, были подорваны ее международные позиции и влияние на постсоветском геополитическом пространстве. В связи с этим ведущие державы стали относиться к России не как к равноправному, а как к младшему партнеру.

Однако последние события порождают надежду на то, что Россия добьется равноправия в отношениях с Западом. Свидетельством тому стал саммит в Лиссабоне, состоявшийся 20 ноября 2010 года, которому предшествовала встреча руководителей России, Франции и Германии в Довиле, «перезагрузка» российско-американских и российско-польских отношений, а также подписание нового договора СНВ. Несмотря на сохраняющуюся подозрительность, стороны налаживают и улучшают отношения  между собой. Но насколько долговечным и прочным окажется это сближение?

Озабоченность России по поводу расширения НАТО

Россия воспринимает расширение НАТО как угрозу собственной безопасности. После роспуска Организации Варшавского договора в 1991 году обоснованность и уместность сохранения НАТО оказалась под вопросом. Но начав продвижение в направлении российских границ, Североатлантический альянс опроверг собственные заверения в том, что он больше не считает Россию своим врагом. Бывшие советские республики Эстония, Латвия и Литва стремились стать членами альянса, чтобы получить гарантии безопасности в рамках принципа «коллективной обороны», изложенного в статье 5 устава НАТО. Несмотря на улучшение отношений с Россией, Польша, Чехия, Румыния и Венгрия относятся к ней с опаской. НАТО на своем саммите в Бухаресте в 2008 году поддержала заявки Грузии и Украины на включение в план подготовки к членству в Североатлантическом альянсе. Если эти страны вступят в альянс, Россия окажется в окружении «государств Междуморья», о чем мечтал Пилсудский.

На встрече с политическими, парламентскими и общественными лидерами Германии 5 июня 2008 года президент Медведев подверг сомнению целесообразность существования и расширения НАТО, сказав следующее: «НАТО тоже никак не может обрести новый смысл своего существования. Сегодня его пытаются найти на основе глобализации миссии альянса, в том числе и в ущерб прерогативам ООН…и за счёт привлечения новых членов. Но очевидно, что это все равно не решает поставленной задачи».

Новые враги НАТО

Стратегическая концепция НАТО была сформулирована во времена холодной войны в целях сдерживания советского вторжения. С тех пор масштабы этой угрозы претерпели изменения. НАТО четко заявила о реальных текущих угрозах в своей стратегической концепции 2010 года. Возможность осуществления нападения с применением обычных средств на территории НАТО считается маловероятной, но в то же время существуют другие угрозы, которые обозначены в концепции: это распространение  баллистических ракет, ядерного оружия и оружия массового уничтожения; возможность попадания в руки террористов ядерного, химического, биологического и радиологического оружия; нестабильность и конфликты за пределами натовских рубежей; торговля наркотиками, оружием и людьми; кибератаки; снижение энергетической безопасности из-за срыва поставок и прочие опасности экологического и ресурсного характера. Можно отметить, что несмотря на дружелюбие в Лиссабоне, такие фразы как «нарушение поставок энергоресурсов», «кибератаки», «территориальная целостность», «открытость России в отношении ее ядерного оружия в Европе» и «Россия должна убрать это оружие подальше от территории стран-членов НАТО», были совершенно очевидно направлены против Москвы.

Утверждение на Лиссабонском саммите новой «стратегической концепции» это позитивный шаг. В ней заявлено, что «НАТО не представляет угрозу для России» и намерена «развивать политические консультации и практическое сотрудничество с Россией в вопросах, представляющих взаимный интерес, включая противоракетную оборону … и осуществлять формирование более масштабной системы международной безопасности». В совместном заявлении Совета Россия-НАТО говорится: «Безопасность всех государств в евроатлантическом сообществе неделима»; «безопасность НАТО и России взаимосвязана»; «государства-члены СРН будут воздерживаться от угрозы силой или применения силы друг против друга, равно как и против любого другого государства»; «мы договорились обсуждать продолжение сотрудничества в области ПРО. Мы договорились о совместной оценке угроз со стороны баллистических ракет и о продолжении диалога в этой области. СРН также возобновит сотрудничество по ПРО театра военных действий. Мы поручили СРН разработать всеобъемлющий совместный анализ будущих рамочных условий сотрудничества в области противоракетной обороны». Все это является важным и крупным достижением.

Развертывание вооружений Россией и НАТО

Таким образом,  российские отношения  с Европой и Америкой вошли в стадию «перезагрузки» и переживают некий медовый месяц. Однако многие вопросы до сих пор не решены. Марко Папич (Marko Papic) выдвигает на передний план расхождение интересов и различие в восприятии угроз различными группами государств в составе Евросоюза. Он делит их на «преданных европейских атлантистов» (Британия, Нидерланды, Дания), на группу Германия-Франция с их младшими партнерами, на государства Центральной Европы и на так называемые страны Междуморья, простирающиеся от Балтийского до Черного моря, которые «традиционно с опаской относятся к российской мощи» и «полагаются на альянс с Западной Европой, рассчитывая с ее помощью противостоять этой мощи».

Россия в своей внешней политике также должна проявлять больше гибкости в отношении соседей. Ее взаимодействие с ними носит негативный характер, поскольку она использует свои энергоресурсы и энергопоставки в качестве инструмента дипломатического давления. Она сотрудничает с ключевыми европейскими державами один на один, в результате чего возникают разногласия с остальными по самым разным вопросам. Россия якобы вмешивается во внутренние дела соседей, таких как Украина, Белоруссия и т.д. То обстоятельство, что НАТО проявляет готовность к развертыванию противоракетной обороны, что возникла тупиковая ситуация с Договором об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ), и что Россия стремится к укреплению своих позиций на постсоветском пространстве, может создать длительные проблемы в сфере безопасности. У Запада также есть вопросы и претензии по поводу российского превосходства в оперативно-тактическом ядерном оружии. А Россия выступает против системы противоракетной обороны НАТО, которая якобы предназначена для перехвата ракет, запускаемых с Ближнего Востока и из Ирана. Похоже, что Запад применяет в ее отношении аргументы Хантингтона о столкновении цивилизаций или просто использует их как уловку, чтобы разместить свои ракеты поближе к российским границам. Россия в ответ развернула опертивно-тактическое ядерное оружие вблизи своих западных границ и в Калининградской области.

Устойчивое улучшение отношений между НАТО и Россией с 1989 года должно превратиться со временем в подлинное евроатлантическое партнерство. НАТО и России необходимо урегулировать вызывающий споры вопрос о развертывании своих арсеналов и начать работу в области контроля вооружений. Размещение ракет-перехватчиков вблизи российской территории под предлогом защиты от Ирана и от исламского терроризма может привести к эскалации напряженности в евразийском регионе и на Ближнем Востоке. Не исключено, что наиболее прагматичным решением проблемы станет создание совместной системы противоракетной обороны НАТО и России с одновременным проведением конструктивного диалога с Ираном. Последний абзац совместного заявления Совета Россия-НАТО дает основания надеяться на то, что они со временем достигнут этой цели: «…мы…договорились о дальнейшем…наращивании партнерства Россия-НАТО, которое укрепляет безопасность для всех на евроатлантическом пространстве и за его пределами».

Рубрика: