Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В этом году исполняется ровно 30 лет, как наша страна стала независимым государством мира. И как ушел в небытие СССР.  В годы существования СССР нам твердили, что Советский Союз – самая передовая во всех отношениях держава, где образование самое лучшее в мире.

На самом деле СССР был антинаучной страной (это касается 1930-1950-х годов) и особенно в годы правления Сталина. Да, в чисто технической сфере в СССР что-то ещё более-менее создавалось, однако в фундаментальных науках был полный разгром и ужас. В сталинский период существования СССР передовые науки в СССР запрещались, а развитие остальных могло быть только в лоне марксизма-ленинизма. Иначе говоря, если наука в духе марксизма-ленинизма или советской идеологии, значит она «передовая», а если не в духе марксизма-ленинизма – она есть «буржуазная наука» и вернее не наука, а лженаука.

С начала 1930-х годов в СССР был установлен государственный культ личности Сталина,  охвативший практически все сферы советской жизни: с цитат из речей Сталина начинали утренние радиопередачи и заканчивали послесловия в практических руководствах по ведению земледелия и животноводства. Не секрет, что товарищ Сталин был закомплексованной и злобной личностью, а также не имел всестороннего образования. Потом это сказалось на сталинской внутренней и внешней политике, когда он находился во главе СССР.

Во-первых, началось распространение мифа о том, что товарищ Сталин большой учёный. В сталинском СССР десятками томов издавались «труды» товарища Сталина по всем вопросам науки, от квантовой физики до языкознания. Попутно выяснилось, что недоучившийся церковный семинарист-троечник Джугашвили отлично разбирается во всех этих науках и имеет мнение по вопросам каждой из них. Он практически полностью отверг и запретил генетику. Заклеймил теорию относительности Эйнштейна за «враждебные марксистской идеологии буржуазные основы». Уничтожил в СССР кибернетику.

Во-вторых, вскоре после прихода к власти, Сталин и его окружение осознали, что в стране есть Академия наук, которая во многом ещё работает по дореволюционным стандартам – у учёных есть собственное мнение по многим вопросам, они, видите ли, осмеливаются не соглашаться с советскими пропагандистами, есть даже какой-то учёный Павлов, лауреат Нобелевской премии. А ещё они смеют проводить независимые заседания, где, наверное, контрреволюцию готовят.

В 1926 году при прямом вмешательстве Сталина Академия наук СССР была лишена автономии, и был отменен ее устав. В 1929 году ученых обвинили в том, что «их успехи отстают от практики».  В 1930 году великий учёный Сталин заявил, что он, видите ли, не приемлет генетические принципы Вейсмана, после чего начался запрет генетики по всему СССР.

Это же касается и советского образования — оно обучало лишь прикладным навыкам и умениям, но не самостоятельному мышлению, и как итог — в XXI веке не имеет никакого продолжения, оно попросту оказалось невостребованным. Бывшие советские ВУЗы до сих пор находятся под влиянием этого наследия и редко попадают в мировые рейтинги. От “хваленого советского образования” сейчас не осталось ровным счетом ничего.

Прямой запрет генетики в СССР, как уже было сказано выше, инициировал лично Сталин. Очень интересно то, как собственно всё это начиналось — для запрета генетики были созданы видимые «законные основания» и якобы «научные дискуссии». «Дискуссии» заключались в том, что на ученых, сторонников генетики накидывались всякие горлопаны-Швондеры, которые прочитали зеленую как купорос переписку Энгельса с Каутским и забрасывали учёных с мировыми именами цитатами вроде «вы популяризуете продажную девку мирового империализма и сионизма, чтобы остановить развите социалистического общества». По итогам таких «дискуссий» считалось, что победили те, кто больше и громче вывалил вот такой демагогии.

Особенно сильно усердствовал Лысенко, псевдоученый, чьё «учение» в СССР представлялось как «революционно-пролетарская замена буржуазной генетике». Этот кретин мало понимал в науке, зато назубок усвоил принципы выжиывания в совке — поливал грязью конкурентов, искал и обличал врагов, утверждал, что граждане «великой страны Советов» не могут иметь наследственных болезней, а все разговоры про гены — это всё, видите ли, «основа расизма». Ещё этот мерзавец делал так — сперва давал высказаться своим оппонентам, потом зачитывал свой доклад с «разгромной критикой генетики» и в конце добавлял, что его доклад утвердил лично товарищ Сталин. Получается, что те, кто выступал против Лысенко — выступали как бы и против самого Сталина лично.

В 1937 году многие генетики были арестованы, многие (например, академик Надсон) погибли в заключении. В 1940 году был арестован Вавилов — одно время он работал в лаборатории Бэтсона в Англии, и его недолго думая сделали «английским шпионом». В 1943 году Вавилов умер в Саратовской тюрьме от истощения. Та же незавидная судьба постигла и других видных ученых.

В сталинском СССР кибернетика находилась под запретом, но тут ещё нужно сказать о том, почему именно она была запрещена. И в коммунистическом СССР, и в нацистской Германии властвовали тоталитарные идеологии, построенные по одному схожему принципу — общество было поделено на части, одна из которых делалась виновной во всех бедах, после чего должна была быть уничтожена. В СССР это были «буржуи» и высшие классы общества, в нацистской Германии — евреи и прочие «недочеловеки». «Недочеловека» урезали в правах и уничтожали не за его поступки, а лишь за то, что никак не зависело от него. И было предопределено до рождения — принадлежность к определенной нации (в нацистской Германии) либо к определенному классу (в СССР).

Для «законодательного закрепления» такого положения вещей оба тоталитарных режима старались заручиться поддержкой науки. Так, гитлеровские псевдоученые меряли черепа людей линейкой и писали тучи псевдонаучных трудов о «превосходстве арийской расы». А в сталинском СССР всячески старались подвести «научную основу» под «классовое общество» Маркса и материалистическую диалектику.

Появившаяся в 1940-е годы кибернетика не на шутку испугала советских пропагандистов, так как она подрывала основы самого марксизма и советского материализма — если людей в итоге смогут заменить роботы, то куда девать все россказни о «вечной борьбе рабочих за свои права», куда тогда привязать все эти «общественные классы»? Получается, что наш  «коммунизм» это не вечная цель, а просто один из этапов развития общества, который может и пройти? И потом, если вычислительная машина может управлять производством и даже государством, то зачем тогда нужно политбюро и сам товарищ Сталин?

“Кибернетика — чуждая марксизму ж…овская наука” — изрёк однажды великий вождь и учёный, после чего эта наука была запрещена в СССР вплоть до середины 1950-х годов. Вычислительная техника в СССР при этом более-менее развивалась, но была лишена теоретической основы и в итоге во всём отстала от развитых стран.

В дореволюционные времена в России были неплохие философские школы, некоторые даже с весьма оригинальными идеями (тот же Бердяев), но в 1920-е годы всё закончилось. В 1922 году из Советской России была выслана группа видных философов на знаменитом «философском пароходе». Пришедшие к власти Шариковы как бы говорили, что ничего, кроме «марксизма-ленинизма», нам больше не нужно —  посадив, расстреляв или выслав остальных философов.

«Великий учёный» товарищ Сталин прекрасно разбирался не только в генетике и кибернетике, но и в философии, тем более что это был прекрасный шанс отомстить, наконец, за все унижения и двойки-тройки по философским предметам в церковной семинарии. Товарищ Сталин любил посещать заседания советских философов, после чего, послушав, выносил вердикт — называя одних «меньшинствующими идеалистами» а других — «крайне увлекающимися диалектикой». После мудрых комментариев «вождя всех времен и народов» советская философия тут же принимала нужное направление развития.

А если серьёзно — то никакой философии в СССР попросту не было. Задача советских «философов» была лишь в том, чтобы «теоретически обосновать идеи коммунизма и классового общества», для чего применялись всякие демагогические приемчики и были введены догмы, не подвергающиеся сомнению. Во всех философских ВУЗах в виде религиозного догмата преподавался «Краткий курс истории ВКП(б)», в котором были и очерки Сталина. В этом курсе было дано «истинное толкование всех вопросов марксизма-ленинизма, не допускающее произвольных толкований».

После смерти Сталина его очерки исчезли из «Краткого курса», но догматизм советской философии оставался живым вплоть до 1991 года. (https://mirovich.media/361450.html?rfrom=maxim_nm)

Необходимо сказать и о исторической науке в СССР при Сталине. С возвышением на властном советском Олимпе Сталина, политика стала играть решающую роль для исторической науки в СССР. Теперь все исторические исследования стали сверяться с историческими взглядами Сталина, которые пропагандировались в советском обществе.

Краеугольной в сталинском понимании истории России была мысль об ее отсталости, высказанная в 1931 г. в речи на I Всесоюзной конференции работников промышленности. Сталин говорил: «История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. Били монгольские ханы. Били турецкие беки. Били шведские феодалы. Били польско-литовские паны. Били англо-французские капиталисты. Били японские бароны. Били все — за отсталость. За отсталость военную, за отсталость государственную, за отсталость промышленную, за отсталость сельскохозяйственную».

В сталинской трактовке с образованием Российского централизованного государства была решена задача «обороны от нашествия турок, монголов и других народов Востока», однако «технико-экономическая отсталость» России существовала и в XVІІ в., и в XVІІІ в. Изменения произошли при Петре I, который, «имея дело с более развитыми странами на Западе, лихорадочно строил заводы и фабрики для снабжения армии и усиления обороны страны… Это была своеобразная попытка выскочить из рамок отсталости».

В 1931 г. Сталин, обращаясь якобы к «ленинским принципам партийности», заявляет о необходимости прекратить дискуссии в исторической науки, т. к. это наносит ущерб партии. С начала 1930-х гг. начинается активная критика советский историков, появившихся в 1920-х гг. В 1932 г. в свет вышло постановление СНК о начале реформ в области образования, принимается новая программа по обучению в начальной и средней школе, восстанавливается предмет «история». В 1934 г. принимается постановление о преподавании гражданской истории в школах.

Встал вопрос о необходимости восстановления исторических факультетов в Москве и Ленинграде. В 1936 г. происходит восстановление классического образования в вузах. Сталин самолично занимается контролем за написанием новых учебников по истории СССР и всемирной истории.

В 1934 г. создается комиссия, которая рассматривала проекты, поступившие на конкурс учебников. В итоге все учебники были признаны негодными, т. к. в них была недооценена роль великой личности в истории (Ивана ІІІ, Ивана IҮ, Петра І, Екатерины ІІ, Ленина, Сталина, Чапаева, Щорса и др. Авторов политически ошибочных учебников приговорили к расстрелу. В 1930 гг. под контролем Горького начинает работать комиссия по написанию многотомной работы по Гражданской войне, которую лично редактировали Сталин и Горький. Именно Сталин привнес в советскую историческую науку – субъективность в толковании истории, когда через «великую личность» переписывали историю и т. д. Советским историкам в сталинский период правления было запрещено ходить в архивы, которые во второй половине 1930-х гг. были переданы в НКВД.

Именно Сталин, опираясь на свою работу «История ВКП (б). Краткий курс», изданную в 1937 г. отождествил история СССР с историей ВКП (б) – КПСС. На основе сталинского краткого курса было наглядно показано как необходимо объяснять те или иные исторические события. Именно сталинский краткий курс привнес в советскую историческую науку догматизм и отказ от полемики и дискуссий, черно-белое видение истории, пропаганду борьбы с инакомыслием.

Теперь отечественная история делилась на 2 части: 1) до 1917 г. – это история неполноценная, в которой народ эксплуатировался, и 2) после 1917 г., полноценная, приход к власти большевиков и создание первого в мире социалистического государства – СССР.

Таким образом, Сталин использовал отечественную, в том числе российскую историю, как ему было удобно. То ему нужен был Александр Невский, то некстати, а потом снова очень нужен.

Он оправдывал Ивана Грозного, которого никогда раньше не оправдывали, он называл опричников прогрессивным войском. Хотя понятно, что оправдание опричнины постановлением ЦК ВКП(б) – это попытка обелить и защитить собственную репрессивную политику. 

Altyn-Orda.kz

Рубрика: ,