АЛТЫНОРДА
Блог Марлена Зиманова

Формулировка национального призыва современности

Зиманов М.К. z-marlen@bk.ru

— из книги «АЛТАЙСКАЯ ЗВЕЗДА. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ТУРАНА. Часть 2.
глава 12 – 12. МОДЕРНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ЭТИЧЕСКОГО ТРАДИЦИОНАЛИЗМА

Казахская традиционалистская душа является произведением духовной культуры Турана, более древней, чем все мировые религии. Она естественна для цивилизации кочевничества, создавшей мировые империи в геополитике и мировоззрение Аруах в своей этнокультуре. Туранизм, как и все мировые религиозности, утверждает о бессмертности души человека. Вместе с тем туранский субъективный традиционализм утверждает также и о двухсторонней связи живых и мертвых. А эта, казалось бы, субъективная связь достаточно объективна, причем именно в своей осовремененной материалистической трактовке. Ведь генеалогия создается генетической наследственностью, то есть передается через реально существующее кровное родство. И эта связь не противоречит и религиозности, поскольку в древнейшем откровении авраамической традиции утверждается о том, что душа человека живет в его крови. Поэтому к потомкам вместе с кровнородственной преемственностью передается не только так называемый паспорт генетического здоровья, но «родовая запись» благодеяний и злодеяний. Из этой записи создается «карма крови».

Это представление отражается в казахской духовной субъективности. Конечно, в отличие от мировых религий современности, она утеряла такую важную этнокультурную цивилизационную «запись» как руническая письменность. Но она сохранилась как субъективность традиционалистского сознания, сохранившего основные этические запреты. Так, например, казахский традиционализм, как и другие естественные и религиозные культуры, рассматривает убийство невинного в качестве величайшего злодеяния. Туранизм связывает этот грех как с Божественным наказанием, так и с кармическим проклятием, согласно которому душа безвинно убиенного не прощает дух виновного. Более того, проклятие переносится на родовой дух виновного, ведь Аруах рассматривается как преемственность родового духа, имени и судьбы. Поэтому-то, желая избежать этого чужого родового проклятия, казахская культура запрещала выдавать своих дочерей замуж за убийцу. В связи с этим для преступника наступали вполне земные, социализированные негативные последствия. Он был вынужден уходить из своего рода, становясь «безродным». И только благодаря действию такого остракизма проклятие вместе с изгоем должно было покинуть род, к которому когда-то принадлежал убийца, а месть мертвых преследовала только самого проклятого. И если он не был прощен, то его грех преследует его повсюду.

Туранизм, как и общерелигиозное представление мирового сознания трактует, что душа бессмертна, что она не возникает ниоткуда и не уходит в никуда. Он, как и все религиозные доктрины основан на том, что Душа – это дар Божий. Она принадлежит Создателю. И Небесное благословение даруется по факту рождения, что не позволяет душе умереть после смерти тела. Туранизм сознания в этих представлениях поддерживается мировой религиозностью.

Другое дело, что своими земными поступками человек должен подтвердить бессмертие своей души земными поступками, в которых он либо приобретает, либо теряет аруах.

И если человек достоин высшего благословения, то возникает связь аруаха – коллективной души предков и потомков. И если Душа находится во владениях Божьих, то там она имеет больше возможностей обратиться к Божественному Абсолюту о прощении потомков в их земной жизни, полной заблуждений и соблазнов. И, кстати, эта потусторонняя связь и посмертное «единодушие родни» отчасти подтверждается теми людьми, которые познали феномен «жизни после смерти». Там, по ту сторону барьера они встречались со своими усопшими родственниками. Этот факт встречи родственников «после смерти» соответствует туранскому традиционалистскому представлению о существовании «Небесных кладбищ родичей», продолжающих родовые собрания душ. Этим подтверждается туранский тезис о единстве коллективной родовой души, то есть Аруаха.

Представление об Аруахе как о вместилище коллективной родовой души является культурной сутью цивилизационного сознания туранцев. Сообразно цивилизационным условиям своей кочевнической жизни оно создавало субъективный и вместе с тем вполне земной туранский коллективизм. Туранская корпорация существовала в родоплеменной форме, создавая автохтонную субъективность, духовную культуру через признание и магию родовых имен. Традиционализм родовых имен являлся основным культурно-цивилизационным принципом родоплеменизма, а доктрина Аруах являлась осевым элементом туранизма как цивилизационно самостоятельного субъективизма туранского мира.

В период своего архаичного и раннесредневекового расцвета признание Аруаха олицетворяло духовную культуру, связывающую племена Великого кочевья общепризнанной традицией. Культ предков представлял собой ранне-религиозную субъективность, связанную с Небесным Богом тюрков Тенгри. Эти образы отображали и создавали тысячелетний туранский субъективизм. Они остались в подсознании казахской культуры как этико-культурные воспоминания о коде своего цивилизационного сознания. И они выжили в ментальности казахов, и сохранились после катастрофы геополитического проекта ханства и даже после уничтожения цивилизационного образа жизни.

Это не удивительно. Цивилизационное подсознание является наиболее глубинной цитаделью духа. И в ней он неуязвим. А с тем, что неискоренимо, бороться бессмысленно. В нём таится государственническое «зло» для казахов – трайбализм верхов, «приватизировавших» славу древнейших имен. Но во всяком «зле» имеется противоядие. Его можно и следует обратить во благо, тем более что народнический «трайбализм» резко отличается от трайбализма транзитной элиты. Народническая этнокультура (но никак не политиканствующий трайбализм, действующий ему вопреки и всегда действующий только в своих групповых интересах) составляет цивилизационное наследие, создавшее казахский традиционализм сознания. Он по-прежнему основан на цивилизационных формулах туранского сознания, на культуре Аруах, являющейся квинтэссенцией культуры родовых имен Турана.

Эта исконная туранская культура, соответствующая и создающая казахскую душу, продолжается. Ее надо всего лишь осовременить, то есть представить миру в модернизированной формулировке. Ею является призыв сохранить свой родовой Аруах, уберечь его от проклятий и не «осквернить» его своими же собственными поступками. Этот запрос на сохранение не только родовой, но семейной чести является осовремененной формулировкой цивилизационного импульса всей Туранской цивилизации, субъективной квинтэссенцией его культуры. И эта этическая доктрина должна приобрести значение национальной идеи, тем паче что она и есть народная душа казахского традиционализма. А поскольку понятие и феномен национальной культуры шире, чем родоплеменные и клановые трайбализмы, то частное должно следовать судьбе общего. Родовые трайбалисты должны посмотреть в глаза своему народу. Это необходимо, прежде всего, им самим. Взгляд в историческое зерцало позволит им увидеть свое будущее. И им надо помнить, что власти меняются, а народ остается. Именно он и дает окончательную историческую оценку вождям.

Послесловие

Если каждый читатель найдет что-либо своё сугубо личностное в предложенной автором формуле современной Туранской идеи, то пусть это будет нашим первым коллективным успехом. Ведь всякое личное чувство всегда принадлежит всеобщему коллективизму, но никак не наоборот. Личностное понимание национального призыва необходимо для появления коллективизма. А сам коллективизм есть солидарность и чувства сопричастности к тому субъективизму, к которому принадлежит и сам себя соотносит человек. Таким казахским национально-культурным субъективизмом является традиция туранского коллективизма. Согласно культурно-цивилизационному коду, обнаружение своего индивидуализма и своего фамильно-родового имени в общем феномене является началом солидаризации. А появление чувства сопричастности к коллективизму означает начало моральной победы над своими индивидуалистическими страхами и стереотипами.

И пусть состоится признание своей сопричастности к всеобщей формуле туранизма (то есть к казахскому традиционализму). И даже если оно будет сначала небольшим, но субъективно значимым для читателя, то пусть оно станет для него таким же сугубо личностным ощущением сопричастности к традиции предков, их истории и культуре. И только при таком условии, что этот призыв развернется в личностных «откликах», он может предполагаться как некая субъективно ценная, культурно обобщающая и политически объединяющая формулировка национальной идеи.

АЛТАЙСКАЯ ЗВЕЗДА. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ТУРАНА. Часть 2–я

ГЛАВА 12          АЛТАЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МИССИЯ

12 – 1   МИРОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ

Мировая цивилизация просвещенного подавления

Власть денег и сила информации

Энергетика сознания

12 – 2   НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МИССИЯ

Понимание национальной миссии

Цивилизационная матрица естественного сознания

12 – 3   МЕТАФИЗИКА АЛТАЙСКОГО ПРОЕКТА ТУРАНСКОЙ МИССИИ

Цивилизационная миссия Турана

Метафизика национального возрождения

12 – 4   АЛТАЙСКАЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯ БУДУЩЕГО

Туранское сознание современности

Преемственность Алтайской культурной традиции

12 – 5   НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОГРАММА ТУРАНСКОГО БУДУЩЕГО

Родоплеменной коллективизм туранского традиционализма

Духовное родство туранцев

12 — 6    ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Преодоление диктатуры пространства

Основной вызов национальной судьбы Турана

12 — 7    ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ МИССИЯ КАК ФИНАЛ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ

Формирование цивилизационной миссии как конечная цель национальной идеи

12 — 8    ВОЙНЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Алтайская цивилизационная миссия Турана

Цивилизационная культура военно-политического равенства всадников

Цивилизационная экспансия

Цивилизационное сжатие туранского пространства и сознания

Завершение Великого кочевья

12 — 9    НАЦИЯ-ГОСУДАРСТВО

12 – 10  ФОРМУЛА ТУРАНСКОГО БУДУЩЕГО

Эпоха цивилизационных перемен

Споры о будущем

Туранский фатализм жизни и смерти

12 — 11  ТУРАНСКИЙ РОДОПЛЕМЕННОЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ

Цивилизационный консерватизм туранского кочевничества

Древнейшая родоплеменная форма суперэтнического пантюркизма

Культурно-цивилизационная программа пантюркизма

Огузские имена пантюркизма Евразии и Босфора

Древнетатарские и кыпчакские имена обоих Туранов

Тюрко-монгольские и халха-ойратские имена Юаньской империи

Тюрко-туранское суперэтническое табу на геноцид живых и на месть мёртвым

Древнеуйгурский политоним восточно-туранского суперэтноса

Древнеуйгурский государственнический политоним и тогуз-огузские этнонимы

Тогуз-огузское народническое продолжение древнеуйгурского суперэтноса

12 — 12  МОДЕРНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ЭТИЧЕСКОГО ТРАДИЦИОНАЛИЗМА

Трайбалистское искажение родоплеменной традиции

Критика жузовщины

Культурно-историческая ценность родовых имен (этнонимы и политонимы)

Исчезновение родовых имен в линии межцивилизационного разлома

Постсоветское вне-цивилизационное безвременье

Культурная программа модернизации этического традиционализма

Формулировка национального призыва современности

Послесловие