Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

В преддверии празднования 1150-летия великого Аль-Фараби стоит вспомнить историю «возвращения» Великого Учителя в современный Казахстан. Главными батырами в этой истории стали видный казахский ученый-геолог А.Машанов и  известный писатель А.Алимжанов. Признаться, мы, русскоязычные казахские школьники и студенты начала 80-х гг., выросли на патриотических стихах поэта Олжаса Сулейменова и исторических новеллах Ануара Алимжанова – выдающегося казахского советского писателя, лауреата Международной премии имени Дж. Неру. Талантливый писатель писал в основном на русском языке и внес огромный вклад в пробуждение исторического самосознания казахов в период позднего социализма.

Тогда, в эпоху господства «соцреализма» для казахов были настоящим духовным открытием и источником вдохновения замечательные произведения А. Алимжанова «Караван идет к солнцу», «Синие горы», «Сувенир из Отрара», «Степное эхо», «Стрела Махамбета», «Гонец», «Трон Рудаки», и, наконец, «Возвращение Учителя» – повесть о скитаниях по мусульманскому Востоку сына кыпчакских степей Абу Насра Аль-Фараби. Эта повесть была издана в 1979 году в Москве в издательстве «Советский писатель». Известный литературный критик Н. Ровенский, отмечая удачное сочетание в повести беллетризма и научной публици­стики, сказал также, что «в целом, слог романа восходит к «Шахнамэ» и «Тысячи и одной ночи».

Один из первых ревнителей Аль-Фараби, казахский писатель и общественный деятель А. Алимжанов был известен и авторитетен в интеллектуальной среде афро-азиатского мира второй половины ХХ века; его уважали и ценили в Москве. Считается, что Ануар Алимжанов, сотворив на «общесоюзном» русском языке захватывающую повесть об Аль-Фараби, фактически поставил точку в дискуссии о «праве собственности» на Аль-Фараби, возникшей в то время между Узбекистаном и Казахстаном.

Но Ануар Алимжанов не был первооткрывателем Аль-Фараби. Кто же тогда стоит у истоков акции «возвращения» гениального ученого на Родину, вообще в Центральную Азию? Ведь долгое время древний философ считался арабом, также о нем знали лишь узкие специалисты. Кто фактически подготовил почву, вопреки господствовавшей идеологии посвятил половину своей жизни поиску трудов и изучению жизни и наследия Аль-Фараби в период с конца 40-х по 80-е гг. ХХ века? Об этом сегодняшние наши современники, особенно русскоязычная публика едва ли что-то знает… 

«Один в поле не воин». Но это изречение не про Акжана Машанова (позже – Аль-Машани). Этот уникальный для своего времени и общества, чрезвычайно одаренный и энциклопедически развитый казах совершенно не вписывался в привычную академическую среду, хотя и был признанным ученым-геологом, академиком.  Он в одиночку стал бороться за Аль-Фараби в СССР в период 50-70-е годы. В конце концов победил. Все что хотел, высказал, доказал; всего написал 350 трудов по разным отраслям наукам. Он владел арабским и многими другими языками, был религиозным и казался чудаком….Однажды, в 1968 году вместе с 15 казахами (ученые, писатели) он рванул в Сирию. Отыскав могилу Абу Насра Аль-Фараби в Дамаске, он установив на ней памятную доску, прочитал Коран, чем удивил арабов. 

Предки Акжана Машанова, выходцы из самого сердца Великой степи – района Каркаралы (оттуда вышли многие великие казахи, вплоть до первого космонавта Тохтара Аубакирова), находились в близких отношениях с  аулом Кунанбай-хаджи, отца Абая. Дед А. Машанова и Кунанбай были друзьями, а сам будущий казахский советский ученый в детстве видел Шакарима Кудайберды – великого поэта-философа, племянника Абая Кунанбайулы. То есть сами генетические корни и духовная атмосфера его детства и юности также предрасполагали А. Машанова к высокой миссии.  Также он видел Голодомор, восстание казахов Абралы против большевистского террора, другие трагедии. Выжив, решил вопреки всему учиться и сделать что-то великое.

Акжан-ата дожил до дней Государственной Независимости Казахстана; видел и слышал, как имя Аль-Фараби было присвоено главному тогда государственному университету страны – КазГУ, участвовал и сидел в президиуме великого множества международных научных форумов, чествовавших Аль-Фараби. Его заслуги признали в арабском мире, после чего ученый взял имя (нисбу) Аль-Машани. Умер казахский аксакал с сознанием выполненного долга в 1997 году в Алматы, позже юбилей Акжана Машани отмечали под эгидой ЮНЕСКО….

 

© Назира Нуртазина,

профессор Казахского Национального

университета имени Аль-Фараби

 

Рубрика: