АЛТЫНОРДА
Новости

Асель Турланова. Перспективы нашей независимости

День независимости Казахстана, который в этом году отмечался 22 раз, становиться глобальным праздником. Его чествовали не только на родине, в казахстанских городах, но и за рубежом. В Лондоне, к примеру, его отмечали студенты и стипендиаты программы «Болашак», а в американской столице, Вашингтоне, мероприятие проходило официально-подчеркнуто. Представители казахстанского посольства организовали конференцию, где обсудили развитие казахстанско-американского стратегического партнерства.

На «американскую конференцию» собрались около 200 человек. Но не количество гостей привлекало внимание, а их статус. Так, поздравить казахстанцев пришла Заместитель Госсекретаря США по вопросам контроля над вооружениями и международной безопасности Роуз Геттемюллер, которая дала оценку развитию отношений между нашими странами. Как не трудно догадаться, она в очередной раз подчеркнула ту роль, которую сыграл Казахстан в укреплении глобальной ядерной безопасности. Тем более что решение об отказе нашей страны от четвертого по количеству ядерного арсенала в мире принималось на заре независимости. И получилось так, что оба события, – обретение независимости и решение по атомному оружию бывшего СССР, – тесно переплелись.

Не менее интересные события разворачивались в Казахстане, где Временный поверенный в делах Посольства США в Казахстане, Чрезвычайный и Полномочный Посол США Джон Ордвей удивил наших граждан знанием казахского языка. «США были первой страной, признавшей независимость Казахстана, и наше взаимное сотрудничество крепнет день ото дня. США были, есть и всегда останутся верным другом и надежным партнером Казахстана», – заявил американский дипломат на государственном языке. За теплые слова Джону Ордвею большое спасибо. Но многие обратили внимание на то, что США не были первой страной, которые признали Казахстан.

Впрочем, нечего предосудительного в заявлении Джона Ордвея нет. Во-первых, его слова о том, что США были первыми, носили символичный и условный характер. Ведь Америка действительно была в числе первых государств, которая признала независимость нашей страны. Во-вторых, в легкой дискуссии в глобальной сети есть положительные моменты. Казахстанцы как оказалось, хорошо знают, кто первый признал независимость страны в далеком 91-ом году. И, в-третьих, дискуссия заставила задаться вопросом: «Какая страна оказала большое влияние на становление независимости Казахстана?».

Слушая выступление Джона Ордвея, многие отметили, что первой страной, признавшей независимость Казахстана, стали не США, а Турция. И Анкара сделала многое для того, чтобы наша независимость состоялась. Хорошо известно о том, что экс-президент этой страны Тургут Озал специально ждал, когда Казахстан объявит о независимости, чтобы первым признать ее. По словам нынешнего турецкого президента Абдуллаха Гюля все это было естественно. Как отметил он в интервью: «две братские страны объединяют единый язык, вера, история, культура, традиции и ценности». Акт признания напоминает картину большой тюркской семьи, где Тургут Озал спешил первым сообщить миру о рождении нового ребенка.

Вклад Турции не ограничился только признанием независимости Казахстана. В 90-х годах Анкара, под собственные гарантии заняла порядка одного млрд. долларов у кредиторов и передала деньги Казахстану, чтобы наша страна смогла быстро встать на ноги. Причем, не требуя обязательного возвращения средств. Об этом в одной из книг сообщил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Показателем эффективности инвестиций является не прибыль, которую они сулят, а те множественные цели, которые они достигают. Ведь главное свойство денег – это менять и преображать окружающий мир. Так произошло и с Казахстаном. Естественно, что после такого благородного поступка, которые сделали политики Турции, вопросом чести было вернуть деньги и не подвести партнера. Но еще важно, что предоставленные Казахстану средства, позволили «перезагрузить» экономику, начать широкие реформы и улучшить жизнь людей. Сегодня наша страна считается экономическим лидером на постсоветском пространстве и «островком стабильности» в Центральной Азии. Наша страна удивила мир, но есть в этом заслуга и Турции, которая на заре независимости поддержала нас.

«Сегодня в Казахстане работает около полутора тысяч компаний с участием турецкого капитала. Этого недостаточно. Товарооборот между странами в связи с кризисом упал на 1 млрд. и составил 2 млрд. долларов. Мы ставим задачу в ближайшие годы вывести объем товарооборота до 10 млрд. долларов США», – отметил Нурсултан Назарбаев в 2010 году во время встречи с турецким президентом Абдуллой Гюлем.

Впрочем, сегодня не стоит умалять роли США и европейских стран. К примеру, США и Великобритания, после того как Казахстан присоединился к режиму ДНЯО и отказался от бывшего советского ядерного арсенала, предоставили свои гарантии безопасности нашей стране. Кстати, сам факт отказа от смертоносного оружия тоже повлиял на наполнение независимости Казахстана реальным содержанием. Решение «ядерного вопроса» снизило риски инвесторам, которые могли вкладывать деньги в экономику молодой республики и не опасаться политических коллизий. Кстати, уже в 90-х годах, Казахстан оказался в числе лидеров по объему привлеченных инвестиций на постсоветском пространстве. Большая их часть приходилось на страны Европы и США.

Но европейские страны преследуют свои интересы в нашем регионе. К примеру, развитие гуманитарных связей в Брюссель рассматривает через развитие на Востоке институтов гражданского общества и свободных СМИ. В итоге, в 90-х годах, Нурсултан Назарбаев даже сравнил ОБСЕ с «инструкторами КПСС», приезжавшие с проверками в союзные республики. Однако Казахстан не может игнорировать геополитическое пространство, расположившееся на Западе от постсоветского пространства. Но какой вклад вносит ЕС в укрепление независимость нашей страны?

В отличие от сторонников «евроинтеграции» в Грузии и Украине, мы не можем говорить о том, что Брюссель вступление в ЕС, является гарантией независимости для Казахстана. Хотя год назад, во время посещения Берлина Нурсултан Назарбаев сказал что, он верит в то, что «интеграция Европы и Азии – дело времени», Астана видит себя в рамках этого процесса неким мостом: соединяющим два берега, но не делающим выбор между ними. Пожалуй, вклад Европы может состоять в том, чтобы минимизировать те угрозы, которые имеют место в нашем регионе. Ведь Брюссель не меньше заинтересован в этом, чем наша страна. Нелегальная миграция, наркоторговля, браконьерство, все это способно подорвать развитие не только Европы, но и Казахстана. Не говоря уже о таком «мощном факторе» в сфере региональной безопасности, как Афганистан. Однако большого эффекта по таким направлениям сотрудничества не наблюдается.

Самого ближайшего союзника, чем Россия, у Казахстана нет. Об этом говорит характер сотрудничества между странами, в том числе статус стратегического партнера, который получила Астана во внешнеполитической стратегии Москвы, а также торговый оборот между государствами, превышающий 20 млрд. долларов. Кроме того, две страны состоят в Таможенном союзе, в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Но такая идиллия была не всегда. В 90-х годах в Москве говорили о «Южном подбрюшье» и больше смотрели на Запад, чем на Восток. В итоге, Россия в 90-х годах стряхнула Казахстан с «рублевой зоны» и в целом проводила невнятную и непоследовательную политику в отношении Астаны.

Ситуация радикально изменилась в 2000-х годах, когда в России пришел новый президент Владимир Путин и сменилась политическая элита. В итоге, если в середине 90-х годов Нурсултан Назарбаев тщетно пытался донести мысль о необходимости интеграции на постсоветском пространстве, то в последние годы за нее ухватился российский лидер. В итоге, сегодня Москва и Астана на фундаменте партнерства строят свои долгосрочные приоритеты развития. Как отметил Нурсултан Назарбаев на Х Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана: «Соседей не выбирают. Мы – соседи, данные друг другу богом». А касаясь наших стран, президент сказал, что «сотрудничество помогает в международной конкуренции». Таким образом, Казахстан и Россия намерены совместно достигать поставленных целей и тем самым наполнять свою независимость реальным содержанием.

Кстати, Россия в рамках ОДКБ также выступает гарантом независимости Казахстана. Не будем забывать о том, что промосковский военный блок предусматривает коллективную безопасность в случае агрессии на одно из государств ОДКБ. К счастью, пока этот пункт Договора не был востребован. Но заметим, что между нашими государствами развивается военно-техническое сотрудничество, в рамках которого Казахстан являться получателем новейшего вооружения по заводским ценам. Благодаря чему наша страна осуществляет модернизацию своих вооруженных сил.

Наряду с Россией следует обратить внимание на соседний Китай. Сегодня Поднебесная открыта миру и динамично развивается. Но так было не всегда. И в этом смысле нам сильно повезло, что мы обрели независимость в тот период времени, когда в соседней стране успешно шли реформы.

Трудно сказать, как повернулась бы судьба Казахстана, если бы он обрел независимость в 70-х годах ХХ века, когда в соседнем Китае шла «культурная революция». Всплески насилия в тот период охватили улицы в Поднебесной, где, как в Советском союзе в 30-х годах ХХ века искали «врагов народа» и «вредителей». Правда, главными «санитарами» выступали не органы госбезопасности, а терроризировавшие население хунвейбиновцы. Разгул политической стихии не только усугублял кризис в Китае, но и влиял на соседние страны. В тот период СССР столкнулся с «китайским прорывом» на острове Даманск, а позже – на востоке Казахстана.

Еще один штрих того времени – это деятельность китайских картографов, включавших Туркестан в состав КНР. Это не было ошибкой, а было «продуктом» тех политических процессов, которые протекали в Поднебесной. Не трудно догадаться, с какими рисками столкнулся бы Казахстан, если бы получил независимость на 15-20 лет раньше. К счастью суд истории вынес суровый вердикт хунвейбиновцам и открыл дорогу реформам в Китае.

Конечно, Поднебесная вызывает опасения, все-таки население страны превышает 1,4 млрд. человек, на фоне которых 17 млн. наших граждан – это капля в море. Но не так страшен черт, как его малюют! Сегодня Китай переживает бурное развитие, снижается уровень бедности в стране, появляется общество средней зажиточности. Все это является гарантией того, что политические события прошлого не повторяться. Ведь реформы в Поднебесной коснулись не только экономики, но и «заоблачной» внешнеполитической сферы, где Пекин провозгласил политику открытых дверей и встал на путь прагматизма. Такой курс позволил Казахстану достаточно легко урегулировать приграничные споры с соседом в 90-х годах ХХ века и снизить риски.

«Демаркация государственной границы с Китаем полностью завершена, и к концу 2014 года стороны приступят к совместной проверке состояния линии границ», – сообщил на днях глава внешнеполитического ведомства Казахстана Ерлан Идрисов.

Китай набирал силу! В начале XXI столетия он наращивал товарооборот с государствами нашего региона, а после глобального кризиса активно их кредитовал по линию ШОС. Но все это только начало! Нынешние столетие, многие эксперты называют «веком Китая», когда лидерство в мире перейдет к Поднебесной. А значит, в ближайшие десятилетия экономический и политический потенциал соседней страны будет расти. Вместе с этим, будет расти и ее влияние. Поэтому, когда мы говорим о «Большом Китае» надо понимать, что у Казахстана и его соседей по региону все еще впереди. ШОС – это только разминка! При этом важно чтобы Пекин не сворачивал с курса реформ, которые являются для него гарантией процветания, а для Казахстана и его соседей, гарантией их независимости.

Но говоря о вкладе внешнеполитических партнеров в копилку независимости Казахстана, стоит отметить, что самым большим вкладом является многовекторная политика Астаны, которая была провозглашена президентом Нурсултаном Назарбаевым в начале 90-х годов. Собственно она позволила выстроить деловые отношения буквально со всеми странами, с кем у Казахстана имеются дипломатические отношения. Самое главное, что проводимая многовекторная политика также укрепляет независимость страны, за счет того, что она поддерживает баланс геополитических интересов в нашем регионе. Кстати, на такую ее особенность обращают внимание зарубежные эксперты международники, признающие тот факт, что на Казахстан и его соседей невозможно оказывать влияние или навязывать им политику. Благодаря чему Астана может придерживается своей независимой линии поведения на мировой арене.

 

Алматы.