Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

гулливерОпыт Евросоюза показывает, что скоропалительное  расширение числа участников альянса, вызванное не экономической целесообразностью, а стратегическими  интересами, поставило ЕС на грань распада. И этот урок должен послужить предостережением адептам быстрого расширения интеграционного союза.

Накануне подписания Договора о создании Евразийского экономического союза (ЕЭС)  параллельно не утихают разговоры об его расширении. В частности, туда уже просятся еще не существующая Новороссия. Но если это курьез, то вступление в ЕЭС в скором времени Кыргызстана, Армении и Таджикистана – реальность.

Насколько уместно это сейчас, когда  еще сам ТС , в котором объединены близкие по уровню развития государства, не оперился, еще предстоит пройти путь длиной в десятилетие по созданию полноценного общего трынка?

В чем же главная причина проблемы ЕС, на который мы во многом равняемся? Ответ очевиден – в чрезмерной скорости его роста, когда в ЕС наспех принимались страны, сильно отстававшие по уровню экономики от ее старожилов.   Так, если с 1957 до 2004 года в ЕС вошло  всего 15 стран, то с 2004 по 2007 годы  принято 12 стран, и 10 из них бывшие страны соцлагеря. То есть, здесь очевидна политическая подоплека.

Чем это аукнулось для ЕС? Нового плана Маршалла не получилось – если в прежние  времена такие государства как Германия, Япония с помощью США резко нарастили свое производство, то в рамках ЕС всё произошло наоборот. Здесь  перед новичками под разными предлогами поставили ряд препонов в обмен на финансовую помощь и технологии. За этим скрывалось нежелание лидеров ЕС потесниться в своих нишах производства и рынках сбыта. Так новички оказались заведомо обреченными на роль бедных родственников и поставщиков дешевой рабочей силы.

Спустя всего несколько лет на грани краха оказались сразу несколько государств, весьма неуверенно чувствуют себя даже члены «большой восьмерки» Испания и Италия.

Безусловно, в новом интеграционном  союзе принципы иные – суверенность и равенство всех участников, и правило консенсуса по важным вопросам. Однако консенсуса как раз и будет трудно достигнуть при таком разбросе уровней развития. К примеру, ВВП на душу населения у РФ равен $14973, а у Киргизской Республики – $1282.

Именно по этой причине  поспешное расширение количества участников евразийской интеграции может стать гирей на ногах ЕЭС.  Союз должен исходить прежде всего из примата экономических возможностей, а не амбиций.

Как пишет gazeta.kg, правительство Кыргызстана попросило страны ТС оказать республике материально-техническую помощь и выделить $337 миллионов для переоснащения экономической инфраструктуры в соответствии с нормами ТС. Также республика рассчитывает на создание специального инвестиционного фонда для развития республики в новых условиях. Презентация Дорожной карты КР состоится 29 мая в Астане.

“Эксперты считают, что главное – подтвержденная готовность официального Бишкека к интеграционным процессам в рамках Таможенного союза. Если она будет продемонстрирована публично и  безусловно, то и вопрос выделения финансов организаторами ТС решится оперативно”.., пишет издание.

Еще запутанней ситуация с другим кандидатом – Арменией, с ее нерешенной проблемой Нагорного Карабаха, к тому же  не имеющей общих границ со странами-членами ТС. Здесь единое экономическое  пространство можно создать разве что по воздуху.

В ЕЭС уместен принцип – семь раз отмерить и один раз присоединить. Как говорят американцы, ничего личного – просто бизнес.

Марк Айсберг

 

 

Рубрика: