Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

(о лидерской лекции профессора В.Ф. Зайберта

в КазНУ им. аль-Фараби)

 

10 сентября 2019 г. в конференц-зале факультета истории, археологии и этнологии КазНУ состоялась  лидерская лекция доктора исторических наук, профессора, известного археолога Виктора Федоровича Зайберта «Ботай – начало степной цивилизации». Признаюсь, поскольку у меня есть определенные предубеждения к археологии, к «золотоискателям», то я вначале ожидала услышать очередное скучное перечисление артефактов вперемежку с дежурными назиданиями молодежи. 

Однако на этот раз я была приятно удивлена и благодарна за весьма и весьма содержательную, яркую, настоящую лидерскую лекцию – хорошо продуманную, наполненную притом патриотизмом, гуманизмом. Читал ее известный казахстанский археолог В.Ф. Зайберт, открывший Ботайскую культуру. Лекция оказалась очень полезной для первокурсников, всех студентов и магистрантов факультета.

Виктор Федорович с большим уважением определил место КазНУ им. аль-Фараби как «интеллектуального центра Казахстана», поздравив первокурсников с поступлением в этот ведущий и старейший вуз страны. Молодых слушателей тронули его слова о том, что надо больше читать серьезные книги, наращивать знания с первого года обучения, а не довольствоваться формальным подходом к обучению. При этом ученый упомянул свое детство и школьные годы, когда он, простой парень из села Северного Казахстана, любил читать книги и заниматься спортом.

Сразу обратил внимание лектор на актуальность темы Ботайской культуры в свете статьи Первого Президента Н.А. Назарбаева «Семь граней Великой Степи»; вспомнил свою первую встречу с Елбасы в 1997 г.: тогда  В. Зайберт  работал в университете в Петропавловске, и Президент РК посетил презентацию первых материалов по Ботайской культуре. 

Все мы так или иначе осведомлены о знаменитой Ботайской археологической культуре Казахстана, датируемой эпохой энеолита, где были найдены уникальные следы доместикации лошади; сотни тысяч костей, свидетельствующие об огромной роли этого животного в степной Евразии. Но из данной лекции слушатели почерпнули свежие факты, новые обобщения, гипотезы.

Говорилось о «новом прочтении ботайской архитектуры», реконструкции жилищ наших древних предшественников, о прототипах юрты кочевника, которые  использовались, когда весной ¾  населения ботайцев уходила на джайляу, в степи, практикуя , таким образом, яйлажный тип  скотоводства. Обитатели Ботайского поселения в большом количестве разводили лошадей и любили конину, изготавливали кумыс (показаны на слайдах кумысная, и загон для дойных кобыл).

Были представлены и обоснованы интригующие факты о религиозных верованиях и культах этих насельников, в частности, продемонстрирован череп человека, он родился гермафродитом и был обожествлен как святой или шаман. «Ботайцы» поклонялись Солнцу, проводили соответствующие ритуалы. Им были известны 16 видов домашних промыслов. Жизнь их была полна опасностей и трудностей: они воевали с  внешним врагом 15 лет, также живя в землянках, страдали от туберкулеза и др. болезней.

В следующем, 2020 году археологи будут отмечать 40-летие Ботайской культуры, включенной ныне в список 100 общенациональных сакральных объектов Казахстана. В настоящий момент создан музей-заповедник «Ботай». Сделано уже немало в деле скрупулезного исследования материалов, масштаб исследований вышел на полноценный международный уровень. Проведены комплексный анализ  и восстановление облика этой древнейшей культуры при участии специалистов самых разных направлений.

Сейчас  есть все основания говорить об уникальности Ботайской культуры, которая как зеркало отражает истоки всех фундаментальных признаков скотоводческой культуры и степной цивилизации тюрков. И это означает, отметил профессор, что с учетом данных Ботайской культуры можно говорить, что 6 тыс. лет назад начался отсчет истории предков казахского народа. О своем детище проф. В.Ф. Зайберт рассказывает с большой любовью, энтузиазмом, профессионально; демонстрирует интересные слайды, схемы и диаграммы, фото Ботайского поселения, сделанные из космоса и др.

Оказалось, что знаменитый археолог всегда учит участников раскопок и в целом молодых археологов девизу «не спеши!», призыву не увлекаться количеством, не болеть болезнью «золотой лихорадки». При проведении раскопок, по его мнению, требуется толерантность, тактичность, чувство уважения к земле, ушедшим поколениям и верность науке прежде всего. 

Слушая ученого, студенты поняли, что за настоящими открытиями археологов стоит тяжелейший труд, физический и интеллектуальный. «Только за один сезон  на месте раскопок члены экспедиции вывозят 120 «камазов» земли; в целом на месте Ботайского поселения обнаружено 300 тыс. ценных находок (орудия труда, наконечники стрел, остатки жилищ, керамика и др.), около 20 тонн костей лошадей. Притом, уточняет проф. В. Зайберт, в памятный для него первый день археологических раскопок на этом месте в 1980 г. сразу нашли 60 тыс. находок.  

Весьма любопытным оказался палеоантропологический аспект наследия Ботайской культуры. Изучены всего 10 останков людей, и они показывают, что среди насельников северного Казахстана в эпоху энеолита преобладал европеоидный средиземноморский тип, но в то же время найдены черепа, принадлежащие людям монголоидной расы, и даже экваториальной, т.е. негро-австралоидной расы (один череп). И это подтверждает известный тезис о том, что степи Евразии и территория древнего Казахстана всегда были зоной культурных контактов, миграций, смешения и метисации рас, взаимодействия различных цивилизационных моделей.

 

 

Н.Д. Нуртазина,

профессор КазНУ им.аль-Фараби  

Рубрика: