АЛТЫНОРДА
Блог Керимсала ЖубаткановаНовости Казахстана

[:ru]Керимсал Жубатканов. О важности отечественной исторической науки для развития казахстанской государственности[:]

[:ru]

В своем недавнем интервью газете «Ана тили», которое вышло под названием «Сейчас время не для празднеств, а время правильно подумать» К-Ж. Токаев сказал:

 

«Мы не должны стоять на месте, и как государство, и как нация. В этом случае страна будет стагнировать, что будет влиять на нашу государственность. Хотя горько, но скажу, мы казахи в этом очень сложном мире. В конце концов, в нас не нуждаются так сильно. Да и нам нужно только наше государство. Мы никогда не должны забывать этот простой принцип. Есть политики и даже государства, которые не хотят видеть казахстанских успехов в мире, они никогда не оставят нас в покое, и они следят за каждым нашим шагом. Поэтому развитие и благоустройство нашей страны только в наших руках. Мы не имеем права ошибаться в такой важный момент. И как нация, строящая свое государство, мы должны прежде всего прочувствовать эту проблему. Потому что судьба казахского народа находится на весах истории».

 

Казахский народ имеет богатое историческое прошлое, страницы его истории неразрывно связаны с историей всей Центральной Азии и Евразии, территория которых по праву считается одним из древнейших центров человеческой цивилизации. 

 

История как наука является неотъемлемым элементом духовного развития как отдельной личности, так и всего общества в целом. Необходимо отметить, в условиях колониализма и советского унитаризма историческое сознание казахского народа было сильно деформировано. Возможности исторического научного поиска были значительно сужены в силу господства классовых, идеологизированных подходов.

 

История в условиях тоталитаризма выполняла функцию поддержки режима. Сегодня история Казахстана переживает новое рождение. В условиях независимости, когда идет активный процесс возрождения духовности общества, рост его национального самосознания и национальной гордости, историческая память, восстановление объективной и правдивой истории Казахстана с древности по современность имеют огромное значение.

Время требует объективной и критической оценки исторического опыта прошлого, ибо в нем мы находим ответы на многие сложные вопросы современности. История Казахстана должна стать подлинно научной, помогая четко определять, где истина, а где заблуждение или фальсификация, избежав при этом максималистского подхода и конъюнктурщины. Восстановление и сохранение национального прошлого, определение его места и роли во всемирной истории, вклада в мировую цивилизацию требует глубоких знаний истории общества. Народ без исторической памяти обречен на деградацию. Он не может отказаться от своего прошлого, потому что тогда он не будет иметь будущего.

 

Курс Истории Казахстана выполняет такие важные функции: —  познавательная, интеллектуально-развивающая — состоит в самом изучении исторического пути народа и в объективно- истинном, с позиций историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю Республики Казахстан; — мировоззренческая функция — изучение истории непосредственно влияет на формирование мировоззрения личности. Мировоззрение – это взгляд на мир, общество, законы его развития — может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность — это исторические факты.

 

История, ее фактическая сторона является фундаментом, на котором зиждется наука об обществе. Чтобы исторические выводы были действительно научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу или явлению без исключения, в их совокупности, только тогда можно получить объективную картину, и обеспечить научность познания. Одним из важных мировоззренческих аспектов изучения истории является формирование историзма мышления. 

Историзм должен стать обязательным условием мышления современного образованного человека, независимо от его профессии и вида деятельности. Изучение истории приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, в изменении, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.

Историзм мышления включает в себя также умение оценивать исторические события, действия масс и исторических личностей соответственно тем историческим условиям, которые реально существовали в тот период; — воспитательная функция состоит в том, что объективное освещение исторических процессов и их изучение с позиций современности, исторический опыт, преемственность традиций — все это должно стать теми ценностями, на которых воспитываются новые поколения нашего народа.

История сама становится подлинным воспитателем народа. История обладает огромным воспитательным воздействием. Знание истории своей Родины и своего народа, всемирной истории формирует гражданские качества — патриотизм, любовь к Родине, своему народу, его прошлому. Оно позволяет познать моральные и нравственные ценности человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, долг перед обществом. Особое значение приобретают мировоззренческая и воспитательная функции в ВУЗе, где «История Казахстана», являясь частью гуманитарного цикла, призвана сформировать нравственно здоровую, граждански активную личность, живущую в правовом и демократическом обществе; — практически-политическая функция. 

Сущность ее состоит в том, что история как наука, выявляя на основе осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно-обоснованный курс развития общества, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего, будущего — корни интереса людей к своей истории. Чтобы определить дальнейшее направление развития общества, необходимо знать, из какого состояния оно вышло и как оно прошло свой исторический путь. Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть в определенной степени историком, чтобы стать активным членом общества, обладающим гражданской позицией.

Изучение истории позволяет раскрыть соотношение интересов различных слоев общества, их лидеров на конкретных примерах общественных явлений. Именно поэтому история всегда была, есть и будет орудием идеологической борьбы, средством влияния на политические настроения людей. В силу этого необходимо учитывать все аспекты, чтобы вырабатывать взвешенный политический курс, не сталкивать народы, не толкать их на различного рода конфликты, а способствовать динамичному развитию общества.

Историю Казахстана нельзя правильно понять вне связи с мировыми историческими процессами, задачей курса является изучение истории Казахстана во взаимосвязи с процессами, происходившими не только Центрально-Азиатском регионе, так и во всем мире. В ходе изучения истории Казахстана нужно раскрывать ее как многомерный исторический процесс в тесной связи с философскими категориями, логической формой подачи материала с объективным анализом положительных и отрицательных оценок различных исторических эпох и вкладом их в прогрессивное развитие общества и государства.

Содержание курса охватывает длительный исторический период с древнейших времен и до наших дней. В основу его изучения положен проблемно-хронологический принцип. Курс имеет четкие хронологические рамки каждого рассматриваемого периода, соответствующие этапам исторического процесса. Методологическими и научно-теоретическими основами изучения истории Казахстана являются: диалектический подход к явлениям общественной жизни, принципы объективности, историзма, научности, которые помогают изучение всей совокупности исторических процессов и фактов.

Непреходящее значение в изучении истории имеют общечеловеческие ценности, гуманизм, патриотизм, принципы идеологии национальной независимости. Важное значение при этом имеет учет национальных ценностей, народных традиций и обычаев, религиозных убеждений. Определяющее место при изучении истории Казахстана занимают произведения Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы Н. А. Назарбаева, имеющие методологическое значение. Среди них необходимо назвать такие работы Президента «Стратегия становления и развития Казахстана суверенного государства», «На пороге XXI века», «Эра Независимости».

Они нацеливают нас на глубокое всестороннее исследование исторического процесса, определяют приоритетные направления его изучения. Сегодня одними из основных задач, требующими глубокого первоочередного освещения на основе изучения древних источников, археологических памятников, являются история государственности, проблемы этногенеза и др. Историческая наука опирается на широкий круг источников. К историческим источникам относится все то, что непосредственно отражает исторический процесс.

Среди них выделим вещественные, письменные, этнографические, лингвистические, устные, кино-фото-фоно-материалы. В процессе обучения мы неоднократно будем обращаться к источникам, прикасаясь к живому роднику истории, становясь мудрее, нравственнее. Учитывая все вышесказанное, можето сделать вывод, что именно история нашей страны, играя важную роль в духовном возрождении общества, имеет огромное значение в воспитании и формировании полноценной, всесторонне развитой личности.

Новости Казахстана. Алтын Орда

 

 

[:]