АЛТЫНОРДА
Культурное наследие

Гульмира ШАЛАБАЕВА: Массовая поп-культура – это не показатель культурности общества

gulmirashalabyevas3О современном состоянии искусства в Казахстане, о культурном самосознании, о людях и творцах. Представляем вашему вниманию интервью с культурологом Гульмирой ШАЛАБАЕВОЙ. Она, к слову, преподаватель, галерист, занимается выпуском альбомов, книг и организует иные мероприятия, связанные с искусством.

Скажите, галереи во всем мире считают неким таким богемным занятием. А  что такое это в Казахстане? Бизнес, хобби или просто поддержка художников и желание «быть в тренде»?

Я думаю, этот стереотип восприятия галереи, как сосредоточения богемы, сложился благодаря кинематографу. В кинофильмах всегда все подается очень красиво, на то оно и кино, чтоб создавать красивый антураж и сказку)) . Те, кто находится внутри процесса, на мой взгляд, относится ко всему гораздо более прагматично. Никто на вернисажи не приходит в вечерних платьях, сама по себе презентация очередной выставки для галериста – рабочий момент, который нужно провести  в соответствии с поставленными целями и задачами. Для автора, выставляющего свои произведения это, с одной стороны, значимое и приятное событие, на которое он приглашает друзей, близких и родственников, с другой – также момент работы. Другое дело – гости. Для них это действительно соприкосновение с искусством, отдохновение души, расширение кругозора, новые встречи и знакомства, приятные беседы с бокалом вина или шампанского. Возможно, именно эта составляющая вернисажа и стала причиной того, что галереи считают местом сбора богемы. Т.е. какая-то доля истины в этом есть. И так, в принципе, везде. Я присутствовала на вернисажах в Европе, там также люди подъезжают на вернисаж после работы, осматривают и отмечают картины, которые по окончании выставки выкупают.  Для галеристов галерейное дело – это и бизнес, и хобби, и поддержка художников. Здесь все сходится воедино. Невозможно заниматься галереей, ее продвижением без любви к искусству, в особенности, в наших условиях, когда мало коллекционеров, мало покупателей, мало оборота. Т.е. нельзя галерею рассматривать как чистый бизнес, в этом случае постигнет быстрое разочарование)). И если Вы считаете, что иметь галерею, заниматься изобразительным искусством – это быть в тренде, то я могу лишь порадоваться)).

Потребности общества в каком искусстве сегодня? В национальном реализме или что-то иное? У нас вот перфомансы все делают, а кому они нужны?

— На сегодняшний день я вижу потребности большей части общества  в шоу-бизнесе. Изобразительное искусство в иерархии востребованности видов искусств сегодня – на последнем месте. Это прерогатива меньшинства и, наверное, так было всегда. Чтобы понимать, любить и приобретать живопись все-таки нужна предварительная подготовка, определенный уровень культуры, материальные возможности, что весьма немаловажно. Я вот, например, не могу себе позволить приобретать все то, что мне хотелось бы, даже понимая инвестиционную привлекательность того или иного произведения или автора.

Если говорить о стилях и жанрах в изобразительном искусстве, то на моем опыте могу сказать, что более всего у нас востребована реалистическая живопись, очень популярны импрессионистические полотна, менее востребованы нефигуративные, абстрактные полотна.  То, что у нас делают перфомансы – тоже прекрасно, т.е. мы не отстаем от западного мейнстрима. Их приходят посмотреть, оценить и обсудить. В Казахстане  их пока, насколько мне известно, не покупают даже коллекционеры. Хотя  западные коллекционеры  выкладывают за  объекты contemporary art громадные деньги. Я не являюсь куратором актуального искусства в нашей стране, поэтому могу ошибаться. Но знаю, что казахстанских контемпорарщиков на Западе уже знают профессионалы и ценители.

— Почему актер, художник, певец сегодня является большим общественным авторитетом чем, к примеру, инженер? И при этом мы говорим о некультурном обществе.

— 3.      Потому, что он всегда более раскручен, благодаря средствам массовой информации. О ком везде пишут, показывают по ТВ, снимают фильмы, клипы, организовывают концерты и т.д.? СМИ – газеты, журналы, ТВ, кино, интернет на 99 процентов заполнены именно этим контентом, отсюда и взрыв популярности, доходящий порой до массового психоза. А инженер? Он остался на задворках массового сознания, последние 20 лет эта профессия  вообще не популярна и малооплачиваема. Стоит вопрос о том, что когда уйдет советское поколение инженеров, некому будет работать, ведь молодежь сплошь настроена быть банкирами, юристами, артистами и чиновниками. А обществу нужны не только белые воротнички, но и синие. Нужно поднимать престиж работы инженеров.  И как в советское время объяснять новому поколению, что любая работа хороша. Плохо быть тунеядцем, слоняться без дела в ожидании и поисках престижной работы. Приведу маленький пример из жизни. В нашем КСК не могут найти человека на позицию разнорабочий с окладом 80 тыс тенге, не хотят! Потому, что быть рабочим не престижно. При этом оклад учителя, насколько мне известно, еще ниже. Я не имею в виду дорогие, частные вузы и школы. У меня есть приятельница, которая живет в небольшом курортном городке на юге Италии. Она говорит, что самый дорогой и нужный человек у них – сантехник, единственный на весь городок. Возможно, она слегка утрирует, но факт налицо – нет, не хватает сантехников, надо записываться в очередь. Может и нас это в будущем ожидает?))

Массовая поп-культура – это не показатель культурности общества. Там работает другой маркер – количество театров и библиотек, уровень их посещаемости; процент людей приобщенных к высокой элитарной культуре – классической музыке, востребованность филармоний, Оперных и балетных спектаклей. Из личных наблюдений лишь могу сказать, что сейчас заметно возрос интерес к Оперному театру. Премьеры проходят при аншлагах, причем много молодежи среди зрителей. Это не может не радовать.

— Как вы объясните тенденцию, что артист-традиционник в филармонии получает заработную плату менее ста тысяч тенге, а простой солист «Астана Опера» несколько сот тысяч? На что должен делать упор Казахстан на национальную культуру или развивать европейскую?

— Это зависит от многих факторов. Начнем с того, что классическая музыка в отличие от традиционной, всегда считалась элитарной. Кроме того, после окончания консерватории или в процессе учебы на старших курсах, оперные вокалисты выезжают на стажировки и продолжают учебу за границей, например, в Ла Скала. Оперная сцена всегда считалась более престижной. Солисты оперы почти всегда в единичном экземпляре, а уж «Астана-Опера» вообще задумывалась как самая лучшая, не уступающая мировым сценам площадка, куда солисты проходили весьма тщательный отбор. «Астана-Опера» — и по внешнему виду, и по внутреннему наполнению не уступает, а во многом превосходит технический уровень оперных театров за рубежом, это — лицо страны, по идее там должны выступать лучшие из лучших, отсюда, я думаю, разница в оплате труда и считаю это оправданным. Звезды мировой оперы – у них колоссальные гонорары, думается, вполне заслуженно.

Я думаю, упор должен делаться на развитие культуры в целом, не разделяя на национальную и европейскую. Нет ненужных или отсталых видов искусства. В условиях всемирной глобализации, нам никуда не деться от влияния европейской культуры, но  нельзя забывать и о своей собственной, национальной.

— Как вы считаете уйдет ли в небытие издание книг? Не заменят ли привычные фолианты электронные варианты?

— Издание книг никогда не уйдет в небытие. Чтение книг, приобретение редких и дорогих изданий уже стало критерием высокой культуры, люди буду стремиться к этому всегда. На заре возникновения телевидения общество раскололось на два лагеря: одни предвещали крах стационарного классического театра,кино, газет и книг и видели в нем негатив, другие предвещали эру тотального телевидения и считали, что все это станет ненужной рутиной. Как видим, ошибались и те, и другие. История повторяется. Да, падают тиражи газет, люди стали меньше ходить в кино и меньше смотреть ТВ, но совсем это не отомрет никогда. (и тут я вспомнила притчу о Насреддине и говорящем осле)))

— Что сегодня является для Казахстана трендовым искусством?

—  Я не могу глаголить как истина в последней инстанции. Но опять вспоминаю историю: когда-то в 60-е годы критики и обществоведы спорили — искусство ли ТВ? Также в свое время спорили: является ли фотография искусством.По-моему, спор еще не окончен, для кого-то это искусство, для кого-то – нет. Сегодня критерии — что есть искусство сильно размыты. На мой взгляд, и то , и другое – есть искусство, личностное творчество, не подвластное людям неталантливым, неумелым, ограниченным. Поэтому просто констатирую, что на сегодняшний день по моим наблюдениям трендовым искусством является массовое искусство. Если под трендом иметь в виду охват аудитории, востребованность самыми широкими слоями населения. А если под трендовым Вы имеете в виду элитарное, то, скорее всего, это артхаусное кино, единственное из всех видов нашего искусства известное на Западе.

— Каким вы видите развитие сферы искусства сегодня и в будущем?

— Сегодня, благодаря интернету и глобализации, мир сократился в своих размерах. То, что происходит в любой точке земного шара в ту же практически секунду становится достоянием всего человечества. Наступила эра информационного общества и современного неономадизма. Люди легко перемещаются из страны в страну, иногда живут на две страны, владеют несколькими языками, им близка и понятна культура разных народов мира. Поэтому развиваться наше искусство будет в общем мейнстриме, т.е. в русле мирового. Конечно, будут пока, во всяком случае, этак еще лет 100-200  сохраняться национальные особенности и то – не факт)). А вообще, прогнозировать что-либо – дело неблагодарное))))

Источник:  z001.kz