Sorry, this entry is only available in Орыс Тілі For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

kazahi_za_nezavisimostКогда-нибудь придет время, и историю казахстанского государственного аппарата будут изучать в качестве отдельного предмета в вузах. Но потомкам, которых ждет именно этот вид гранита науки, можно только посочувствовать. Ибо технологию, которая сможет наглядно продемонстрировать, куда, как, а иногда даже зачем передавались те или иные полномочия, еще не изобрели.

Дело, собственно, в том, что отечественным мыслителям, зачинающим очередную административную реформу, неплохо иметь на книжной полке изданный архивом Президента уже трехтомный справочник “Органы государственной власти Республики Казахстан”, в котором кропотливо собраны сведения обо всем, что руководило и руководит нашей независимой страной. Только в первом томе можно найти информацию о 58 агентствах, 25 госкомитетах, 41 департаменте, 110 комитетах и 63 министерствах, не считая массы прочих структур в период с 16 декабря 1991 года до (внимание!) 1 января 2001 года. О том, что было позже, рассказывают еще два тома. И почему-то кажется, что тремя томами дело не ограничится. Количество вновь создаваемых и вновь реорганизуемых органов наводит на весьма серьезные размышления.

На этом фоне особенно приятно увидеть вещи, которые, может, и изменив свою суть и кадровый состав, но дожили с прежним названием до наших дней. Такое же ощущение испытываешь, когда в старой газете наряду с фотографиями Эйзенхауэра и Вышинского видишь статью о концерте молодого талантливого певца Ермека Серкебаева и начинаешь задумчиво производить в уме арифметические вычисления…

Октябрь для казахстанской власти – и прежней, и нынешней – месяц достаточно знаменательный. В современной истории в силу того, что именно в этом месяце закончилась история правительств Караманова, Терещенко, Кажегельдина и Балгимбаева, принято считать, что пик отставок и назначений происходит за два с лишним месяца до нового года, хотя более полная статистика может это утверждение оспорить. А что касается прежней истории, то именно в октябре далекого уже 1920 года на учредительном съезде рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов Казахстана было провозглашено создание КАССР – Казахской Автономной Советской Социалистической Республики и было избрано ее первое полноценное правительство – ЦИК во главе с Мендешевым и Совнарком во главе с Радус-Зеньковичем. Кстати, любопытно, что из созданных тогда наркоматов (которые в 1946 году стали называться министерствами) до наших дней непрерывно просуществовал только будущий Минфин. Но это совсем уже древняя история.

С другой стороны, в силу разных причин многие не очень помнят и историю нынешнюю. По крайней мере зачастую, рассказывая кому-то о событиях всего лишь середины 90-х годов, неожиданно можно нарваться на вопрос “а кто это?”, причем в отношении фигур, которые, мягко говоря, еще должны быть на слуху.

Вот теперь, в общем-то, можно подойти и к некоторым аспектам новейшей истории. Вернемся в октябрь 1995 года. 19-е число правительство республики может отмечать своим днем рождения, ибо до этого оно называлось по прежней Конституции – Кабинетом министров. А вот 20-е число – это день рождения администрации Президента. Возникла эта структура – штаб президентской власти – в мае 1990 года и называлась тогда “канцелярия Президента”. Первым ее руководителем стал Сергей Терещенко, занимавший пост заместителя Президента КазССР. Структура была совсем простенькая: управление делами (во главе с Владимиром Ни) и отделы: по связи с прессой и изучению общественного мнения (Гадильбек Шалахметов), государственно-правовой (Каирбек Сулейменов), по вопросам гражданства и помилования (Михаил Бабушкин), писем и приема граждан (Тельман Сауранбеков) и наград (Геннадий Бердюгин). Терещенко, правда, руководил канцелярией недолго – через неделю его сменил Нуртай Абыкаев, а 1 августа канцелярия стала аппаратом Президента. Дальше была длинная история: президентский аппарат в конце 1990 года “съел” управление делами Совета министров с его огромным аппаратом и хозяйственными структурами. Еще через год в него фактически влились структуры и кадры бывшего ЦК Компартии Казахстана. Через какое-то время правительственный аппарат (нынешняя канцелярия Премьер-Министра) отпочковался, а после принятия новой Конституции аппарат Президента стал администрацией.

Генеалогия управления делами получилась несколько сложнее. В какой-то момент оно разделилось на управление делами и хозяйственное управление аппарата Президента (которое потом стало ХОЗУ при Президенте), потом должности были совмещены, потом разделены, потом возник финансово-хозяйственный отдел администрации, потом отдел был упразднен, потом ХОЗУ стало АО и ушло в “конкурентную среду”, а управление делами снова стало единственным органом (его повторной датой рождения, кстати, можно назвать 6 ноября 1995 года).

Долгая история, в общем.

Понятно, что глава государства и архитектор современной государственности у нас один (причем был, есть и будет), но архитекторами и в какой-то мере основоположниками структуры президентской власти можно назвать троих – Нуртая Абыкаева, который создал и укрепил администрацию Президента (хотя и не был первым руководителем именно администрации), безвременно ушедшего несколько лет назад Владимира Ни, который собрал в один кулак и построил мощную хозяйственную империю, обеспечивающую деятельность государственной власти, причем в обеих столицах, и Марата Тажина, который выстроил работу идеологического и аналитического аппарата страны. Возводилась все эта империя в течение длительного времени, и на наших глазах структуры президентской власти росли, переживая и взлеты, и падения…

В стране есть должности значимые и не очень, есть люди весомые и те, чья власть и влияние зависят исключительно от занимаемой должности, но в кадровых вопросах своей администрации и управления делами Нурсултан Абишевич никогда не ставил фигур проходных. Собственно, подобная щепетильность в кадровых вопросах проявлялась еще в выборе спикеров сената, но это тема отдельного рассказа.

Раз уже речь пошла об истории, то не мешает вспомнить когорту руководителей президентского аппарата.

Аппарат – администрация Президента (АП): Нуртай Абыкаев, отец-основатель, после перерыва был призван восстановить авторитет президентской вертикали (1990-1995, 2002-2004). Сагинбек Турсунов, пытавшийся сделать из администрации противовес правительству, но проигравший аппаратную игру как правительству, так и коллегам по АП (1995-1996). Ахметжан Есимов – он вообще-то был госсекретарем, но после отставки Турсунова был и.о. руководителя АП, а через какое-то время стал и руководителем АП (1996, 1998). Оралбай Абдыкаримов – ветеран президентской гвардии, многолетний заведующий орготделом ЦК и АП – некогда ключевой структурой президентского штаба (1996-1997). Сарыбай Калмурзаев – теневой архитектор приватизации и системы Госкомимущества, жесткий управленец, наводивший на многих реальный страх (1997-1998, 1999-2002). Алихан Байменов, остававшийся на хозяйстве во время сложных президентских выборов (1998-1999). Имангали Тасмагамбетов, призванный для руководства парламентскими выборами, проходившими по традиции в сложных политических условиях (2004). Адильбек Джаксыбеков, сбалансировавший структуру и функции АП, что позволило решать и электоральные проблемы, и политические конфликты (2004-2008). Кайрат Келимбетов, пытавшийся сделать из АП не только политический, но и экономический штаб (2008). Аслан Мусин, один из лучших акимов страны, чье личное влияние на политику и кадры превысило возможности возглавляемой администрации (2008-2012). И Карим Масимов, дольше всех занимавший пост Премьера и ставший одним из самых доверенных советников Президента (с 2012-го).

Управление делами Президента (УДП): Владимир Ни – отец-основатель (фактически 1990-1995, 1996-1998), Сыздык Абишев – многолетний глава МВЭС, которого Президент во второй половине 90-х решил держать “ближе к телу” (1995-1996). Темирхан Досмухамбетов – руководитель казахстанского спорта и туризма, крепкий хозяйственник, обеспечивший прочный тыл исполнительной власти и решавший множество вопросов, входящих в расширенную трактовку названия должности (1998-2003, 2004-2006). Сарыбай Калмурзаев, для которого эта должность означала то вывод в резерв, то возможность быть “теневым” руководителем АП (2003-2004, 2008-2011). Булат Утемуратов – человек, занимающийся управлением многими президентскими делами, независимо от должности главы УДП (2006-2008). Серик Умбетов – ветеран южного акимского корпуса, находившийся в резерве, но, увы, оставшийся в нем (2011-2012), Абай Бисембаев – опытный управленец, фактически руководивший УДП при предшественниках и выстроивший из него мощную корпорацию с сохранением расширенного толкования названия (с 2012-го).

Характерно, что по сей день среди отечественных политических тяжеловесов нет ни одного, кто не начал бы политическую или деловую карьеру как минимум в 90-е годы – период, когда можно было проявить свои качества в действительно жестких и, скажем так, конкурентных условиях. Другой заметной чертой указанной категории можно обозначить обстоятельство, что никто из них не толковал свои полномочия буквально. Это, возможно, и обусловило непривязанность их влияния и долголетия к факту обладания тем или иным портфелем. В любом случае, чтобы понимать то, что происходит сегодня, оценить то, что будет завтра, надо знать историю вопроса. Ключи от будущего Казахстана лежат в прошлом, разгадать которое практически невозможно. Но в этом, наверное, и заключается вся прелесть игры.

Данияр АШИМБАЕВ,
специально для Панорамы
25.10.2013 г.

Источник – Панорама

Рубрика: