Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Да будет известно, что владения калмыков мы называем Мугулистаном — (страной монголов). Царствовать у них после Чингиз-хана досталось в наследство Исхак-Буга-хану.  У Исхак-Буга-хана детей не было; старшая жена его Сатыльмиш-хан не рожала их.

Хотя у него были и другия жены, однако, по калмыцкому обычаю, начальствование над всеми женами принадлежало старшей жене.

Но однажды Сатыльмиш-хан посовестилась и сказала: ”я не рожаю, я даю позволение, чтобы вы спали на постели также с вашею женою, которая прозывается Менлик”. Затем она прибавила: ”может статься — появится у вас ребенок и он будет вам преемником”.

После того Менлик стала беременною. Сатыльмиш-хан приревновала ее и отдала Менлик одному человеку по имени Ширавул-Духтуй.

Ширавул-Духтуй увез эту женщину в место своего жительства, по обычаю калмыков.

После того, спустя некоторое время, Исхак-Буга-хан покинул сей мир. Народ остался без главы.

У помянутого хана был один начальник в Аксуйском округе. Имя его было Эмир-Буладжи. Его родословие также восходило до Джагатай-хана.

После того, как умер помянутый Исхак-Буга-хан, Эмир-Буладжи был изумлен этим обстоятельством. У него был один человек по имени Таш-Темюр. Призвав его к себе, он сказал: ”народ остался без главы; весьма возможно, что найдется великий враг и сядет на место хана и заставит нас оставить отечество. Прежде чем это происшествие обнаружится, надобно заняться изысканием средств против сего. Мы слышали, что женщина Менлик была беременна от Исхак-Буга-хана. Ты отправляйся в Могулистан и постарайся там поразведать и найти место жительства Ширавул-Духтуя”. Он отдал такое приказание.

После того Таш-Темюр в образе пастуха погнал триста козлов и отправился в Могулистан. В пути он пил их молоко и ел их мясо.

Наконец, пробираясь между разными племенами; он розыскал местожительство Ширавул-Духтуя. Он увидал, что какая-то старуха ходит и собирает тезек. Он спросил у нее: ”у Ширавул-Духтуя сколько детей?” Старуха ответила: ”у него двое детей. Одно от Исхак-Буга-хана; женщина Менлик была беременна от него. Другой же ребенок — от него родился. Имя его Анджумлик, а имя ребенка, родившегося от Исхак-Буга-хана, Туглук-Тимур-хан”. Так она рассказала.

Таш-Темюр спросил: ”где ханский сын”?

Старуха указала в сторону кучки игравших калмыцких детей.

Таш-Темюр пошел к детям и увидел, что на лбу у ханского сына запечатлелись следы счастия.

Он сделал знак в его сторону.

Таш-Темюр изложил ханскому сыну причины своего прибытия сюда.

Посовещавшись с ханским сыном, они направились в сторону к Аксу.

Когда они прибыли на Музартский перевал, то ханский сын провалился в ледяную расщелину .

Такое происшествие привело Таш-Темюра в отчаяние и он стал призывать к помощи. Между тем вблизи обнаружились караваны.

Начальником одного каравана был человек по имени Бикчек.

Таш-Темюр рассказал ему об этом происшествии.

Бикчек сказал: ”я сам спущусь и извлеку ханского сына”.

Он привязал себе за спину веревку и спустился в ледяную расщелину. Он увидел, что ханский сын благополучен.

Он с ханским сыном заключил условие и ханский сын сказал: ”если счастие попадет в мои руки, то я изыщу способы вознаградить тебя за оказанную мне тобою услугу”.

Ханский сын дал такое обещание.

После того Бикчек сказал: ”я выйду вперед, а затем вытяну вас. Если же я останусь сзади вас, то спутники мои из зависти меня не вытянут”.

Сперва вышел Бикчек, а после него ханский сын.

Вслед затем Таш-Темюр доставил ханского сына к Эмиру Буладжи. Эмир-Буладжи, увидавши хана, чрезвычайно обрадовался и поставил его ханом над всеми подведомственными себе городами.

В тот год, как он стал ханом, он увиделся с господином нашим Джемаледдином и дал обещание принять ислам.

После того стало известно по всему Могулистану, что Туглук-Тимур-хан воссел на престол.

Каждый день приходили к нему солдаты, оставшиеся после его отца, и армия его стала огромною.

По прошествии пяти лет, он явился на Хоргос (Кургас) в резиденцию своего отца и тут основался, а затем покорил весь Могулистан.

Да будет известно, что Хоргосом называют большую реку . Кер называется долина повыше могилы хана. На западной стороне долины Кера , на местности, называемой Байнман, существуют дворцовые строения ханские.

Выше ханской могилы есть долина, называемая Алмалык; низовья ее называют Алмату-сумул .

На восточной стороне от Алмалыка был холм, который назывался Азан-дун (возвышенность для призывания). На этом месте господин наш Аршеддин, когда приходил сюда по приглашению ханов на молитвы, читал ”азан” (призыв к молитве).

Наконец Эмир-Буладжи умер. Туглук Тимур-хан на место его поставил эмиром сына его, Эмира Худадада, а старшего брата Эмира Буладжи, Эмир-Тулака сделал визирем. Младший брат Эмира Буладжи, Камреддин, этим неудовольствовался и предпринял против Туглука-Тимур-хана неприязненные отношения.

Наконец Туглук-Тимур-хан посадил отца его в своей резиденции, а сам послал, по прошествии семи лет, свое войско в Мавераннагр.

В первый раз, когда они пошли, ничего не завоевали; когда же они пошли во второй раз, то покорили и заняли страны и он своего старшего сына Ильяс-хана поставил государем, а эмира Тимур-Гургана назначил ему везирем. На службу к Ильяс-хану он поставил много монгольских князей (беков), а над этими беками поставил беклер-беком (старшим из беков) Бикчека.

После того Туглук-Тимур-хан прибыл в свою резиденцию, на Хоргос, и основался там.

Вскоре после того он скончался и отправился из сего мира.

В исторических книгах приводятся сведения, что Туглук-Тимур-хан родился в 730 году (Гиджры), в возрасте 16 лет отправился он к Эмиру Буладжи, а в возрасте 18 лет стал ханом; 24 лет он сделался мусульманином; 31 года он послал свое войско в  Мавераннагр, а в 764 году он умер. Прожил он на сем свете 34 года. А впрочем Господь лучше знает правду.

Вслед затем, как хан отправился из мира сего, Эмир-Камреддин выступил и покорил владения хана и умертвил потомков и родственников его.

Сын Туглук-Тимур-хана, рожденный от жены его по имени Мирага, Хазыр-Ходжа-хан, и сын Эмира Буладжи, Эмир Худадад, спасались в горах Кашгара и Хотана от Эмира Камреддина, скитались там и воспитывались.

Наконец умер Эмир-Камреддин. После его смерти Эмир-Худадад посадил ханом Хызыр-Ходжа-хана на место отца его.

Сын Хызыр-Ходжа-хана есть Мухаммед-хан; сын его Шир-Али-хан; сын Шир-Али-хана — Султан Увейс-хан; сын этого султана Юнус-хан, сын Юнус-хана — Султан Ахмед-хан, сын его — Саид-хан. Сын Саид-хана есть Абдуррешид-хан. Сын последнего — Абдуррахим-хан

В исторических книгах обо всех этих ханах упоминается довольно, но относительно всех вышесказанных событий рассказов могло бы быть много и мы их сократили. Это приведенное родословие Туглук-Тимур-хана изложено сокращенно из книги ”Родословия муллы Темюр-Ахуна”.

Писано это в г. Джаркенте в 1318 году Гиджры или в 1900 году по Рождестве Христове.

Мазар шейха Мухаммед-Садыка.

Находится этот мазар в верхнем селении Мазар, расположенном на местности ”Алматы-Аузы”, к сев.-вост. от мазара с могилой Туглук-Тимур-хана, верстах в трех.

Селение это находится на земле солонов. В этом и другом селениях Мазарах китайцы определили к могилам по 8 шейхов, которые здесь живут и обрабатывают солонскую землю, давая с каждых 10 хо по 1 хо  в пользу солонов.

У могилы Мухаммед-Садыка живет теперь 12 шейхов, у могилы же Туглук-Тимур-хана 4.

В верхнем Мазаре, кроме этих шейхов, живут кашгарлыки и таранчи, которые возделывают землю.

Могила Мухаммед-Садыка — в крайне запущенном виде; на верху здания крыши нет, стоят бревна для образования купола, который хотел устроить наш джаркентский таранчинец Закир, но он не имел возможности этого сделать после того, как прогорел в Джаркенте на подрядах нашим войскам.

Здание могилы представляет комнату, к которой приделана другая малая. В этой малой — могила Мухаммед-Садыка. Надгробие же посредине большой комнаты, как толковали таранчи, ”для формы”; а четыре надгробия по углам стоят, по словам таранчей, над могилами родственников Садыка.

Вокруг постройки сад, в котором я заметил иву, сливовые деревья, урюк, тополь и яблони.

Между двумя мазарами Мухаммед-Садыка и Туглук-Тимур-хана находится обширный сад с могилами солона Кагаджи, бывшего учителя в нашей кульджинской школе для толмачей, его отца и братьев. Сын его Джалафунга состоит, в чине полковника, ухери-дой (волостной управитель) у солонов, живущих в окрестностях.

Сад этот принадлежит Джалафунге и имеет много фруктовых деревьев.

Могилы расположены полукругом; в центре, могила отца Кагаджи.

Шейх Мухаммед-Садык был самаркандец. От могилы шейха Мухаммед-Садыка до Азан-тепе около 8 верст.

От этого мазара в полуверсте есть могила Котбуддин-Аллями. Этот святой тоже был самаркандец.

Шейх Мухаммед-Садык.

Когда родился Мухаммед-Садык, то ”день затаился, а месяц загорался”.

Родители его были из знатных.

Ученых астрономов было много среди народа; были и святые.

По поводу затмения солнца и других явлений, а также по поводу рождения Садыка, было много толков среди святых и ученых.

Дух пророка Мухаммеда приказал родителям его во сне, чтобы они нарекли имя Мухаммед-Садык сыну их и предсказал о затмении солнца и блистании луны…

На 1-м году стал Садык говорить и стал произносить стих из Корана.

***

Через два дня он стал говорить другой стих:

***

Пока рос Садык, он повторял эти два стиха а также зикр: ***

5 лет отдали его в мактаб. Когда он вошел в училище, то сказал: ***

а четыре стены ответили: ***

Мулла удивился.

Садык занимался в училище толкованием Корана.

В 12 месяцев и 5 дней изучил Коран: понял смысл Корана и наизусть изучил его.

После того приходили ученики в училище и он преподавал им там.

Во время рузы во сне принес ему кто-то шербет; он выпил.

Преподаватели ему сказали, что они не могут ему преподавать, так как он совершенно изучил все, и потому пусть уходит из училища.

По 7 году он изучил все науки и после того сам стал преподавать.

С 2-х лет Садык ходил в сапогах и штанах и никогда не занимался забавами малых детей; всегда прятал свои руки в рукава.

Из 24 часов и часу не оставался без молитвы. По ночам молился и не спал. В три дня ел один раз.

Таким образом он прожил до 30 лет.

С пророком Хызром был всегда в сношениях.

За это время он подготовил 100 человек ученых.

Являлся Хызр и уговаривал его не бояться творить дела Господни.

Два шейха как-то явились в Садыку; они забыли говорить зикры и пришли к нему и просили научить их. Садык после того сделался шейхом.

В неделю сорока тысячам людей он подал руку (муридам) и занялся обучением муридов.

Садык приказал одному дервишу записать имена его муридов, оказалось 125000 человек.

Шейх-Осман был первым муридом по списку и помогал Садыку в сообщении зикров народу.

Последним в списке 125 тысяч был Баба-Саадеддин-Каттали.

Садык 25 лет был шейхом и занимался муридизмом и зикрами.

Была у него ханака, в которой было 200 худжра.

Он выстроил только одну ханаку.

В середине ханака было маленькое строение, в котором помещался только один Садык. Там молился он.

Каждый день 1000 баранов, или 1000 рогатых, или верблюдов приносились в жертву назри и на утро ничего не оставалось.

Один дервиш сказал Садыку, что принесенное для назира следует не сразу приносить в жертву, а по частям каждый день и откладывать на черный день.

Садык рассердился и прогнал его из ханака.

Шейх-Осман как-то привел на веревке дервиша к Садыку. Садык сказал: ”зачем привел его, сам разве он не мог прийдти”? После того из рта Садыка вышел вздох (ох) и дервиша сожгло.

После того Садык сказал Осману: ”ты сделал это для меня, ибо у меня на 30 лет уменьшилась жизнь”. После того он позвал всех муридов, чтобы поздороваться; Садык им сказал: ”жизнь моя на 30 лет сократилась, я ухожу из сего мира”. Встал и сделал зикр, преклонился на молитву и умер.

Умер в Алмату в десятый день рузы.

Когда умер, то один из дервишей-муридов видел сон, что Садык сел на белую лошадь, на голове хорошая чалма и хорошая одежда.

Видевший сон спросил садыка: ”эй, шейх, как ныне дела”? Шейх сказал: ”мое положение на 100 степеней стало лучше, чем в сем мире; я обучаю здесь 5000 человек”.

Приведенный выше рассказ взят из книги ”Тезкере шейха Мухаммед-Садыка Бузургвора”. Это тезкере находится у шейха Мумин-Абдуррахимова в Мазаре.

Его погребли там.

Азан-дун или Азан-тепе.

Верстах в 8 от верхнего селения Мазара к горам на северо-запад находится горка, называемая Азан-дун .

Это та горка, с которой мусульманский святой Аршеддин произносил, будто бы, Азан.

Изолированная горка эта лежит на левом берегу реки Уч-Булак.

С северной стороны она обмыта водою и часть ее свалилась в глубокий ров, тянущийся к горам.

Горка поросла с трех сторон травою. На горке несколько валунов.

К востоку от нее маленькая горка, тоже покрытая валунами. На вершине ее обо – собрание камней.

И с северной, и с южной сторон вокруг Азан-дуна глубокие промоины.

Фотографический снимок с Азан-тепе при сем прилагается.

С этой горы азаном призывал окрестных правоверных на молитву мевляна Аршеддин.

Аршеддин, как гласит предание, не ходил в город, ибо боялся жителей его, а пребывал постоянно у Азан-тепе.

С горки этой открывается на далекое пространство прекрасный вид на окрестную местность с поселениями в Илийской долине.

Н. Пантусов.

————————————————————————————————————————-

1. В Илийском крае два сел. Мазара. Описываемый — западный или Хоргосский Мазар, и за Кульджею — восточный или Боробогусукский Мазар с могилой Увейс-хана.

2. В. Бартольд. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научною целью в 1893 и 1894 гг., стр. 63, 64, 65.

3. В. В. Бартольд говорит, что ”он (мазар) находится в 1 версте от таранчинского селения Хорин-Мазар”. Что такое Хорин мы, проведши около мазара почти месяц в сообществе тысячи людей, не могли добиться значения этого слова. Такого названия (Хорин-Мазар) местные жители не знают, а просто именуют Тоглук-Тимур — хан-мазар и Шейх-Мухаммед — Садык-мазар. Хорин по-монгольски значит двадцать; по-маньчжурски — садок, клетка для птиц.

4. В последнее время получено сведение, что сделаны кирпичные надгробия. Снимки с них прилагаются.

5. В числе их погибли Абды-Вали-шейх и Муфта-Вали-шейх, братья нынешнего шейха у мазара Туглука-Тимур-хана по имени Багра. Багра-шейх имеет теперь 46 лет (в 1902 году), тогда было ему 6 лет.

6. Совсем не то говорится у В. В. Бартольда, стр. 65. Он говорит, что ”новая кладка кирпичей заметно отличается от старой”, (надпись (арабская) есть только в верхней, новой части здания”.

7. Затем получены еще снимки с 4 камней (№№ 8, 9, 10, 11) которые при сем прилагаются.

8. *** — ганг — ледяная расщелина.

9. Впадает она в р. Или с правой стороны. Теперь она служит пограничной рекой между русскими и китайскими владениями.

10. На этой местности, называемой Кер или Ке, или Кесен, бывают теперь обыкновенно международные съезды с китайцами.

11. Иначе называется Алимту. Здесь во времена русского правления была почтовая станция. Кругом рос хороший карагачевый лес; теперь он весь вырублен живущими здесь солонами.

12. Хо = 3 пуда 30 фунтов.

13. ”В день, в который не помогут ни богатства, ни сыновья, а только тот, кто придет к Богу с мирным сердцем” (88-ой стих из 26-ой суры Корана ”Поэты”).

14. ”Бог скажет: это время — такой день, в который праведникам принесет пользу их правда; для них будут райские сады, по которым текут реки, и они останутся в них вечно. Бог будет доволен ими, а они будут довольны им. Это высокое блаженство”. (Стих 119 из 5-й суры Корана ”Трапеза”).

15. Дун — возвышенность.

Первая часть: https://www.altyn-orda.kz/library/gorod-almalyk-i-mazar-tugluk-timur-xana-chast-1/

Источник: http://tourkestan.ru/content/view/96/1/1/17/index.html


Рубрика: