Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

sanjart114Санжар Кеттебеков – нечастый гость в Казахстане. Легче всего застать его на московских интернет-площадках в качестве спикера по вопросам эффективной работы с интернет-аудиторией и другим «глобальносетевым» темам. Однако при активном поиске основателя компании, работающей в сфере новых решений и прикладной поведенческой аналитики, надо лететь прямиком в Соединенные Штаты, в лос-анджелесский офис нашего соотечественника. Там вас встретят в духе незабытого казахского гостеприимства – с улыбкой и чашечкой чая.

В этот раз мы застали господина Кеттебекова в Алматы. Спикер площадки выставки ASTEX, что проходит в рамках Астанинского экономического форума, рассказал нам о целях своего визита, поделился секретами построения успешного стартапа и объяснил, почему в развитии рекламного интернет-рынка мы отстаем от демократичной державы на 5 лет.
Миссия: обеспечить наши стартапы западной экспертизой

Я заинтересован в акселерации и продвижении казахстанских стартапов. У меня очень много связей, включая такие компании, как Yahoo, BBC, CNN, а также «Силиконовая долина», и одна из мыслей, которую мы сейчас развиваем, – создание группы западных экспертов, реально заинтересованных в обеспечении экспертизы для казахстанских стартапов. Я долгое время работал в Tribune, поэтому мы все друг друга знаем. Если говорить конкретно, то к этому хорошему начинанию я привлек Роберта Беллака – генерального директора компании Newegg, а также основателей второго по величине интернет-магазина после Амазона – Retail. Кроме того, я пригласил представителей MySpace, пару человек из Yahoo, Microsoft, Overture. Они также согласились обеспечивать экспертизу. Как вы понимаете, все эти люди так или иначе связаны с электронной коммерцией.

Открытие IT-школы в Алматы

Если говорить о казахстанских стартап-проектах, то я видел немного. Поэтому у нас с Фондом развития ИКТ после ASTEX выделено время для проведения IT-школы. Да, это событие мы оставили напоследок. Будем производить отбор проектов с 24 по 26 мая в МУИТ. По качеству стартапов… казахстанские пока оставляют желать лучшего. Но это пока. Идеи неплохие, просто невыращенные. Ожидать, что они будут каким-то образом подходить к глобальной индустрии, не стоит, потому как нет экспертизы. Для того мной и привлекаются западные эксперты.

Мы хотим посмотреть, грубо говоря, переделать бизнес-направление, план, продуктизацию, которую пытается сделать стартап. Это делается, для того чтобы вывести эти существующие идеи на более качественный уровень, чтобы эти технологии были конкурентоспособными. Хотя бы на рынке постсоветского пространства. Это задача-минимум. По срокам – в зависимости от каждого индивидуального проекта: для некоторых это 3 месяца, для других – полтора года.

Из того, что я видел: направление большинства казахстанских стартап-проектов – электронная коммерция. Но изначальная их проблема – расчет на казахстанский рынок. А казахстанский рынок – он маленький. Чтобы этому стартапу выжить, нельзя рассчитывать на локальный рынок.

О цене денег и менталитете

У Казахстана и России практически одна и та же проблема: отсутствие зрелого рынка, отсутствие монетизации на этом рынке. Если предложен сервис, существует большой риск, что там будет недостаточно капитала, чтобы выжить. Это комплексная проблема, и она также состоит в наличии капитала, который инвестируется в конкретный стартап.

Кроме того, я вижу грабеж инвесторами этих стартапов. Нереально дорогие деньги. Есть такое понятие – цена денег, когда какую-то долю компания забирает за данные инвестиции. Так вот, в России в два-три раза больше номинала, чем в США. Это происходит из-за отсутствия предложения на рынке денег. Не так много конкуренции, живых венчурных денег мало.

Еще одна проблема – это умные деньги. Вложения есть, но инвестор не берет на себя активную роль, чтобы довести этот стартап правильно. В принципе, он должен помогать в плане бизнес-развития, связями и контактами, проникновением на какие-то рынки. Но этого не делается. Психология инвесторов – как быстрее что-нибудь сорвать.

У российских инвесторов нет опыта ведения долгосрочных инвестиций. Да, им есть у кого поучиться, и они стараются это делать. Но неважно, сколько раз ты говоришь, надо уже начинать делать. Проблема в менталитете, а его изменить трудно. Уходит какое-то время, чтобы денежный рынок вырос по уровню сознания.

На сегодня наблюдается повышенный интерес к российскому рынку со стороны западных венчурных компаний. Но нельзя полагаться только на чужие инвестиции, на западный опыт, нужно самостоятельно развиваться. Это должно вырасти внутри страны, и уже местные понятия должны превалировать в построении бизнеса.

Если мама не верит в вашу идею, то ничего не выйдет

Неумение быстро и доступно донести свою идею до инвесторов – с этой проблемой я столкнулся в России. Аспиранты Новосибирского академгородка представили проект, который технологически сложен инвесторам, не специализирующимся на данном высокотехнологичном уровне. А задача стоит большая – упростить идею настолько, чтобы можно было объяснить все за 30 секунд. Поэтому я создаю такую структуру, чтобы докопаться и понять идею. Это нетипичный подход для инвестора. Как правило, большинство из них не смотрит на уровень идеи. А по мне – правильный подход в предпочтении качественных идей. Ведь хорошая идея стоит намного больше. Поэтому вся задача заключается в распознавании ее уровня.

Внешние инвестиции – это долгосрочные инвестиции. Об этом, и не только буду говорить на ASTEX. Второе направление – обзор последних технологий, которые имеют отношение к рынку рекламы и электронной коммерции. Эффективной коммерции. Сейчас на западном рынке упор на эффективность.

Создание соцсети ради удовольствия – утопия

Аудитория Интернета везде одинаковая, по большей мере. На Западе люди больше проводят в социальных сетях, но делают они одно и то же. Различается качество аудитории: западная завалена информацией, рекламой, зато российская – сама по себе восприимчива. А в Казахстане, может, даже более восприимчива, чем в России. Рынок не насыщен. Тем более в Казахстане превалируют российские сервисы.

Изобретение собственного велосипеда – как социальная сеть вроде «Вконтакте» или «Одноклассники». Не думаю, что это имеет право на жизнь. Нужно что-то, что было бы завязано на какой-то национальной особенности.

Любая социальная сеть не возникает на голом месте. Чтобы ей выжить, она должна монетизироваться. Создание соцсети ради удовольствия – это утопия. Но в случае с казахстанской соцсетью это не обязательно польза в денежном эквиваленте. Я знаю, есть проект, где связывают анализ ДНК с родовыми признаками и с помощью разного рода проверок в итоге можно даже прогнозировать какое-то конкретное заболевание. Выходит, это должно быть что-то большее, чем просто социальная сеть. Она должна нести какую-то миссию и удовлетворять конкретные потребности, иначе о ее существовании в Казахстане можно не говорить.

О сугубо личном

Есть такое понятие – given back, что значит «отдавать назад». То, что мое появление на казахстанском рынке – это бизнес, естественно, но сама искорка идет от того, что, прожив в Казахстане до 21 года, я хочу что-то отдать. И это уже сугубо личное.

Источник: liter.kz

Рубрика: