АЛТЫНОРДА
Блог Керимсала ЖубаткановаНовости

[:ru]Керимсал Жубатканов. 27 ноября в Украине почтили память жертв Голодоморов[:]

[:ru]

27 ноября или в четвертую субботу этого месяца в Украине отмечается День памяти жертв Голодоморов. Необходимо заметить, что Голодоморы были на многих территориях бывшего СССР, но в Советском Союзе, а сейчас в современной России о них стараются не вспоминать и не говорить.

До сих пор в современной России не дана юридическая оценка совершенным сталинским преступлениям. По политическим и идеологическим мотивам Кремль совершенно в этом не заинтересован. Действительно, в результате голода погибли люди и в России, и в Казахстане, и в Украине в сталинском СССР.

К сожалению, в современной России так и не выяснили, сколько точно людей погибло от сталинских Голодоморов, тогда как в Украине приводят точную цифру — 3 миллиона 941 тысяча человек, в Казахстане — около 1, 5 миллиона человек.

Что  мешает нынешним  властям современной России выяснить — сколько погибло людей?
А мешает т. н. «Сталин в сердце», который в сердце нынешней российской политической власти, ведь она с его именем связывает мнимое величие страны.

Голодомор был не только в Украине. Точно так же, как в Казахстане в сталинские годы. О казахстанском Голодоморе мало кто знает. А он был страшным — в силу исторических условий жизни кочевого народа. И он был точно в это же время. Так же сознательно был устроен сталинской властью голод и в России.

Хлеб реквизировали и продавали за границу, покупая там машины и оборудование, — так вершилась «сталинская индустриализация всей страны». Нынешние политические деятели современной России утверждают, что в те годы на всей территории СССР, от Казахстана до Украины, был неурожай — и потому случился Голодомор.

Обреченные на испытания люди понимали, что младенцы не выдержат мытарств. В ночь перед высылкой матери задворками пробирались к сельсовету и клали детей на крыльцо в надежде, что их — невинных — вырастят односельчане, чужие люди или государство. Этих детей, рассказывал Чичеров, бывший научным сотрудником Института мировой литературы АН СССР в 1950-е годы, собирали у порогов всех окрестных сельсоветов, свозили в самую большую комнату самого крупного сельсовета и клали там на пол. Умевшие ползать — ползали, не умевшие — лежали на половицах в чем мать родила или в чем принесла. Послали “наверх” запрос, что делать с младенцами. Вскоре получили распоряжение: не позволять ни кормить, ни брать детей, так как, во-первых, младенцы классово чуждые, а во-вторых, следует пресечь порочную эксплуататорскую практику кулаков подбрасывать своих детей государству или беднякам. Какое-то время дети жалобно плакали, потом уставали и лишь изредка судорожно всхлипывали и, наконец, угасали от голода. Их хоронили в общей могиле.

Сейчас официально «Голодомор» — этот термин, который вошел в политическую практику и означающее массовый голод, охвативший обширные территории и приведший к значительным человеческим жертвам на территории Украинской ССР и Казахской ССР в первой половине 1933 года на фоне голода в СССР в 1932–1933 годах.

В прошлом веке на территории СССР было несколько Голодоморов — сразу после революции 1917 года, в 1920-1921 годах в результате изъятие продовольствия у крестьян в пользу города (продразвёрстка), 1932-1933 годах в результате проведения коллективизации и после Второй мировой войны.

Причиной Голодоморов  являлась преступная политика Ленина – основателя Советского государства в 1917-1922 гг., а затем и Сталина – его преемника и «главного ученика вождя мирового пролетариата», которые насильственным путем отбирали у аулов и сел мясо и зерно для решения задач Советского государства.

Сталин продавал зерно на Запад, получая оттуда технику, станки, оборудование, необходимые для своей или сталинской индустриализации. Помимо этого в первую очередь продовольствием обеспечивали «строителей социализма», а также население советских городов в целом. Ради этого мясо и зерно у жителей аулов и сел жестоко и жестко отбирали,  что привело к гибели от голода порядка семи миллионов человек.

Вымирали не просто семьями, а аулами и деревнями. Были случаи людоедства. Бежать люди не могли, так как крестьяне при Сталине не имели паспортов и не могли свободно ездить по стране. Кроме того, во время продовольственных «зачисток» отряды НКВД блокировали аулы и села.

Районы массового голода — Украина, Краснодарский край, Ставропольский край, Поволжье, Казахстан — все основные продовольственные районы СССР. Голод 1932-1933 гг. охватил три республики сталинского СССР: Россию, Украину и Казахстан. Голод непреклонно собирал свою жатву в этих трех республиках сталинского СССР.

В начале 1930-х годов в Советском Казахстане произошла страшная демографическая катастрофа. 31 мая отмечается День памяти политических репрессий и голода, унесшего жизни около 1, 5 миллиона человек за последнее десятилетие — четверть населения страны и треть казахов.

До сих пор слышны отголоски этой социальной, культурной и демографической катастрофы. Однако в мире, на Западе, на Востоке и в СНГ трагедия Казахстана гораздо менее известна, чем Холокост, Голодомор в Украине. Каковы причины голода? Сколько человек пострадали? Почему так сложно изучать события того периода?

При Хрущеве и Брежневе миллионы советских людей, умерших от голода в 1930-х годах, предпочли хранить молчание, признав ряд ошибок в сталинской коллективизации. По всем вопросам сталинской коллективизации в Казахстане в 1925-1933 гг. обвинения предъявлены Филиппу Голощекину, первому секретарю ЦК Коммунистической партии Казахской Автономной Советской Социалистической Республики. Позже, в 1941 году, он, как и многие другие большевистские чиновники, был репрессирован Сталиным.

Изучение казахского голода 1930-х годов началось во время горбачевской перестройки и после обретения республикой независимости: в 1992 году правительственная комиссия приняла решение признать голод геноцидом казахского народа, большая работа была проделана на основе архивных материалов. В 2012 году в Астане открыли памятник жертвам голода.
В 2000-2010 годах, западные ученые подхватили эстафету активных исследований казахской катастрофы во время сталинской коллективизации.

Международная научное сообщество историков — это Никколо Пьянчола из Италии, Роберт Киндлер из Германии, Изабель Оайон из Франции и Мэтью Пейн, и Сара Кэмерон из США. Все они работали с закрытыми и секретными архивными материалами из партийных советских архивов, открытых после 1991 года (архив НКВД СССР до сих пор закрыт для ученых, как российских, так и для историков ближнего и дальнего зарубежья). Большая монография Киндлера («Сталинские кочевники: власть и голод в Казахстане») вышла на русском языке.

Ученые сходятся во мнении, что сталинская коллективизация нанесла первый удар по многовековой кочевой казахской цивилизации — с 1929 года крестьяне по всему Советскому Союзу были сосредоточены в колхозах, и это не повлияло на благосостояние общества или его естественное сотрудничество. Второй удар -, это когда для индустриализации и строительства сталинских промышленных предприятий — гигантов первой пятилетки, компартия заказывала закупку продуктов у крестьян (чтобы прокормить рабочих).

В Украине, на юге России, на Кубани, зерно реквизировали, т. е. насильно отнимали, что для казахских шаруа означало конфискацию скота и голодную смерть. Однако в северных районах Казахской АССР активно убирали зерно без каких — либо трагических последствий. Двух таких ударов хватило для катастрофы, когда казахи вынужденны были перейти к оседлому образу жизни.

Таким образом, коммунисты во главе со Сталиным пытались превратить «отсталых» казахов в образцовый социалистический народ (и в то же время вывести их из — под влияния богатых сородичей, делавших ставку на скот). Однако единого мнения о происхождении казахской катастрофы нет. Пейн делает упор на малоподвижный образ жизни, Пьянчола — на сталинские жестокие требования к поставкам мяса и зерна. Однако все западные ученые уверены, что голод был искусственно организован и стал мощным средством подчинения казахов советской власти.

Однако политика «большого прорыва» Голощекина в Казахстане требовала немедленных действий — в результате коллективизация и массовый голод казахского населения, когда погибло 90 % скота – главной собственности и средства существования казахов в первой трети ХХ века.
Нельзя сказать, что казахи безропотно приняли деструктивные и гибельные меры сталинской политики насильственной коллективизации: во время первой волны коллективизации в 1929 году во многих районах Казахстана вспыхнули стихийные беспорядки, а в Мангистауской области вспыхнула даже партизанская война, пишет Ойон.

Однако нарастающий голод «погасил» протесты, и некоторая часть казахских степняков решили эмигрировать, чтобы спасти своих детей и себя. В 1930 г. в Китай, Иран, Афганистан или соседние регионы СССР эмигрировали 35 000 семей с поголовьем около миллиона голов крупного рогатого скота. Миграция продолжилась в 1931 году и была самой суровой с точки зрения реквизиции (в то время Советское государство забрало у 68, 5 % всего казахского населения — верблюдов, лошадей, крупного рогатого скота, овец, коз, — пишет Оайон).

В 1931 году, по данным ОГПУ, из своей республики бежали 1 700 000 казахов.
Новое поколение исследователей пришло к интересному выводу: Сталин хорошо знал страдания казахов, но не облегчил их участь.

Западные ученые расходятся во мнениях по многим вопросам. История казахской катастрофы для Пьянчолы началась в 1890-х годах с массовой заселения степи переселенцами. Для Киндлера в 1921 году, после окончания Гражданской войны. Киндлер и Оайон вернули в своих исследованиях к 1945 году и утверждают, что в некоторых частях республики советская власть пыталась восстановить кочевой скот и восстановить поголовье скота.

По словам Оайона, это работает в контексте социальной истории, которая характеризует радикальные изменения в истории Казахстана. Пьянчола опирается на экономические и географические условия для сравнения оседлых и кочевых территорий Казахстана в сталинском СССР.

Основная история Киндлера — насилие, он много писал о централизованных и локальных формах насилия во время проведения сталинской коллективизации. Кэмерон подробно рассказал о роли окружающей среды в формировании политики Кремля в отношении развития Казахстана.
В изучении «казахского Голодомора» еще много пробелов. Ясно, что до сих пор нет точной оценки того, сколько людей погибло. Большинство западных ученых называют 1, 5 миллиона цифр (большинство из них казахи).

Сергей Максудов говорит о 1, 45 миллионах этнических казахов и 100 тысячах человек других национальностей. Некоторые казахстанские ученые называют высокие цифры — до 2, 5 миллионов. По словам Макаша Татимова, в советских переписях 1926 и 1937 годов казахов было меньше из-за географической изоляции и намерения кочевников не регистрироваться в государстве. Поэтому это следует учитывать количество пострадавших от голода во время сталинской коллективизации.

По данным Оайон, от 1 150 000 до 1 420 000 казахов погибли и не менее 600 000 человек стали перемещенными лицами. Нельзя забывать, что сильно пострадали и другие народы Казахстана: по данным двух переписей украинцы потеряли 300 тыс. человек (859 396 – до сталинской коллективизации и 549 859 – после нее) и на 18 тыс. человек стало меньше узбекского населения Казахской АССР.

Необходимо подчеркнуть, что в то время советские чиновники — бюрократы пытались разными способами скрыть страшные последствия Голодомора в Казахстане. В целом полная демографическая история казахской катастрофы требует тщательного сбора архивных данных по всем соседним республикам нынешнего СНГ, а также по Синьцзяну. Не менее важно понимать, сколько людей пережило голод, а сколько погибло из — за болезней, вызванных антисанитарными условиями, стрессами и массовой миграцией (оспа, брюшной тиф, холера).

Другой причиной отсутствия исследований по проблеме голода в Казахстане является сложность доступа к источникам информации: коммунистические и другие документы советского правительства были написаны на русском языке, но они очень ограниченно освещают то, что происходило в казахском обществе в конце 1920-х – начале 1930-х годов.

В те годы казахский язык менялся дважды — с арабского на латынь, а затем на кириллицу, что также затрудняет работу с источниками. Наконец, в отличие от Украины и Кубани, в 1920-е и 1930-е годы многие иностранцы не приезжали в Казахстан, и письменных свидетельств от них было мало.

Altyn-Orda.kz

[:]