Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

45 лет назад в СССР развернулась борьба с цыганским образом жизни: цыган приписывали к определенному месту жительства и запрещали выезжать под страхом ссылки. Власти всегда относились к этому народу с подозрением. И если верить цыганам, совершенно напрасно. Своими взглядами на цыганскую историю с обозревателем “Власти” Евгением Жирновым поделилась вице-президент Всемирного союза цыган Надежда Деметер.
       Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, ведущий специалист по цыганологии… От одного перечисления титулов поневоле подумалось: табор уходит в науку. Но начало беседы не вполне походило на беседу двух любителей прошедшего времени. “Не буду я с вами разговаривать,— почти кричала Надежда Деметер.— Все журналисты — вруны”. Не знаю, какой аргумент подействовал на нее больше: то, что это обобщение такое же верное, как и то, что все цыгане — наркоторговцы, или упоминание о количестве моих исторических публикаций. Но беседа все же вошла в нормальное русло.
       — Вы уж извините, что я так на вас напала. Не могу читать то, что пишут в газетах о цыганах. Вот недавно была статья “Откуда у парня цыганская дурь”. Цыгане расписаны в самом черном цвете. Наркоторговцы и так далее. А рядом — колонка с примерами из милицейской хроники. Из девяти случаев арестов за торговлю этой гадостью только в одном фигурируют цыгане. Еще пишут, что за две недели милицейской операции у цыган отняли четыре тысячи украденных ими детей. А если бы операция продлилась дольше? Год? Нашли бы сто тысяч? Кто видел этих детей? Все ложь. Среди цыган процент криминалитета такой же, как и среди других народов.
       — Вы считаете, что отрицательный имидж цыган сознательно формируют сотрудники МВД?
       — Они его поддерживают и эксплуатируют. Они ведь знают, что цыган по природе своей не доверяет официальным властям и не пойдет отстаивать свои права в суд. Вместо того чтобы нанять адвоката, он лучше даст денег милиции. Вот этим они и пользуются. А негативный образ цыган появился не одно столетие назад и прочно укрепился в сознании людей и литературе. Он кочует из книги в книгу чаще, чем кочуют теперь цыгане.
       — Но вы же не станете утверждать, что этот образ появился на пустом месте? Некоторые ваши коллеги-цыганологи утверждают, что цыгане происходят от индийских каст, чьим занятием было попрошайничество и проституция…
       — Это злонамеренная ложь! Причем абсолютно ни на чем не основанная. Проституция никогда не была характерна для цыганских женщин. А о происхождении цыган нет никаких достоверных источников. Известно лишь то, что цыгане пришли из Индии. И продвигались по Азии неторопливо — кружили в одном регионе по несколько десятков лет. Все остальное — только гипотезы. Я считаю, что предками цыган были люди из особой социальной прослойки — придворные ремесленники и музыканты при дворах многочисленных индийских князей. При разорении магараджи они уходили искать себе нового покровителя. Со временем, я полагаю, размеры общины выросли, и часть ее ушла искать счастья на чужбине. Но эта гипотеза столь же бездоказательна, как и все остальные.

  Фото: РГАКФ\РОСИНФОРМ  
   В 1926 году цыганам выделили землю и деньги на покупку сельхозинвентаря. Получив ссуды, цыгане отправились кочевать  

— Под ремесленниками вы имеете в виду кузнецов?
       — Это опять же распространенное заблуждение — что цыгане были только кузнецами. Конечно, в Византии, куда цыгане пришли в XII-XIII веках, существовали целые поселки цыганских кузнецов. Но это было не единственным их ремеслом. Цыгане на протяжении столетий были ювелирами, изготовляли кирпичи, делали сита, метлы и многое другое. Они славились как дрессировщики зверей. Об этом упорно забывают.
       — Откуда же тогда взялся стереотип “цыгане — это преступники”?
       — Он появился значительно позднее, когда цыгане пришли в Западную Европу. После падения Византии начался великий цыганский поход на запад. Первыми, как это обычно бывает, с насиженных мест поднялись не ремесленники, а люди авантюрного склада. Если не вдаваться в подробности, они слишком усердно эксплуатировали религиозный фанатизм католиков, выдавая себя за паломников, которые кочевали во искупление грехов. Паломников полагалось привечать и кормить. Но как только экономическая ситуация в Европе ухудшилась, гостеприимство европейцев иссякло. Не знавшие ремесел цыгане принялись добывать пропитание не вполне праведными способами. А вслед за этим по всей Европе стали издаваться антицыганские законы.
       — Вы имеете в виду описанные в литературе процессы против колдуний-цыганок?
       — И это снова заблуждение, кочующее по литературе. На самом деле за четыре века инквизиции за колдовство было сожжено лишь четверо цыган. За гадание цыганок не наказывали. В немецких государствах действовали законы Священной Римской империи, один из которых гласил, что никто из подозреваемых в предсказании судьбы не должен подвергаться тюремному заключению или пыткам, если это единственное обвинение. Но в той же Германии антицыганские законы были самыми свирепыми. Прусский король Фридрих-Вильгельм, например, приказал уничтожить всех цыган старше 18 лет, включая женщин.

  Фото: РГАКФ\РОСИНФОРМ  
  “Надо было совершенно не представлять психологию цыган, думая, что они станут работать за ничтожную часть выручки”  

— И чтобы избежать смерти, цыгане вновь мигрировали?
       — Часть все-таки осталась в Германии и пережила это страшное время. А другие через Польшу, в которой законы также не благоволили к цыганам, пришли в Россию.
       — Получается, что в Россию тоже пришли цыгане, скажем так, не ремесленнического склада?
       — Из Германии — да. Но на территории Российской империи жили и другие этнические группы цыган. На Украине, в Средней Азии, Армении, Крыму, Молдавии. В Россию мигрировали цыгане с Балкан. Среди них было множество кузнецов, лудильщиков, корытников и т. д. Так что говорить, что цыгане в России не были мастеровыми,— неверно. Цыгане, пришедшие из Германии, были умелыми торговцами и знатоками лошадей. Они покупали у крестьян отощавших от работы и болезней лошадей, выхаживали их, а потом продавали с барышом.
       — А как же конокрадство?
       — Конокрадство, конечно, имело место. Но, как вспоминали наши старики, оно в конце XIX века сошло на нет. В России цыгане попали в благоприятные условия. Формально они считались крестьянами, но никто не пытался их закрепостить. А потом разрешили приписываться к любому сословию. Появилось множество цыган-купцов, цыган-мещан. И не только в столицах. Например, в Уфе жил цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми. Появился достаточно состоятельный слой цыган-артистов. Вопреки тому, что принято показывать в кино, цыганки из хоров выступали в дорогих платьях по последней парижской моде. И лишь под давлением публики, требовавшей национального колорита, не без труда согласились накидывать цветастые шали. Цыгане имели магазины, дома. Дети состоятельных цыган учились в гимназиях и вузах. Они имели равные права с остальными гражданами империи.
       — То есть никаких черт оседлости, в отличие от евреев, для них не существовало?
       — Вне столиц цыгане вели полукочевой образ жизни. Зимовали, снимая жилье у крестьян. А в Сибири цыгане были записаны крестьянами и получали бесплатно земельный надел. Землю они сдавали своим русским соседям, из полученной арендной платы вносили налоги, а в построенные на участках домишки возвращались опять же на зиму.

  Фото: РГАКФ\РОСИНФОРМ  
  До конца тридцатых годов в СССР существовали цыганские школы, детские сады и педагогический техникум  

— И несмотря на такую безмятежную жизнь в империи, цыгане радостно поддержали революцию?
       — Это миф, созданный советской пропагандой. Для цыган характерно традиционное почтение к богатству, потому что оно дается человеку Богом,— и это хорошо. О предках, которые имели много золота, удачливо торговали лошадьми, складывали легенды. Как цыгане могли поддержать крушение мира, в котором они счастливо жили? Хоровые цыгане после закрытия ресторанов остались без средств к существованию. Для барышников страшным ударом стал запрет держать в личном хозяйстве лошадь. Даже самые бедные кочевые цыгане не радовались приходу новой власти. Обнищавшее население не могло платить ни за товары цыганских ремесленников, ни за гадание.
       — Советская власть что-нибудь предпринимала, чтобы привлечь цыган на свою сторону?
       — Скорее пыталась работать с цыганами так же, как и с представителями других национальностей. В высшем законодательном органе — ВЦИКе — появился инструктор по работе с цыганами. И в 1926 году был создан Всероссийский союз цыган. Цели провозглашались благие: объединение и просвещение цыган, защита их интересов, взаимопомощь. Предполагалось, что союз будет способствовать открытию вечерних и воскресных школ, клубов, библиотек, артелей, коммун и производственных мастерских.
       — В СССР были цыганские школы?
       — И детские сады. И педагогический техникум. И клуб. Работали кружки по ликвидации неграмотности, был создан цыганский ансамбль. Цыган, решивших осесть, устраивали на работу. Хотя не обходилось и без курьезов. Некоторые цыгане не отпускали своих жен в клубный танцевальный ансамбль. На сцене женщина находилась бы выше мужа, а это противоречило традициям. В начале тридцатых стали печатать литературу на цыганском языке и выпускать два журнала. Но продолжалось это недолго. Всероссийский союз цыган распустили через три года после создания. Формально — за склоки внутри руководства и финансовую задолженность. На деле — за то, что из 23 членов правления девять были барышниками. Такими же недолговечными оказались организации, созданные на месте союза.
       Недолго просуществовал и клуб. Цыгане не хотели ходить туда, где все разговоры брались на заметку. Вскоре его закрыли из-за низкой посещаемости. А в январе 1938 года было принято секретное постановление “О ликвидации национальных школ и национальных отделений в школах”. И вместе с другими исчезли цыганские школы. В конце тридцатых прекратился выпуск цыганской литературы. Так что из всего, что было создано тогда, до наших дней дожил только театр “Ромэн”.
       — Цыганский союз ставил одной из своих целей создание цыганских производств. Они так и не появились?
       — Ну почему же. С 1927 года работали три артели: “Цыгхимпром”, “Цыгхимлабор” и “Цыгпищепром”. Там фасовали соль, сахар, перец, чай, лавровый лист, делали красители и кое-какую бытовую химию. Чуть позднее возникли другие артели — мебельно-обивочная, платочно-набивная, трикотажная. В 1931 году только в Москве действовало 28 артелей. В 1934 году в Ленинграде была учреждена самая крупная цыганская артель — “Нацменбыт”, просуществовавшая до начала войны. Она специализировалась на изготовлении котлов, железных бочек и других металлических изделий. Все они работали так же, как и традиционные цыганские артели, которые существовали и до революции. Полученная прибыль делилась на всех поровну. И потому, как только в артелях попытались наладить соцучет и контроль, они вскоре прекратили свое существование. Надо было совершенно не представлять психологию цыган, думая, что они станут работать за ничтожную часть выручки. Да еще если при этом им придется постоянно слушать политинформацию.

  Фото: РГАКФ\РОСИНФОРМ  
  Цыганам-стахановцам колхозы строили за свой счет дома. Но из 52 цыганских колхозов, созданных к 1938 году, после войны не осталось ни одного  

— Но ведь существовали цыгане-колхозники…
       — В 1926 году было принято постановление Президиума ЦИК и СНК СССР о содействии цыганам, желающим перейти к оседлому образу жизни. А в 1928 году появилось постановление “О наделении землей цыган, переходящих к трудовому оседлому образу жизни”. Кроме земли согласившимся осесть цыганам выделялись деньги на обзаведение хозяйством. Многие цыгане получили пособие, но так и не осели. По моим подсчетам, в колхозах потом оказалось не более 2-5% цыган.
       — Почему же так мало?
       — Цыгане, за исключением давно осевших на Украине и в Молдавии, не умели и не любили работать на земле. И потом, для цыгана подневольный неоплачиваемый труд — вещь невозможная. А тут еще у колхозников начали отбирать паспорта, давать лагерные сроки за невыработку трудодней или невыход на работу. Из 52 цыганских колхозов, созданных к 1938 году, после войны не осталось ни одного. Часть была уничтожена нацистами, часть распалась.
       — К тем, кто отказывался вступать в колхозы, применялись карательные санкции?
       — Постановления двадцатых годов не предусматривали наказаний за кочевой образ жизни. Но репрессии против цыган начались задолго до 1937 года. Сажали сначала якобы за валютные операции — за золотые монеты, которые нашивали на женскую одежду. Точно так же в те годы ради изъятия золота сажали татар. А в пик репрессий за счет цыган выполняли спущенные сверху планы по истреблению врагов народа. Не хватает арестованных до контрольных цифр — берут всех мужчин из табора поголовно и оформляют по 58-й статье.
       — Если верить документам (см. документ 1), в пятидесятые годы у власти появились достаточные основания считать кочующих цыган опасными для общества…
       — Вот именно — если верить. Вы посмотрите на этот доклад внимательно: ведь никаких доказательств того, что кражи совершили цыгане, там нет. Вещи есть, а потерпевшие — устанавливаются. Искали деньги, украденные у кассира, не нашли, зато нашли пуховые шали. Если цыгане и преступили закон, то другой — о спекуляции. После войны основным заработком цыган стала торговля. Купили в одном городе, продали в другом. Этим и жили. Может, и орденами торговали. Кто знает? А выдумки о кражах — это политический заказ. Тогда искали повод для того, чтобы заставить цыган осесть. И снова пустили в ход стереотип “цыгане — преступники”. А в октябре 1956 года появился указ “О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством”.

  Фото: РГАКФ\РОСИНФОРМ  
  После того как в конце 50-х цыган посадили на землю, СССР стал едва ли не единственной страной в мире, где были цыганки-хлопкоробы  

— Опять-таки, судя по документам (см. документ 2), заставить цыган осесть получалось не слишком хорошо…
       — Да нет. В отличие от 1926 года, в указе 1956 года предусматривались карательные меры — пять лет ссылки за отказ осесть. Кому же охота в ссылку? Осели все.
       — Но я хорошо помню палаточные городки цыган вблизи вокзалов в крупных городах…
       — Это было не кочевание, а, если хотите, подкочевывание. У всех было жилье и прописка. А летом ездили подзаработать туда-сюда. В стране ведь всего не хватало. Так что и торговля шла, и цыганские промыслы — изготовление тяпок, серпов и прочего — на селе прибыль приносили.
       — А каким было реальное положение цыган в России в последнее десятилетие?
       — Перестройка, начало кооперативного движения, рынка были благодатным временем для цыган. Торговый опыт был, первоначальный капитал — тоже. Многим удалось развернуться на рынках. Но воспользоваться этими преимуществами цыгане не смогли. Появилось много конкурентов, а крупные торговые фирмы создали среди цыган считанные люди. Спохватились, а деньги-то уже проели. Традиционные свадьбы требуют громадных расходов, дома построили большие. И потом, в новых условиях трудно торговать, не имея образования. Это очень непростая проблема. Цыгане неохотно учат детей не от темноты вековой, как многие считают. Европейский опыт показывает, что цыган, получивший образование, чаще всего перестает жить как цыган. Родители боятся гибели традиционного уклада, утраты самобытности. Но без современных знаний путь один — на дно общества. Потом следуют обвинения в криминализации цыган, появляются антицыганские законы. Этот путь цыгане уже проходили.
       ПРИ СОДЕЙСТВИИ ИЗДАТЕЛЬСТВА ВАГРИУС ВЛАСТЬ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕРИЮ ИСТОРИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ В РУБРИКЕ АРХИВ
       

“Похищенные ценности они отправили багажом в разные пункты страны”

       Секретная записка в ЦК КПСС и Совет Министров СССР
       Министерство внутренних дел СССР докладывает, что органами милиции выявлена и арестована группа цыган, занимавшихся в разных городах страны кражами имущества из квартир… все без определенных занятий и места жительства.
       По показаниям арестованных, Шаркози В. С. организовал воровские группы по 7-8 человек, которые разъезжали по городам и селам страны и совершали там кражи имущества из квартир граждан. Старшей одной из этих групп являлась его жена Шаркози Р. А. В таборе цыган он имел и вторую жену — Коломпар Р. Г., которая также принимала участие в кражах.
       От каждой группы цыган Шаркози В. С. получал 50% похищенного имущества.
       В текущем году на территории Бурят-Монгольской АССР, Курганской, Тюменской и Новосибирской областей, в гор. Петровск-Забайкальске Читинской области цыганами было совершено более 80 краж.
       За участие в кражах, совершенных в гор. Улан-Удэ, органами милиции УМВД Читинской области 12 августа с. г. были арестованы… 7 человек. Однако в то время другие участники преступной группы не были выявлены. Пользуясь этим, они выехали в другие области СССР, а похищенные вещи и ценности отправили багажом в разные пункты страны…
       При попытке получить на станции Ковров багаж были также задержаны участники краж Салай Л. Д. и Коломпар Р. Г. В багаже Салай оказалось на 416 785 рублей облигаций государственных займов СССР, 263 метра шерстяных и шелковых тканей, две золотые монеты царской чеканки и другие ценности, а в багаже Коломпар обнаружены на 754 815 рублей облигаций государственных займов СССР, 179 метров шерстяных, шелковых и других тканей, 90 золотых монет царской чеканки, 8 орденов Ленина, орден Богдана Хмельницкого, орден “Мать Героиня” (так в документе.— Ъ), 9 золотых различных медалей, 16 наручных часов, 29 золотых колец и другие ценности. Указанные ордена и медали преступниками были забраны во время квартирных краж; принадлежность их устанавливается…
       Органы милиции Тюменской области, разыскивая преступников, совершивших кражу денег у кассира Червишевской МТС Дрогалевой Т. И., при осмотре стоянки табора цыган… в устроенных под кострами ямах обнаружили на 1 986 350 рублей облигаций государственных займов, 9 896 рублей наличных денег, 43 пуховые шали, 34 отреза шерстяных тканей… Кроме того, органами милиции обнаружены на станции Ростов-на-Дону похищенные цыганами облигации и различные ценности.
       Всего у преступников обнаружено и изъято: облигаций государственных займов СССР на 7 009 725 рублей, золотых монет и изделий, разных тканей и носильных вещей на сумму около 500 000 рублей, а также 12 орденов Ленина, орден Трудового Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Богдана Хмельницкого, орден “Мать Героиня” и другие ценности.
       Учитывая, что арестованные преступники совершили кражи в различных городах и селах СССР, а похищенные ценности направляли багажом по железнодорожному транспорту, Министерством внутренних дел СССР приняты необходимые меры к установлению потерпевших, возврату им похищенного, разоблачению всей преступной деятельности арестованных, задержанию и привлечению к ответственности остальных участников краж.
       Министр внутренних дел СССР Сергей Круглов
20 сентября 1955 года
       
“Сельсовет выдал цыганам фиктивные справки о том, что они работали в колхозе”

       Секретная записка в ЦК КПСС и Совет Министров СССР
       В связи с указом Президиума Верховного Совета и постановлением Совета Министров СССР от 5 октября 1956 года “О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством”, Министерство внутренних дел докладывает следующее.
       Органами милиции в течение 1957 года учтено 70 970 таких цыган… Всем взрослым цыганам милицией выданы паспорта; большая часть их местными советскими органами определена на постоянное жительство и работу в колхозах, совхозах и в промышленности.
       При проведении мероприятий по размещению и трудовому устройству цыган в ряде мест встречаются серьезные затруднения…
       Некоторые трудоспособные цыгане категорически отказываются от полевых работ… просят использовать их по специальности в качестве кузнецов, лудильщиков и паяльщиков, однако колхозы не имеют такой возможности.
       В хуторе Урсары Каларашского района Молдавской ССР из 74 проживающих цыганских семей, в которых насчитывается до 190 трудоспособных, в колхозе работают только 9 человек, а остальные занимаются изготовлением предметов домашнего обихода и сбывают их на рынках в соседних районах.
       Подобные факты имеют место в Литовской ССР, Белорусской ССР, Татарской АССР, Архангельской и Владимирской областях.
       В ряде случаев затруднения в размещении цыган усугубляются неправильными действиями отдельных руководителей колхозов и предприятий.
       В колхозе “Червоный прапор” Липецкого района Харьковской области 7 семей цыган проживают в непригодных для жилья помещениях, а полученная колхозом ссуда в размере 49 тыс. рублей на строительство для них домов не используется. Председатель колхоза т. Шестаков под разными предлогами пытается избавиться от цыган и с этой целью препятствует их вступлению в члены колхоза.
       Такие факты имеются в Полтавской и Черновицкой областях Украинской ССР.
       Неправильные действия по отношению к цыганам иногда допускают и отдельные председатели исполкомов местных советов, которые вместо принятия мер по их трудоустройству и обеспечению жильем выдают им разрешения на право выезда в другие районы, области и республики.
       В мае 1957 года председатель исполкома Секирянского районного совета депутатов трудящихся Черновицкой области под предлогом отсутствия жилой площади отказал в устройстве на работу трем семьям цыган в количестве 14 человек и порекомендовал им обратиться к уполномоченному по оргнабору рабочей силы. После этого Секирянский сельсовет выдал цыганам фиктивные справки о том, что они с 1956 года работали в колхозе им. Шевченко и выработали по 265 трудодней каждый. Затем под видом организованного переселения эти цыгане были направлены в Крымскую область, причем Госбанк выдал им ссуду в сумме 5000 рублей. По прибытии в Крымскую область им было отказано в прописке, и все они возвращены в Секирянский район, где и трудоустроены. За выдачу цыганам фиктивных документов привлечен к уголовной ответственности бывший инспектор по оргнабору рабочей силы Гехт…
       Аналогичные случаи были в Киргизской, Туркменской и Узбекской ССР.
       Встречающиеся затруднения в обеспечении цыган жилой площадью и работой серьезно препятствуют закреплению их в тех же местах, которые они избрали для постоянного жительства. По состоянию на 1 ноября 1957 года только на территорию РСФСР прибыло из других республик 127 цыганских семей в количестве 618 человек.
       Используя эти затруднения, некоторая часть трудоспособных цыган злостно уклоняется от общественно полезного труда. За 9 месяцев 1957 года органами милиции привлечено к уголовной ответственности за нарушение указа Президиума Верховного Совета СССР и постановления Совета Министров СССР от 5 октября 1956 года 305 цыган.
       Министерство внутренних дел СССР просит обязать Советы Министров союзных республик принять необходимые меры к устранению перечисленных недостатков и нарушений…
       Министр внутренних дел СССР Николай Дудоров
11 января 1958 года

 

Altyn-Orda.kz

Рубрика: