Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

 

 

 

 

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны пойти к истокам. Живший в то время ученый Ибн аль Асир пишет: «Царь большого Тюркского племени татаров Чингис-хан, пошёл войной на Хорезм». Так неужели современник Шынгыс-хана, свидетель тех событий, ибн аль Асир будет врать? Ведь прежде чем написать что-либо, он опросил множество свидетелей бежавших от ужасов войны. И все твердили о свирепых тюрках-кочевниках Шынгыс-хана «татарах». В своих летописях автор пишет только о татарах.

Ибн аль Асир: о том что они (татары) сделали с аланами и кыпшаками: «Перебравшись через Ширванское ущелье, татары двинулись по этим областям в котором много народов, в том числе аланы, лезгины и разные тюркские племена. Нападая на жителей этой страны, мимо которых проходили, они прибыли к аланам… Они аланы употребили всё своё старание, собрали у себя толпу кыпшаков и сразились с татарами. Ни одна из обеих сторон не одержала верх над другою. Тогда татары поехали к кыпшакам сказали: «Мы и Вы одного рода, а эти аланы не из ваших, что вам нечего помогать им; вера ваша не похожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападём на вас, а принесём вам денег одежды сколько хотите, оставьте нас с ними. Уладилось дело между ними… и кыпшаки оставили их (аланов). Тогда татары [напали] на аллан, и произвели между ними избиение».
***
И что это означает? Это значит, что кыпшаки и татары не просто договорились, а заключили военный союз. Жебе и Субетай к кыпшакам Котян-хана и русским князьям прибыли уже с удвоенной силой. Надо отметить, что по Рашид ад-Дину, из Самарканда вышло три тумена, а не два. Так же к Жебе и Субетаю под Табризом присоединились тюрки-огузы (туркмены). Далее ибн аль Асир сообщает: «Кыпшаки разбрелись как мы сказали выше, то большая толпа из них ушла земли русов. По прибытии их к ним, все собрались и единогласно решили биться с татарами, если они пойдут на них. Татары некоторое время пробыли в земле кыпшаков, но потом в 620 году хиджры двинулись в страну русов. Услышав весть о них русские и кыпшаки, успевшие приготовится к бою с ними вышли на путь татар, что бы встретить их. Известие о движении их дошло до татар, и они обратились вспять».

Ибн аль Асир не пишет, даже не упоминает, о погромах татар над кыпшаками. Он сообщает что кыпшаки разбрелись т.е. откочевали по своим жайлауам, а татары некоторое время пробыли на землях кыпшаков. Без каких либо происшествий. Здесь они отдохнули, провели необходимую перемобилизацию и пополнили свои силы. Вполне возможно кыпшаки, проживающие междуречье Волги и Дона, поддержали татар, и пополнили ряды татарского войска. А кыпшаки, проживающие в междуречье Днепра и Дона, были агрессивно настроены против татар. По этому поводу есть сообщение: «Когда татары подошли близко к Киеву, русские ударили по передовым отрядам татар. И в короткой стычке одержали победу над татарами. Где был пленён кыпшакский военачальник Гемянбек. Русские князя передали его половцам на растерзание».
***
И вот мы подошли финалу, и к причине поражения русско-кыпшакской рати от «татаро-кыпшаков». Ибн аль Асир сообщает: «Тогда у русских и кыпшаков явилось желание напасть на них: полагая, что они вернулись со страху перед ними и по бессилию сразится с ними, они стали усердно преследовать их. Татары не переставали отступать, а те гнались по следам их двенадцать дней, но потом татары обратились на них, которые заметили их только тогда, когда те наткнулись на них: для последних это было совершенно неожиданно, потому что они считали себя безопасности от татар, будучи уверенными в своём превосходстве над ними. Не успели они собраться к бою как на них напали татары со значительно превосходящими силами».

Как мы видим, ибн аль Асир предельно ясно описал тактику ложного отступления кочевников. При внезапном нападении, даже передовые отряды Котян-хана, Мстислава Удатного и Данилы Волынского не смогли перестроится и дать должного отпора. А татары действительно превосходили их, так как основная часть войска отдыхая, в нужном месте поджидала противника. И со свежими силами ударили по утомлённой русско-кыпшакской рати. Как ни странно, даже сегодня для кочевников эта битва не является сложным вопросом. То для не кочевников которые не сидели верхом на лошадях, такие вот сверх-победы наших предков являются чем-то мистическим, тайной или вообще фальсификацией историков.
Болат Майдан: https://vk.com/neonomads

Рубрика: ,