АЛТЫНОРДА
Новости

Асель ТУРЛАНОВА: Байконур. Одно небо на двоих

байконурПодписав «Дорожную карту» по совместному использованию комплекса Байконур на 2014-2016 годы, Казахстан взял ответственность за будущее «космограда». В принципе, у города есть потенциал для развития – это человеческий капитал. Поэтому важно не только не растерять его, но и максимально использовать. В этом случае, космоград сможет принести дивиденды, и даже стать локомотивом инновационного развития.

Нынешний год для Байконура станет особым. Еще в конце 2013 года президенты России и Казахстана, – Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев, – подписали «Дорожную карту» по совместному использованию комплекса Байконур на 2014-2016 годы.

«Байконур должен стать международным инновационным брендом, символом качественно нового этапа наших двусторонних отношений. Для проведения совместных исследований в сфере мирного использования космоса мы могли бы создать новую уникальную площадку научно-технологического сотрудничества – Байконурский инновационный фонд», – отметил Нурсултан Назарбаев.

А в начале февраля, на расширенном заседании Коллегии, о планах развития космической отрасли и реализации «Дорожной карты» рассказывал Глава «Казкосмоса» Талгат Мусабаев. Как сообщил космочиновник, этот год станет напряженным для Казахстана. В течение нескольких месяцев будет запущено три спутника (один аппарат связи и два зондирования Земли, – ред.). Первый из них, – «KazSat-3», – отправиться бороздить просторы вселенной 30 апреля. В связи с этим, первый заместитель главы правительства Бакытжан Сагинтаев обратил внимание на соблюдение сроков, «чтобы не получилось так, что в последний момент получили какое-то извещение о том, что сроки буду передвигаться – это уже будет для нас катастрофой». К слову Сагинтаев в декабре 2013 года встречался с первым заместителем главы правительства России Дмитрием Рогозиным, который сказал, что «технических причин для несвоевременного выведения спутника KazSat-3 на геостационарную орбиту нет». Но как говориться, поживем, увидим.

Но реализация «Дорожной карты» акцентирует внимание не столько на космосе, сколько на земных проблемах. Среди них развитие космодрома и города Байконур. И что не менее важно, теперь ответственность за судьбу космической гавани наряду с Россией должен разделить Казахстан. Напомним, что ранее по соглашению об аренде космодрома, развитием города занималась российская сторона. Но ситуация поменялась в конце 2013 года, когда была принята «Дорожная карта» по совместному использованию комплекса Байконур на 2014-2016 годы.

«То есть, мы не говорим, что мы сразу аренду прекращаем. Это невозможно одним махом сделать, это будет беда, а вот частично, поэтапно — это возможно», – пояснял в конце 2013 года Мусабаев.

 

Место притяжения

В результате, встал вопрос о том, как и на какие средства будет жить и развиваться город Байконур. Так, выступая на «космической» Коллегии в начале февраля Бакытжан Сагинтаев предложил развивать туризм. Причем во всех ипостасях.

«Компании на туристической основе катают туристов в космос, – отметил он. – Я слышал есть интересы и по Байконуру, площадку использовать… В рамках наших договоренности такого плана проекты будут».

туризм

Даже если средств не хватить для полетов в космос, можно собственными глазами увидеть запуск ракеты и послушать рокот космодрома. Кстати, именно так поступают за океаном, в США на мысе Канаверал. Это также не даст космическому городку зачахнуть в Кызылординской степи.

«У нас в Казахстане есть Байконур, а мы только по телевизору старты видим. Посмотреть какую ракету запускают, как запускают, можно все популяризировать через туризм. Нам надо это вместе отработать. Я знаю, что Кызылординская область это сильно продвигает. И памятник «Коркыт-Ата» построили», – посетовал Сагинтаев.

Прозвучало мнение, привозить в космическую гавань гостей выставки Астана «ЭКСПО 2017». Все-таки не будем забывать о том, что Байконур является колыбелью космонавтики. Отсюда был сделан первый шаг человека на орбиту Земли, и отсюда запускались аппараты на другие планеты. Поэтому город и космодром Байконур может стать местом притяжения для всех тех, кто интересуется современной историей.

Сколько может давать индустрия доходов зависит от того, как будет поставлено на ноги дело, и прежде всего, с каким размахом. Но как показывает опыт других стран, такие проекты окупаемы. Главное продумать детали туристического бизнеса и желательно, дать свободу частным компаниям, при условии соблюдения конкурентной борьбы.

Но все это домашнее задание на будущее. В то время как уже сегодня необходимо обеспечить жителей города теплом и светом, да еще дать им образование и предоставить медицинское облуживание. Все это не только дополнительные хлопоты, но и расходы. В этой связи был разработан проект плана развития города Байконур и прилегающих к нему поселков Торетам и Акай.

«По предварительным расчетам, его реализация потребует порядка 40 миллиардов тенге. В том числе 33,7 миллиарда – из республиканского бюджета. Не осталась в стороне и Российская Федерация, которая намерена направить на реализацию плана средства, которые в пересчете на нашу валюту составляют более трех миллиардов тенге. В настоящее время проект комплексного плана находится на согласовании с отраслевыми министерствами», – сообщили в феврале представители Кызылординского облакимата.

Считается, что средств более чем достаточно для развития города. Для сравнения скажем, что в 2013 году доходы в бюджет города Байконур составили 3 483 277 тысяч рублей или 15,7 миллиарда тенге (расходы — 3 487 101 тысяча рублей или 15,8 миллиарда тенге, — ред.).

Но главное не расходы на содержание космогородка, а доходы, которые он может получить. И здесь не все так просто. Опять же, если ссылаться на российские данные, то выходит, что по данным администрации города Байконур, ведущее место в структуре налогоплательщиков занимают предприятия космической отрасли, от которых в бюджет поступил 41 процент платежей, 23 – от государственных унитарных предприятий и 19 – от государственных учреждений и организаций.

 

Компромиссное решение

Как видно, город и космодром живут одной жизнью. Кстати, эта связь трагически дала о себе знать в начале 90-х годов, в момент развала Советского союза. Байконур стали спешно покидать специалисты, которые наблюдали за тем, как шел процесс сворачивания одной из амбициозной в мире космической програм. Тогда же город и космодром стали погружаться во мрак. В СМИ появлялись публикации о том, что офицеры и солдаты призывники из бывших советских республик устраивают погромы на космическом объекте. Было такое чувство, что их охватила зависть. Ну не хотели они, чтобы Казахстану досталась гордость бывшего СССР. А может… это была хорошо спланированная провокация?

Ситуация поменялась в 1994 году, когда Россия и Казахстан подписали соглашение об аренде космодрома сроком на 56 лет. Согласно документу, соседняя страна брала на себя вопросы финансирования развития города. Байконур пришел в себя, сюда вернулась жизнь, человеческая радость и детский смех. Но главное, сюда вернулись компании космической отрасли и специалисты. И такой статус-кво сохранялся до прошлого года, когда было подписана «Дорожная карта» по совместному использованию комплекса Байконур на 2014-2016 годы.

Сегодня многие спрашивают: а зачем Казахстану надо было менять сложившийся порядок вещей? Скорее всего, это попытка Астаны снизить возможные риски. А поводом для этого стал проект «Байтерек» и ракетоноситель «Ангара». Россия и Казахстан должны были сообща пробивать «дорогу к звездам». Наша страна должна была взять на себя расходы по строительству на Байконуре стартовой площадки для нового ракетоносителя. Смета расходов получалась большой – 1,6 млрд. долларов. И даже не она была последней каплей в чаше терпения, а планы России по строительству космодрома «Восточный» на своей территории. У Казахстана исчезли гарантии того, что соседняя страна продолжит запуски «Ангары» с Байконура. Зато выросла вероятность, что мы бросим деньги на ветер.

Точки над «i» расставили сами россияне, когда в ультимативной форме заявили о том, что если наша страна не поставит деньги на бочку до летных испытаний «Ангары», то они снимают с себя обязательства по совместному проекту «Байтерек».

«Они (Казахстан, – ред.) пока молчат. Но мы тоже до бесконечности ждать не можем. Мы можем ждать, честно говоря, до начала летных испытаний «Ангары», — сказал экс-глава «Роскосмоса» Владимир Поповкин в марте 2012 года.

В связи с чем весь прошлый год в отношениях между странами прошел под знаком Байконура. Выход был найден в замене ракетоносителя. Теперь вместо «Ангары» речь шла о «Зените». Это решение нашло свое отражение в «Дорожной карте». Поскольку ракетоноситель «Зенит» является проверенной лошадкой, первый запуск которого состоялся в середине 80-х годов прошлого века, то под него имеется уже готовый стартовый комплекс на космодроме. В свою очередь Казахстану не нужно было тратить деньги на его строительство. Страны сошлись на том, что эта площадка будет выведена из российской аренды.

Но самое главное, теперь есть уверенность, что на Байконуре будут работать космические компании, а значит, город будет развиваться и в будущем. Но есть и нюансы. Ракетоноситель «Зенит» также используется для коммерческих стартов с морской вышки в районе экватора, где за счет центробежной силы расход топлива получается меньше. В связи с этим проекту «Байтерек» на Байконуре предстоит конкурентная борьба с проектом «Морской старт». В любом случае, поскольку Казахстан и Россия решили на совместных началах осуществлять ракетные запуски, то ответственность за космогород тоже должна была делиться поровну. Так было всегда на Байконуре, кто работает, тот и танцует девушку.

 

«Протон». Давай до свидания!

Байконур – это не просто город, это инновационный моногород. Это и его «плюс», и его «минус». Будучи моногородом, он наследует все родовые болезни таких городов. По этой причине, Казахстан решил постепенно возвращать контроль над космоградом. С другой стороны, город Байконур всегда отличался высоким человеческим капиталом. Это значит, что он способен развиваться за счет реализации инновационных проектов.

К слову об этом говорил Нурсултан Назарбаев, когда предложил «создать новую уникальную площадку научно-технологического сотрудничества». У города Байконура есть для этого потенциал. Но важно не иметь, а реализовать его. А значит, необходимо привлекать инвесторов в этот город. Тем более что недавно об этом говорил президент.

«Хватит болтать! Если мы хотим, как мы говорим, создать условия, рай для инвесторов, так давайте их создадим», – сказал Нурсултан Назарбаев в середине февраля.

«Дорожная карта» это не только вопрос развития космодрома. Стоит отметить, что этот документ способен снизить риски в отношениях между Россией и Казахстаном, где после каждой новой аварии ракетоносителя «Протон», возникает пауза непонимания. Кстати, они присутствовала и в ходе заседания Коллегии в начале февраля. Как сказал Бакытжан Сагинтаев, Россия до сих пор не выплатила компенсацию за аварию Протона в середине прошлого года.

падение

«Каждый пуск ракеты-носителя создает социальную напряженность среди населения. В этой связи мы поднимали вопрос о применении Экологического кодекса Республики Казахстан на территории комплекса «Байконур», произвели расчет ущерба от загрязнения окружающей среды, нанесенного при аварии ракетоносителя «Протон». Однако до сих пор затягивается решение вопросов по распространению действий Экологического кодекса Республики Казахстан на территорию Байконура и по возмещению ущерба», – отметил Сагинтаев.

В связи с этим он потребовал от представителей «Казкосмоса» напомнить о долгах российской стороне. Но очевидно, что проблема будет возникать снова и снова до тех пор, пока с Байконура взлетает экологически опасная ракета. Собственно «Протон» должна была заменить «Ангара». Но Астана выбрала, в конце концов, ракетоноситель «Зенит». И скорее всего, после завершения в России строительства своего космодрома поставит более жестко вопрос о прекращении запусков с территории Казахстана «Протонов».