АЛТЫНОРДА
Депутаты парламента

Мажилис – минимальные социальные стандарты – «Казахстан-2050»

2050-300x156Сегодня в Мажилисе прозвучали речи представителей «ЮНИСЕФ» и Федерации Профсоюзов Казахстана.

С парламентской трибуны выступили также представители Медико-социального учреждения для престарелых и инвалидов акимата столицы, Детского дома города Астаны, Ассоциации женщин инвалидов «Ширак» города Алматы и другие.
Все выступления сделаны за круглым столом, проведенного в рамках Комитета Палаты по социально-культурному развитию под председательством Дариги Назарбаевой. В заседании участвовали представители государственных органов, международных и неправительственных организаций.
Общая тема обсуждения – «Законодательное обеспечение граждан Казахстана минимальными социальными стандартами: перспективы, пути решения в свете реализации задач, вытекающих из Послания Президента Республики Казахстан – Лидера Нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050″: новый политический курс состоявшегося государства».
О подходах Правительства в этом деле рассказал министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев (тезисы):
Первое. В целях определения понятия социального стандарта, совместно с экспертами Всемирного Банка проведено исследование, по итогам которого выявлено, что в мировой практике выделяют три вида стандарта:
– стандарты-ресурсы, предполагающие затратные нормы;
– стандарты-процессы, предполагающие процессные нормы;
– и стандарты-результаты, предполагающие конечный результат.
По итогам обсуждения, на заседании Рабочей группы при Правительстве Республики Казахстан по выработке предложений по внедрению минимальных социальных стандартов принято решение, что в основу определения минимальных социальных стандартов будут приняты стандарты-ресурсы.
Данный подход обусловлен тем, что эффективное распределение ресурсов, исходя из возможностей бюджета, является основным рычагом достижения конечных результатов.
Второе. Согласно мировой практике, в частности опыту Европейского союза по установлению минимальных социальных стандартов (проект «Setting Minimum Social Standards across Europe») определено, что консенсуса в решении социальных проблем легче достичь, основываясь на минимальном значении, то есть фиксировании предела, ниже которого не должны опускаться показатели объема и качества оказываемой помощи населению на бесплатной основе в соответствии 4/с основными макро- и микроэкономическими показателями.
Таким образом, исходя из мирового опыта, а также учитывая ограниченность бюджетных ресурсов страны, обеспечение государством социальных стандартов необходимо предусмотреть в минимальном объеме в целях недопущения в долгосрочном периоде дисбаланса государственных финансов.
Предлагается следующее определение минимального социального стандарта.
Минимальный социальный стандарт – минимальный объем социальных услуг и денежных выплат, обеспечивающий реализацию установленных в Конституции Республики Казахстан и других законодательных актах Республики Казахстан социальных гарантий и прав граждан.
Третье. Реализация минимальных социальных стандартов должна обеспечивать создание равных условий для самореализации граждан независимо от социального статуса, пола, этнической принадлежности через расширение доступа к социальным благам во всех сферах социальной политики (здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта) на всех этапах жизненного цикла, а именно:
– обеспечение равенства стартовых условий в детском возрасте. На данном этапе будут создаваться условия для раннего развития детей в пренатальном, дошкольном и в школьном периодах через предоставление бесплатной медицинской помощи, равного доступа и полного охвата детей дошкольным образованием, бесплатного среднего образования, доступа к занятию физической культурой, коррекционной поддержки и адаптации детей-инвалидов, обеспечение одинаковых стартовых условий для детей, оставшихся без попечения родителей;
– создание равных возможностей для трудоспособных граждан. Приоритетом развития человеческого капитала на данном этапе жизненного цикла является формирование, активное использование и совершенствование профессиональных навыков человека через создание инклюзивного общества, активации занятости, доступа к медицинской помощи и занятию спортом, доступ к жилью, информации и культурным ценностям;
– обеспечение достойной жизни для граждан пожилого возраста. На данном этапе предполагается защита достижений индивида, включая защиту дохода, предоставление пособий по возрасту, для граждан, чьи пенсионные накопления не позволяют им сохранить достойный уровень жизни, гарантированный доступ к медицинской помощи и т.д.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что самореализация граждан даже с учетом предоставляемых государством минимальных социальных стандартов невозможна без их личных усилий. Это подразумевает развитие социального партнерства, когда каждая сторона – государство, работодатели и граждане – несет определенные обязательства и ответственность по достижению лучшего качества жизни.
Таким образом, целью проекта должно стать – определение на законодательном уровне минимального уровня социальных услуг, гарантированного Конституцией Республики Казахстан и другими нормативными правовыми актами, обеспечение которого является обязательным, в том числе, при формировании ежегодных бюджетов, как на республиканском, так и на местном уровнях.
Предлагается установление и применение минимальных социальных стандартов и гарантий в следующих сферах:
1) труд;
2) социальная защита;
3) образование;
4) здравоохранение;
5) культура;
6) физическая культура и спорт;
7) жилищные отношения;
8) оказание гарантированной государством юридической помощи.
Пятое. Финансовое обеспечение минимальных социальных стандартов и гарантий при формировании и исполнении республиканского и местных бюджетов предлагается осуществлять на основе поэтапного повышения стандартов качества жизни с учетом роста экономики Республики Казахстан.
Минимальные социальные стандарты предлагается пересматривать не реже одного раза в три года (за исключением прожиточного минимума, продолжительности рабочего дня, продолжительности рабочей недели, продолжительности ежегодного трудового отпуска), если иное не предусмотрено законодательством, в целях обеспечения их уровню социально-экономического развития страны.
(Величина прожиточного минимума определяется один раз в пять лет в зависимости от изменения доли расходов населения на минимально необходимые продовольственные и непродовольственные товары и услуги).
В целях соблюдения системного подхода, предлагается цели, задачи, основные принципы, сферы применения и содержание минимальных социальных стандартов закрепить на законодательном уровне.
Нормы и нормативы, которые обеспечивают минимальные социальные стандарты, механизмы их применения, целесообразно урегулировать на подзаконном уровне.
О совершенствовании методики определения прожиточного минимума говорила в своем выступлении министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова.
* * *
По итогам обсуждения приняты соответствующие рекомендации.

——

Ерболат Досаев презентовал в Мажилисе проект об Общенациональной концепции социального развития до 2030 года, которая предусматривает формирование новой модели социального развития в Казахстане
МЭБП РК, 6 ноября

Главой государства в Ежегодном Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050″: новый политический курс состоявшегося государства» обозначены новые принципы социальной политики, в основе которых заложен, принцип, что государство в условиях глобального кризиса, должно гарантировать гражданам минимальный социальный стандарт.
Установление минимальных социальных стандартов, являясь ключевым принципом модели социального развития, предусматривает, что гражданам на каждом этапе их жизни будет гарантироваться минимально необходимый уровень предоставления социальных услуг, – сообщил Ерболат Досаев.
Так же министр вкратце доложил о подходах Правительства при разработке минимальных социальных стандартов.
Ерболат Досаев отметил, что в целях определения понятия социального стандарта, совместно с экспертами Всемирного Банка проведено исследование, по итогам которого выявлено, что в мировой практике выделяют три вида стандарта: 1.стандарты-ресурсы, предполагающие затратные нормы; 2. стандарты-процессы, предполагающие процессные нормы; 3. и стандарты-результаты, предполагающие конечный результат.
Реализация минимальных социальных стандартов должна обеспечивать создание равных условий для самореализации граждан независимо от социального статуса, пола, этнической принадлежности через расширение доступа к социальным благам во всех сферах социальной политики (здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и спорта) на всех этапах жизненного цикла.
Минимальные социальные стандарты предлагается пересматривать не реже одного раза в три года, если иное не предусмотрено законодательством, в целях обеспечения их уровню социально-экономического развития страны, – пояснил Ерболат Досаев. Таким образом, целью проекта должно стать – определение на законодательном уровне минимального уровня социальных услуг, гарантированного Конституцией Республики Казахстан и другими нормативными правовыми актами, обеспечение которого является обязательным, в том числе, при формировании ежегодных бюджетов, как на республиканском, так и на местном уровнях», – резюмировал министр эколномики и бюджетного планирования РК.

Сауле Бапакова, Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 6 ноября