Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Основной конкурс Каннского фестиваля стартовал англоязычным дебютом итальянского режиссера Маттео Гарроне, снявшего нашумевшую драму “Гоморра” о неаполитанской мафии. Гарроне – обладатель двух Гран-при фестиваля. Это первый для него проект такого масштаба: в главных ролях заняты Сальма Хайек, Венсан Кассель, Джон Си Райли, над изображением работал постоянный оператор Дэвида Кроненберга Питер Сушицки, музыку написал композитор Александр Деспла. “Сказка сказок” – обращение к одноименной книге неаполитанского поэта 16-17 веков Джамбаттисты Базиле, состоящей из пятидесяти сказок. Режиссер взял только три из них, но и этого хватило на два насыщенных часа.

Пересказывать сюжет “Сказки сказок” – одно удовольствие, но меньше всего хочется портить будущему зрителю радость от непредсказуемого повествования, совершающего неожиданные повороты и обрастающего невообразимыми подробностями. Ограничимся перечислением действующих лиц и созданий: подводный дракон, за сердцем которого охотится отчаявшаяся королева; разлученные близнецы-альбиносы; развратный король, соблазнившийся голосом уродливой старухи; ещё один монарх, одержимый заботой о гигантской блохе; огр, унесший к себе в пещеру принцессу. Книга Базиле имеет подзаголовок “Забава для малых ребят”, но сказки эти, как и фильм Гарроне, полны натуралистических подробностей, насилия и плотских удовольствий.

Сальма Хайек ест драконье сердце

Сальма Хайек ест драконье сердце

В то же самое время Джамбаттиста Базиле славится изысканным стилем и виртуозной передачей диалектов (о чем можно судить по отрывкам, опубликованным в “Иностранной литературе”). От словесного аспекта режиссер полностью отказался, снимая – судя по всему, по финансовым причинам – на английском языке. Даже хуже: в Википедии эту разновидность английского называют simple English, и он неминуемо упрощает фильм, превращая его в исключительно визуальное произведение. Международный состав актеров часто кажется попросту растерянным, а играющий страстного короля Венсан Кассель, повторяющий раз за разом современное “come on” вовсе выглядит неловко. Как заметил кинокритик Вадим Рутковский, при просмотре такого кино в фестивальном контексте неизбежно возникает вопрос: а где вообще проходит граница между авторским высказыванием и костюмными постановками телеканала Hallmark?

Ещё одна ловушка, в которую попал режиссер: искушение сравнительно большим бюджетом. Команда Гарроне нашла живописные замки, с любовью сшила изысканные костюмы, сделала впечатляющие спецэффекты, но все это не способно восполнить недостаток авторской фантазии. “Сказка сказок” выглядит как респектабельный блокбастер и совершенно лишена мельесовского очарования. Разве может вся эта махина сравниться с одним только кадром – тем самым, где тоже появляется дракон – из шедевра Жуау Сезару Монтейру “Сильвештр” (1981), также вдохновленного сказочным фольклором? На португальцев остается вся надежда и в Канне: вскоре в “Двухнедельнике режиссеров” состоится премьера трехчастной постановки Мигела Гомеша “Тысяча и одна ночь”.

http://www.svoboda.org/archive/radio-svoboda-news/latest/16564/16564.html?id=27017524

Рубрика: