Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Заслуженная актриса Республики Казахстан, лауреат Государственной премии РК, Гульжамал Казакбаева снялась в десятках кинокартин, продолжая и сегодня свою творческую карьеру в театре и кино. Сцена для нее, по словам самой актрисы, это все. Это ее жизнь.

Персонажи Гульжамал – женщины с непростой судьбой. Она играла роль комсомолки Алуа в пьесе Мухтара Ауэзова, потом была роль сестры Турара Рыскулова, в фильме «Не хочу прощаться» она играет мать Мейрамбека Беспаева. Газета «ЛИТЕР-Неделя» побывала в гостях у актрисы.

ЛИТЕР-Неделя: Гульжамал, как вы пришли в театр?
Г.К.:
В театр я пришла в 1966 году, сразу после окончания одиннадцатого класса. В театре им. Мухтара Ауэзова как раз в это время открылась театральная студия. За десять лет до моего поступления уже выпускались такие легендарные актеры, как Айымторы Тайгаринова, Ануар Молдабеков, Есболган Жайсанбаев. Забегая вперед, скажу, я очень уважала Айымторы Тайгаринову. Мы играли вместе в нескольких спектаклях. Я училась у Айымторы многому. И вот уже сорок лет как мы поддерживаем дружеские отношения.
Я росла в ауле и совсем не знала, куда следует обратиться для того, чтобы сниматься в кино. Я уже подумывала о поступлении в иняз. В нашем ауле хорошо преподавали немецкий язык. Но однажды я прочла объявление в одной из местных газет, в котором говорилось, что театральная студия открылась заново. Я захотела воплотить свою мечту в реальность. Но мало что в этом понимала. Я решила посоветоваться с отцом. Он не был против. В Алматы я приехала в последний день приема документов и опоздала. К счастью, при консерватории был актерский факультет, набор в который только-только начался.
ЛИТЕР-Неделя: Конкурс был большим?
Г.К.:
Конечно. Среди поступающих были и те, кто завалил вступительный экзамен в театральный. На одно место претендовали 4 человека. Я оказалась в списке тех, кто был принят. Историю театра нам преподавал очень умный и просветленный в этой области человек, Кажыкумар Куандыков. Он открыл нам мир театра. Актерское мастерство преподавал Утеганов Кадыр и многие другие режиссеры. Язык сцены преподавала известная актриса – Раушан Ауезбаева. Вечером мы играли в массовке, а днем учились. Нам довелось сыграть на одной сцене с такими великими актерами, как Хадиша Букеева, Нурмухан Жантурин, Шолпан Жандарбекова, Сабира Майханова. Мы старались присутствовать на их репетициях, чтобы учиться у мэтров.
Однажды я видела выступление самого Шакена Айманова в спектакле «Асауга Тусау». Он ушел к тому времени в кино, но, по его словам, до того соскучился по театру, что решил сыграть в спектакле.
На последнем курсе я вышла замуж. А после уехала в аул, так как ждала первенца. Мой супруг остался работать в театре им. Ауэзова. Зимой, в 1969 году, я стала мамой. Мы с моим супругом подали документы на поступление в Чимкентский театр имени Шанина. Чаще всего мы исполняли роль влюбленных. Мне довелось сыграть роли всех тех казахских красавиц, на которых я хотела быть похожей в детстве. Я считаю себя состоявшейся актрисой.
Но основная проблема театральных постановок заключается в том, что вы играете здесь и сейчас. Тебя видят только те, кто пришел на твой спектакль. Твой образ запечатлевается в их памяти. Ты проживаешь на сцене жизнь. Но театральные постановки забываются. А киноленты сохраняются на долгие-долгие годы. Вы имеете возможность пересматривать свои фильмы спустя и десять, и двадцать лет. Мало того, они остаются в истории кинематографа.
ЛИТЕР-Неделя: Как вы пришли в кино?
Г.К.:
После смерти супруга я осталась с сыном и дочерью на руках. И просто рвалась в Алматы. Этот город казался мне тогда центром вселенной. Мне захотелось исполнить нашу общую с супругом мечту. Я приняла решение поехать. В течение трех дней я не решалась зайти в академический театр. Мне не хватало смелости переступить его порог. А в один из таких дней, когда я проходила мимо Алматинского ТЮЗа, я увидела группу актеров. И среди них – Маманбай Серкенов. Мы с ним познакомились в Шымкентском театре имени Шанина. Он окончил режиссерский факультет в Москве и ставил свой самый первый спектакль в Шымкентском драмтеатре, в котором я сыграла главную роль. Он сразу меня узнал. Он по Шымкенту был доволен моей актерской игрой.
Потом, уже дома, я подумала, а мо
жет, все-таки стоит устроиться актрисой в ТЮЗе? Ведь как бы то ни было, режиссер был знаком с моей актерской игрой. Меня взяли без вопросов. Вот уже 40 лет как я работаю в этом театре. Я сыграла девушку Алуа в постановке Мухтара Ауэзова. Этой пьесе уже тридцать лет, но спектакль по ней не ставили нигде. Потому что очень сложно было его ставить. Было бы легче снять фильм. Но, несмотря на это, Раимбек Сейтметов, наш режиссер, решился поставить спектакль. Мы старалась изо всех сил. Корректировали сюжет в некоторых местах. Алуа, слуга богачей, осиротела еще в детстве. Во время становления Советского Союза Алуа бежала из аула и стала комсомолкой. Пьеса затрагивает всю историю Казахстана. Даже начало Великой Отечественной войны. И в самом конце пьесы Алуа выступает на Конгрессе союза женщин стран Азии и Африки. Та сирота, что прислуживала баям, стала независимой и свободной женщиной. Алуа была великой казахской девушкой. Конечно, и актерам, и режиссеру было сложно поставить пьесу, которая охватывала такой большой период истории становления казахского народа. Это была великая вещь. Мы получили много наград, нас тепло принимали зрители, хорошо оценивали критики, в общем, мы хорошо сделали свое дело.
Я сыграла еще много ролей после Алуа в исторических пьесах. Ведь в те времена, как и сейчас, народу хотелось знать свою историю. Мы ставили много хороших спектаклей. Залы всегда были полными. А еще я играла сестру Турара Рыскулова. Это была огромная честь для меня. Сестра Турара была очень сильной женщиной, которая проделала огромный путь до Москвы, только чтобы спасти пятерых своих детей. Еще играла Балым, вдову Амангельды-батыра. Тоже удивительная личность. Она раздавала еду голодающим. Ох, много еще ролей у меня было. Во время работы в театре режиссер Канымбек Касымбеков попросил меня сыграть в фильме              «Не хочу прощаться». Мне довелось сыграть маму Мейрамбека Беспаева в этой картине. Потом сыграла в фильме Талгата  Теменова «Волчонок среди людей». Очень хороший фильм. Еще сыграла маму Жамбыла Жабаева в картине, повествующей об этом уникальном народном акыне. Этот фильм до сих пор транслируется по телевидению. А еще сыграла в фильме «Братья» Ахана Сатаева. Сыграла Айшу-апа в телесериале «Айналайын».
ЛИТЕР-Неделя: Как вы оцениваете фильм «Жаужурек мын бала» Ахана Сатаева?
Г.К.:
Фильм мне очень понравился. Я считаю, что каждый казах должен его посмотреть. Этот фильм – классика! Его будут смотреть спустя десятилетия. Ахан Сатаев очень хороший режиссер. Он разносторонне развитый человек. У него все получается замечательно.
ЛИТЕР-Неделя: Как бы вы сегодня оценили культурную политику, проводимую нашим государством?
Г.К.:
Государство вкладывает очень много средств в развитие казахстанского кинематографа. Да и наш театр, слава Богу, в хорошем состоянии. Если вы стараетесь, ваш труд непременно оценят. Как в искусстве, так и в настоящей жизни. Государство поддерживает нас. Мы видим, что новый министр культуры Дархан Мынбай делает все, что в его силах, для того чтобы поддержать казахстанских актеров.

Беседовал Серик МАЛЕЕВ, Алматы

Источник: liter.kz

Рубрика: