АЛТЫНОРДА
Интервью

На пересечении железных дорог. Таможня «Достык»: счет идет на миллионы и миллиарды…

Казахстан в глазах многих зарубежных и отечественных граждан ассоциируется с сырьевым государством, бюджет которого формируется за счет экспорта углеводородного сырья. Но это не так. Благодаря выгодному географическому положению наша страна, находящаяся на пересечении торговых путей, львиную часть своего бюджета формирует за счет таможенных поступлений.

Мы зарабатываем огромные суммы денег в валюте на транзите товаров, следующих из Поднебесной в Россию и далее в европейские государства. При этом большая часть грузов, пересекающих нашу страну, идет через таможню «Достык». Корреспондент «ЛИТЕР-Недели» встретился с ее руководителем Нурланом Азимбаевым, чтобы поговорить о насущных вопросах.
ЛИТЕР-Неделя: Нурлан Кумарович, мы знаем, что вы недавно пришли на эту должность. Какие ощущения от нового места работы? Что для вас изменилось?
Н.А.:
Седьмого ноября этого года вышел приказ о моем назначении на должность начальника таможни «Достык». Председатель Комитета таможенного контроля Мажит Есембаев лично представил меня коллективу. Могу сказать, что для меня это действительно впервые – руководство такой большой таможней. До этого я руководил таможенными постами, отделами департаментов.
Что могу сказать о «Достыке»? Я впервые столкнулся с такой спецификой, как железнодорожные перевозки. В таможню «Достык» входят два таможенных поста. Это автомобильный и железнодорожный переходы. Для меня это специфика абсолютно новая, хотя в таможенных органах я работаю с 1998 года. Через железнодорожный таможенный пост проходит основная масса грузов, следующих в страны Центральной Азии, государства Таможенного союза и далее в Европу. Поэтому это очень ответственная работа, которой я уделяю практически все свое время.
ЛИТЕР-Неделя: Сегодня в СМИ много говорится о проекте «Западный Китай – Западная Европа». А как этот проект находит свое воплощение здесь, на «Достыке»?
Н.А.:
Эта программа уже работает. В течение этого года было сформировано несколько железнодорожных составов. Каждый такой состав проходил у нас оформление буквально за полтора часа. Это очень хороший показатель. Вы же сами понимаете, европейцы – очень педантичный народ, любящий точность и аккуратность. Для них очень важно, чтобы грузы не застаивались на границе. И мы этому уделяем очень большое внимание.
ЛИТЕР-Неделя: Полагаю, скорость при доставке грузов железной дорогой важна еще и для того, чтобы была конкуренция с морским путем?
Н.А.:
Безусловно. Но я хотел бы еще кое-что отметить. Есть такая крупная российская компания – «Трансконтейнер». Буквально месяц назад к нам приезжали ее представители, ознакомившиеся с инфраструктурой нашей таможни. В последующем они хотят повернуть маньчжурское направление именно через таможню «Достык». Те грузы, которые идут сегодня через Дальний Восток, пойдут тогда через нас. Этому способствуют и благоприятное географическое положение «Достыка», и пропускная способность «Казахстан темир жолы».
ЛИТЕР-Неделя: И потом, доставка грузов железной дорогой через Дальний Восток в Центральную Россию и Европу – это же намного дольше, чем транспортные перевозки из Казахстана в Россию?
Н.А.:
Да, это, во-первых, долги
й путь, а во-вторых, пропускная способность дальневосточной дороги намного ниже нашей, казахстанской.
ЛИТЕР-Неделя: А как в рамках Таможенного союза осуществляется взаимодействие между Китаем и Казахстаном? В какую сторону сказалось изменение форматов межгосударственных отношений?
Н.А.:
С таможенными структурами Китая у нас нет абсолютно никаких проблем. С китайской стороной у нас налажены тесные взаимосвязи. Рядом с нами проходит ветка нефтепровода, здесь, на «Достыке», собирается работать компания из Поднебесной по экспорту газа.
Кроме того, мы часто встречаемся с китайскими таможенниками по вопросам взаимосверки. Это очень важный вопрос, так как очень много товаров транспортируется из Китая в страны Таможенного союза. Мы проводим с китайской стороной сверку товаров по их количественным, весовым и качественным показателям. В данный момент на 99 процентов наша таможня работает на транзит грузов, следующих из Поднебесной в страны Таможенного союза и Европу.
ЛИТЕР-Неделя: И, раз уж мы затронули тему Таможенного союза, хотелось бы спросить – а что изменилось в плане работы для самих казахстанских таможенников с вхождением нашей страны в ТС?
Н.А.:
Таможня укрепляется. Она стала границей не только Республики Казахстан, но и границей Таможенного союза. На наши плечи легла большая ответственность. Появились новые требования, раньше не существовавшие в нашем Таможенном кодексе.
ЛИТЕР-Неделя: На территории таможни «Достык» осуществляет свою деятельность подрядная организация «Кедентранссервис», занимающаяся перегрузкой с вагонов в вагоны. К ней было в недавнем прошлом много претензий. Вагоны разгружались в основном вручную. В помещениях отсутствовала вентиляция. Рабочие жаловались на маленькие зарплаты. Изменилось ли что-нибудь сегодня?
Н.А.:
Буквально месяц назад при встрече с генеральным директором «Кедентранссервиса» эти вопросы обсуждались. Основная проблема – в ангарах, где осуществляется перегрузка с китайских вагонов с узкой колеей на казахстанские вагоны. В ангарах очень холодно. Техника, которая сейчас там работает, не отвечает техническим требованиям. Поэтому эти вопросы остро стоят и до сих пор. По нашему настоянию эти перегрузочные пункты приведены в более-менее надлежащий вид. Кроме того, в пунктах перегрузки устанавливается видеонаблюдение. Вопросы постепенно решаются. «Кедентранссервис» – подрядчик, частная организация. Но, тем не менее, мы относимся к этому вопросу тоже серьезно.
ЛИТЕР-Неделя: А какое количество грузов из Китая проходит через таможню «Достык»?
Н.А.:
Только за прошлый год через «Достык» было транспортировано порядка семнадцати с половиной миллионов тонн грузов. За год было оформлено около ста сорока тысяч таможенных деклараций.
ЛИТЕР-Неделя: А вы не боитесь конкуренции? Сейчас на «Коргасе» строится станция «Алтынколь», уже подведены железнодорожные пути. И там же ведется строительство современной асфальтовой дороги Западный Китай – Западная Европа. Ведь путь из «Коргаса» в Россию короче.
Н.А.: Нет, у нас таких опасений не возникает. Если «Алтынколь» заработает, как нам обещали, 25 декабря, то мы, наоборот, ожидаем разгрузки грузопотока здесь, на «Достыке». Потому что этот поток очень большой. Иной раз у нас не хватает вагонов и платформ. Поэтому мы надеемся, что с открытием железнодорожного хоргосского направления качество нашей работы только улучшится.
ЛИТЕР-Неделя: Ну и, раз мы говорим о таможне, нельзя оставить в стороне и вопрос контрабанды. Ведь если есть государственные границы, то будут существовать и контрабандисты. А как у вас идет борьба с этим негативным явлением?
Н.А.:
За одиннадцать месяцев текущего года нами возбуждено тридцать восемь уголовных дел. Лично председателем Комитета таможенного контроля Есембаевым Мажитом Тулеубековичем мне было поручено усилить борьбу с контрабандой. И мы эту работу выполняем. Только за прошлый месяц нами возбуждено пять уголовных дел по статье 209, части второй. Сумма выявленной контрабанды по этим делам составляет порядка 58 млн тенге. А всего за год нами было выявлено контрабанды на сумму около 1 млрд 200 млн тенге.
ЛИТЕР-Неделя: А вы не могли бы назвать одно из самых громких дел последнего времени?
Н.А.:
Последнее такое громкое дело связано с экспортом из Казахстана в Китай шкурок ондатры. На таможенном переходе было проведено плановое мероприятие по задержанию машины с подозрительным грузом. Мы провели досмотр и выявили излишки. Нарушители в декларации указали три тысячи шкурок ондатры, тогда как на деле их оказалось около двадцати трех тысяч штук. Всего изъято контрабанды на сумму 17 млн тенге. Хотя сами нарушители утверждают, что просто ошиблись при заполнении декларации…Серик МАЛЕЕВ, Алматы